Диссертация (Конституционные ценности в доктрине конституционного права и практике конституционной юстиции), страница 21
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Конституционные ценности в доктрине конституционного права и практике конституционной юстиции". PDF-файл из архива "Конституционные ценности в доктрине конституционного права и практике конституционной юстиции", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "юриспруденция" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата юридических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 21 страницы из PDF
Н. Указ. соч. С. 24.Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М. 2002. С. 201235Марченко М. Н. Тенденции развития права в современном мире. Учебное пособие. М. 2015. С. 9.236Haberle P. Verfassungslehre als Kulturwissenschaft. 1. Aufl. Berlin: Duncker & Humblot, 1982; Haberle P.Verfassungslehre als Kulturwissenschaft. 2. Aufl. Berlin: Duncker & Humblot, 1998; Haberle P.
Der Sinn vonVerfassungen in kulturwissenschaftlicher Sicht // Archiv des offentlichen Rechts (AoR).237Шустров Д. Г. Essentia constitutionis: Конституция Российской Федерации в фокусе теорий конституцииXX–XXI веков. Часть 2 // Сравнительное конституционное обозрение. — 2017. — Т. 120, № 5. — С. 78–93.238Вопросы, связанные с отличием принципов от ценностей, уже исследовались в настоящей работе с точкизрения именно их инструментального и регулирующего потенциала. Отличие же в культурологическомаспекте представляется обоснованным рассмотрение именно в рамках настоящего параграфа.239Jacobsohn G.
J. Constitutional Values and Principles // The Oxford Handbook of Comparative Constitutional.Michel Rosenfeld&András Sajó eds. 2012. P. 778.23496о необходимости уважения национальных правовых, культурных, духовныхи нравственных традиций.В некоторых Конституциях подобные положения содержаться впреамбуле. Так, например, в преамбуле Конституции Турции указывается,что «не должна защищаться никакая деятельность, которая противоречиттурецким национальным интересам, <…> историческим и моральнонравственным ценностям турецкого народа»240. В преамбуле КонституцииВенгрии (Национальное кредо) указывается, что члены венгерской нациипризнают «роль христианства в сохранении венгерской нации», а также то,что их «фундаментальными объединяющими ценностями являются верность,вера и любовь»241.Указание на признаваемые в обществе морально-нравственные ирелигиозные ценности содержится не только в преамбулах, но инепосредственно в самом тексте конституций.
В частности, согласноположениям статьи 10 Конституции Египта, «семья является основой (ядром)общества и основана на религии, морали и патриотизме. Государствообеспечивает её сплоченность, стабильность, а также утверждение этихценностей»242.В абзаце 8 Преамбулы Конституции Республики Руанда указывается,принимая конституцию Руанды, её народ обязуется «поддерживать ценности,в основе которых – семья, мораль и патриотизм». Приведенное положениепрограммного характера конкретизируется и развивается в других статьяхКонституции. В частности, согласно положениям статьи 11 «КультураРуанды, как источник национальных решений», с целью построения нации,продвижения национальной культуры и восстановления достоинства,руандийцы, основываясь на своих ценностях, создают национальные240Конституция Турецкой Республики от 23 июля 1995 года // Электронный ресурс.
Режим доступа:https://global.tbmm.gov.tr/docs/constitution_en.pdf241Конституция (Основной Закон) Венгрии от 25 апреля 2011 года // Электронный ресурс. Режим доступа:http://nemzetikonyvtar.kormany.hu/download/3/00/50000/orosznyomda_jav%C3%ADtott.pdf242Конституция Египта от 18 января 2014 года // Электронный ресурс. Режим доступа:http://www.wipo.int/wipolex/en/text.jsp?file_id=34465197механизмы разрешения возникающих проблем. Согласно положениям статьи47 Конституции, на государство возлагается обязанность «защищать ипоощрять национальные ценности, основанные на культурных традициях,если они не противоречат правам человека, основам общественного порядкаи доброй нравственности»243.ВРазделегосударственной«Национальныеполитики»целииКонституциинаправляющиеУгандыпринципыуказывается,что«культурные и общепринятые ценности, которые согласуются с основнымиправамиисвободами,человеческимдостоинством,демократиейиКонституцией, могут быть разработаны и включены в аспекты жизниУганды.
