Диссертация (Развитие международного гуманитарного права в условиях изменяющейся природы современных вооруженных конфликтов), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Развитие международного гуманитарного права в условиях изменяющейся природы современных вооруженных конфликтов". PDF-файл из архива "Развитие международного гуманитарного права в условиях изменяющейся природы современных вооруженных конфликтов", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "юриспруденция" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата юридических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
С. 48–49.Там же.107См.: Капустин А.Я., Мартыненко Е.В. Международное гуманитарное право: учеб. пособие.М.: Изд-во УДН, 1991. С. 17–18.108Коран / пер. смыслов и комментарии В. Пороховой. 3 изд., доп. М.: Аль-Фуркан, 1997. С. 203.10645Политико-правовые учения мыслителей позднего средневековья по вопросам гуманизации отношений между воюющими сторонами, войны и мира в целом вызывают огромный интерес.
Знаменитый итальянский философ НикколоМакиавелли в своих работах не рассматривал мир в качестве цели международных отношений. Более того, он не призывал государства бороться за мир и всеобщую безопасность. Его предпочтения были в пользу военных средств разрешения международных конфликтов, отмечая при этом, что государства не связаны никакими ограничениями в принятии решений о войне. Крайне отрицательно он относился к практике наемных войск, так как считал, что это одна изпричин наступления частых военных конфликтов «ввиду того, что эти войскане руководствовались национальными интересами в погоне за наживой»109.В его оценку наемных войск можно также привести цитату: «Очевидно, чтоплата не может настолько привязать их к нанимателю, чтобы они готовы былиумереть за него.
Между тем, если в войске каждый не предан своему начальнику до готовности умереть за него, то такое войско не устоит перед скольконибудь мужественным врагом. Но такая преданность и такое усердие могутсуществовать только в гражданах; поэтому республика или государство должны вооружать собственных подданных, как было у всех народов, совершавшихвеликие завоевания»110.Макиавелли также высказывался по вопросам, касающимся правил ведениябоевых действий. Здесь его взгляды были относительно противоречивыми. С одной стороны, он выступал с требованиями не причинять вреда тем, у кого не было оружия.
Но при этом он же осуждал такие способы ведения войны, «когда побежденного врага только обирают, а не держат в плену или не убивают»111.Особое место в деле разработки вопросов гуманитарного характера вовремя войн принадлежит Г. Гроцию, одному из основателей учения о естест109См.: Ермошин В.В. Проблемы войны и мира в политико-правовых учениях нового времени.М., 1989. С. 26.110См.: Макиавелли Н. Государь.
Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. М.: Мысль, 1996. С. 195.111См.: Макиавелли Н. История Флоренции. Л., 1973. С. 218.46венном праве и систематизатору международного права. В XVII в. он посвящает значительную часть своего трактата «De jure belli ac pacis» ведению военныхдействий. Важно отметить, что Г. Гроций не смотрел на право как на продуктбожественной воли. По его мнению, право не должно предшествовать действию, оно как раз должно исходить из действия. Например, право нации создается нацией на основе своего суверенитета. Если национальное законодательство, которое основывается на естественном праве, провозглашает основные права человека, то непосредственное осуществление указанных прав должно обеспечиваться государством.
В случае, если идет война и национальноеправо не может защитить человека от действий противоположной стороны, тоэту защиту могло бы предоставить только международное право. Само обращение к войне, по его мнению, должно быть максимально тщательно регламентировано. Г. Гроций также отрицательно относился к идее немедленного обращения к войне, когда предварительно стороны не прибегали к процедурам примирения с целью урегулирования спора.Г. Гроций не отрицал идеи справедливой войны. Но он был первым, ктоутверждал, что справедливость причин, которые побудили государство обратиться к войне, не может освобождать последнее от обязанности соблюдать законы и правила войны. При этом население побежденной стороны рассматривалось им в качестве врагов, которые находятся во власти победителя.
Но он стоял на том, что следует избегать лишней жестокости вслучае отсутствия военной необходимости, а также проводить различие между непосредственными участниками боевых действий и гражданским населением. По его мнению, заложников и пленных следует предавать смертитолько тогда, когда они совершили преступления, а имущество неприятеляне должно уничтожаться, если этого не требует настоятельная военная необходимость112.112См.: Аби-Сааб Р. Гуманитарное право и внутренние конфликты: Истоки и эволюция международной регламентации: Пер.
с фр. / Р. Аби-Сааб. М.: МККК, 2000. С. 33.47Свой вклад в гуманитарное развитие права войны в средние века вносила иРоссия. Ф.И. Кожевников в своих работах отмечает, что русский народ вместе сдругими народами способствовал гуманизации войны113. Например, в договоремежду князем Данилой Галицким и польским князем Конрадом Мазовецкимсодержалось положение, в соответствии с которым стороны обязывались щадить мирных жителей, а также не угонять в плен сельское население захваченных территорий114.1.4. Развитие законов и обычаев войныв новое и новейшее времяТридцатилетнюю войну можно назвать одним из важнейших военныхконфликтов с точки зрения развития международного гуманитарного права.Этот конфликт продолжался с 1618 по 1648 г., при этом он затронул практически все европейские страны того времени.