Государство обязуется поощрять и сохранять те культурныеценности и практику, которые повышают достоинство и благосостояниеугандийцев». В главе же посвященной судебной власти, в частности встатье 126 указывается, что судебная власть исходит от народа иосуществляетсяпосредствомограничений,установленныхэтойКонституцией, в соответствии с законом и ценностями, нормами иустремлениями людей244.Согласно положениям статьи 1 Конституции Венесуэлы, БоливарскаяРеспублика Венесуэла основывает свои моральные принципы и ценностисвободы, равенства, справедливости и мира во всем мире на учении СимонаБоливара, Освободителя245. Таким образом, общепризнанные ценностинаполняются положениями Конституции Венесуэлы с учетом национальнойистории и традиции.Наиболее последовательно ценностный подход к формулированиюконституционных положений проведен в Конституции Восточного Тимора в243Конституция Республики Руанда от 26 мая 2003 года // Электронный ресурс.
Режим доступа:https://www.constituteproject.org/constitution/Rwanda_2015.pdf?lang=en244Конституция Республики Уганда от 15 февраля 2006 года // Электронный ресурс. Режим доступа:http://www.wipo.int/wipolex/en/text.jsp?file_id=170004245Конституция Боливарианской Республики Венесуэла от 30 декабря 1999 года // Электронный ресурс.Режим доступа: http://constitutions.ru/?p=986498котором апеллирование к терминологии ценностей встречается наиболеечасто, в особенности в части признания ценностей сопротивления.В частности, согласно положениям статьи 11, ДемократическаяРеспубликаВосточногоТимораосознаётценностьисторическогосопротивления народа против иностранного доминирования и вклад всех тех,кто боролся за независимость.
Государство также признает и ценит участиеКатолической Церкви в процессе национального освобождения. Согласноположениям статьи 2 указывается, что государство признаёт и придаётценность нормам и обычаям Восточного Тимора, которые не противоречатКонституции и законодательству, касающемуся обычного права. В статье 13национальный язык признается в качестве ценности, в статье 41 в рамкахзакрепления гарантий свободы СМИ, указывается на необходимость защитыкультуры и традиционных ценностей Восточного Тимора246.Данный анализ положений конституций иностранных государствдоказывает то обстоятельство, что ценностная терминология напрямуюзакреплена в Конституциях, в большей степени когда речь идет онациональнойистории,религии,морально-нравственныхценностях,культуре и обычаях, иными словами совокупности всего того, что позволяетнароду самоидентифицироваться в мире, всё того, что объединяет обществои на основе чего создаётся независимое государство.Правоприменительная практика и доктрина также свидетельствуют впользу того, что суды, толкуя конституцию и выявляя те или иные ценности,отталкиваютсяотнациональнойправовойтрадиции,историческихнравственных и духовных оснований.Так, в теории американской конституционно-правовой мысли еще в80-ые годы прошлого века было отмечено, что судебные решения не могут всвоём обосновании опираться на какую-либо независимую системуценностей, любые ценности, для того чтобы они могли были быть246Конституция Демократической Республики Восточного Тимора от 20 мая 2002 года // Электронныйресурс.
Режим доступа: http://timor-leste.gov.tl/wp-content/uploads/2010/03/Constitution_RDTL_ENG.pdf99использованы в качестве правовых инструментов должны опираться наисторию,традиции,иопытпрошлыхпоколений247.Наданноеобстоятельство, в частности, обращает внимание и Г. А. Гаджиев, которыйуказывает, что «в США общепризнанно, что на интерпретацию Конституциидолжны влиять и современные ценности, и сумма общего опыта страны»248.Конституционная правоприменительная практика Верховного СудаСША в данном контексте является в действительности показательной.Так, выявление тех или иных прав или ценностей из текстаКонституции и признание за ними статуса фундаментальных, исходя изисторического опыта и сложившихся правовых традиций, представляетсобой целое направление толкования Конституции США, а именнометодологию традиционализма, активно используемую Верховным СудомСША в своей конституционной правоприменительной практике.Как отмечается в литературе, традиционализм представляет собойпрактику толкования Конституции в соответствии с утвердившимися иразвивающимися обычаями, опытом и традициями нации249.
Даннаяметодология требует, чтобы положения Конституции применялись так, какесли бы они рассматривались сквозь призму конституционной истории250.«Базовой идеей» традиционализма, таким образом, является признание прави свобод в том случае, если они признаются устоявшейся многолетнейтрадицией251.Конституционная правоприменительная практика Верховного СудаСША демонстрирует то обстоятельство, что в процессе признания прав исвобод в качестве основополагающих, фундаментальных, а также привыявлении и исследовании тех или иных конституционных ценностей, судьикак в самом решении по делу, так и при обосновании своих особых и247Kronman A.
T. Alexander Bickel's Philosophy of Prudence. Yale Law Review. 1985. P. 72.Гаджиев Г. А. Онтология права (критическое исследование юридического концепта действительности).М. 2013. С. 259249Michael W. McConnell. Textualism and the Dead Hand of the Past // 66 Geo. Wash. L. Rev. 1998. P. 1127,1133.250Там же.251Cass.