Начинаясь как религиозное противостояние между протестантами и католиками, война переросла в борьбу противдоминирования одной из наиболее могущественных династий Европы – Габсбургов. Этот конфликт являлся последней крупной войной религиозного характера.Война сопровождалась массовыми страданиями мирного населения как отсолдат противоборствующих сторон, так и от голода и различных эпидемий,вызванных войной. Достаточно привести лишь одну цифру: население Богемииуменьшилось с 3 млн до 750 тыс. человек115. Также с экономической точки зрения Европе был нанесен огромный ущерб.113См.: Кожевников Ф.И.
Русское государство и международное право до XX века. М., 1947.С. 265.114См.: История дипломатии. М., 1967. Т. I. С. 131.См.: Пикте Ж. Развитие и принципы международного гуманитарного права: Курс, прочитанный в июле 1982 г. Жаном Пикте в Страсбургском университете в рамках информационной сессии, организованной Международным институтом прав человека. М.: Международный КомитетКрасного Креста, 1994. С. 29.11548Война закончилась подписанием двух соглашений 15 мая 1648 г. («Мюнстерское») и 24 октября 1648 г. («Оснабрюкское»), которые принято называть«Вестфальским миром».
Причем это был результат первого дипломатическогоконгресса. Этот мир положил начало новым правилам поведения государств наевропейской политической и дипломатической арене – так называемая Вестфальская система международных отношений. Участниками конгресса был принятотказ от принципа исторического обоснования права. То есть стороны отказывались даже от ссылок на прошлое в качестве доказательства собственной правотыв настоящем.
Теперь главным стал считаться принцип плюрализма мнений.В Вестфальской системе немалую роль играла идея баланса сил. Принципнационального государственного суверенитета признавался одним из ключевых. Каждое государство могло обладать всей полнотой власти на своей территории.Ради сохранения баланса сил межгосударственные союзы становились более гибкими. Сутью системы было недопущение усиления одного европейскогогосударства или целой коалиции путем политических или дипломатическихманевров со стороны другого государства ради сохранения баланса сил в Европе.Более того, ст.
43 Мюнстерского соглашения 1648 г. можно рассматриватькак родоначальницу всех современных норм, которые касаются обращения спленными. Они будут возвращены «без каких бы то ни было различий или исключений»116.В XVIII в. война – сфера деятельности профессиональных армий. Гражданское население больше прямым образом не вовлекается в военные действия.Мародерство и грабежи под запретом. Шведский король Густав II Адольф вводит смертную казнь за изнасилование, а также запрещает сжигать города, деревни, церкви, больницы, мельницы и школы на неприятельской территориибез соответствующего приказа в своем «Военном артикуле».116См.: Аби-Сааб Р. Гуманитарное право и внутренние конфликты: Истоки и эволюция международной регламентации / пер. с фр. М.: МККК, 2000.
С. 32–33.49Договорной практике государств также не чужда гуманизация правил ведения боевых действий. «Договор о дружбе и мире», подписанный ФридрихомВеликим и Бенджамином Франклином в 1785 г., содержит положения, главнойцелью которых является защита личности. Договор предусматривал, что в случае конфликта воюющие стороны отказываются от блокады, гражданскому населению предоставляется право покинуть территории воюющих сторон в течение определенного промежутка времени. Также воюющие стороны брали насебя обязательства по заботе о военнопленных. Им должны были предоставлятьпищу, кров и оговаривалась возможность доверенным лицам посещать военнопленных и оказывать им помощь.Говоря о мыслителях того времени, важно упомянуть знаменитого французского философа и писателя Ж.-Ж. Руссо, которого можно назвать продолжателем идей Г. Гроция.
В своей работе «Об общественном договоре» им былаобоснована необходимость и правомерность разделения населения воюющихсторон на непосредственных участников военных действий – комбатантов игражданское население. Гражданское население должно пользоваться правовойзащитой во время боевых действий. По мысли Ж.-Ж. Руссо, война – это отображение отношения государства к государству, а не человека к человеку. Тоесть врагами в войне являются не простые люди как частные лица, а государства и граждане воюющих государств лишь в качестве воинов117.Великая французская революция 1789–1799 гг. также внесла свою лепту вразвитие норм международного гуманитарного права. Для этой войны были характерны не только кровопролитные сражения, но и самый настоящий террор,периодически организовываемый политическими силами.
Примером могутслужить слова французского бригадного генерала Ф.-Ж. Вестерманна, написанные в рапорте Национальному Конвенту (высший законодательный и исполнительный орган Первой французской республики во время революции) пос-117См.: Давид Э. Принципы права вооруженных конфликтов. М.: Международный КомитетКрасного Креста, 2000. С.
41.50ле успешных боев и подавлении мятежа в Вандее: «Вандеи больше нет. Онапогибла от нашей несущей свободу шпаги вместе со своими женщинами идетьми. Я похоронил ее в болотах и лесах Савенэ согласно приказам, полученным от вас. Я потоптал детей копытами коней и истребил женщин, которые – уж эти-то во всяком случае – не будут больше рожать разбойников.