Диссертация (Концепт “старый дом” в русской литературе XIX века)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Концепт “старый дом” в русской литературе XIX века". PDF-файл из архива "Концепт “старый дом” в русской литературе XIX века", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
1ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ«ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»На правах рукописиМясникова Татьяна СергеевнаКОНЦЕПТ «СТАРЫЙ ДОМ» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКАСпециальность 10.01.01 – русская литератураДиссертацияна соискание ученой степеникандидата филологических наукНаучный руководитель –Е.
Н. Брызгалова,доктор филологических наук,профессорТверь – 20172СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ................................................................................................................. 3ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНЦЕПТА «СТАРЫЙДОМ» В «УСАДЕБНЫХ» ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫXIX ВЕКА ................................................................................................................. 211.1. Концепт «старинный дом» в творчестве А. С. Пушкина ..............................
211.2. Концепт «старый дом» в творчестве И. С. Тургенева ................................... 441.3. Концепт «старый дом» в творчестве И. А. Гончарова .................................. 61ГЛАВА 2.«СТАРЫЙ ДОМ» В ТВОРЧЕСТВЕ А. П. ЧЕХОВА КАККОНЦЕПТ КУЛЬТУРЫ ........................................................................................ 882.1. Концепт «старый дом» в прозе Чехова второй половины 1880-х – 1890-хгодов и литературная традиция изображения усадьбы ........................................
892.2. Роль «старого дома» в концептосфере прозы А. П. Чехова второй половины1880-х – 1890-х годов ........................................................................................... 1102.3. Концепт «старый дом» в пьесах А. П. Чехова 1890-х – 1900-х годов итрадиция изображения усадьбы .......................................................................... 1252.4. Значение художественного концепта «старый дом» для концептосферыпьес Чехова 1890 – 1900-х годов ......................................................................... 148ЗАКЛЮЧЕНИЕ .....................................................................................................
160СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ......................................... 1653ВВЕДЕНИЕДом – основополагающая ценность любой культуры. Дому издревле уделялось огромное внимание, он всегда занимал исключительное место в картинемира любого народа и каждого конкретного человека. «С появлением жилищамир приобрел те черты пространственной организации, которые на бытовомуровне остаются актуальными и в наше время.
<…> Иными словами, дом придал миру пространственный смысл, укрепив тем самым свой статус наиболееорганизованной его части» [Байбурин, 2005, с. 17].В. Г. Щукин так определил роль образа дома в сознании человека: «Домотносится к числу основополагающих, всеобъемлющих архетипических образов, с незапамятных времен функционировавших в человеческом сознании»[Щукин, 1996, с. 135]. Дом одновременно являлся и хозяйственным, и духовным объектом.
Неслучайно считалось, что дом оберегает своих хозяев не только от внешних природных воздействий, но и от нечистой силы, поэтому особенно тщательно выбиралось место, где возводился дом, материал, из которогоон строился, и так далее.
Изначально устройство дома соотносилось с мироустройством, с природным порядком, со Вселенной. «Именно по этой причиневнутренняя конструкция дома и его внешняя отделка уподоблялись и микрокосму (человеку), и макрокосму (Вселенной). Весьма показательна в этом отношении терминология, используемая для обозначения конструктивных деталей дома и частей человеческого тела, – окно/око, устье (печи)/уста, чело (печи)/чело, наличник/лицо. <…> При закладке дома в основание четырех его угловклались камни, принесенные с окрестных полей, а на время строительства в середину будущей избы высаживалось молодое деревце – тем самым возведениестроения уподоблялось росту дерева» [Иванова, 1998, с. 3].Таким образом, дом – это мир в миниатюре.
«В нем существуют человеки вселенная. <…> Следуя логике этой схемы, дом может быть “развернут” в4мир и “свернут” в человека, если при этом не нарушены правила соответствий»[Байбурин, 2005, с. 17].Основной функцией дома изначально считалась функция защиты отвнешнего мира. Осмысление пространства дома позволяет провести четкуюграницу между «своим, понятным, привычным, соответствующим обычаю издесь заведенному порядку» [Кнабе, 1993, с.
119] и «чужим», враждебным пространством. «Как понятие культурное, архетип внутреннего пространства обладает двумя коренными свойствами: он многозначен и существует лишь черезсвою противоречивую и неразрывную связь с внешним пространством, причемоба эти свойства постоянно взаимодействуют между собой» [Кнабе, 1993, с.118].Дом – это «мир, приспособленный к масштабам человека и созданный имсамим» [Цивьян, 1978, с. 72].
Дом – это повседневный, привычный уклад, образжизни. «Обиход слагается из “прописей”, из принятых каждой социальной икультурной формацией аксиом, трактующих о добре и зле, о жизни и смерти, опрекрасном и безобразном, определяющих поведенческие структуры, нравственные и эстетические запреты и рекомендации» [Панченко, 2000, с. 15]. Мирдома консервативен, но, по верному замечанию А. М. Панченко, именно в«эпоху скачков» перемена в привычном укладе превращается «в событие»[Панченко, 2000, с.
15]. Имеется в виду прежде всего быт, «обиходный слой»,но то же можно отнести и к духовной составляющей дома, так как, как отмечалось ранее, дом – это совокупность хозяйственного и духовного миров. Домпризван охранять, оберегать не только самих хозяев, но и традиции, идеалы иценности. Резкие переломы в разные эпохи превращаются в событие, котороеменяет дом вместе с его хозяевами.Дом – это и душа его владельца.
Неслучайно в литературе зачастую дается предельно четкая характеристика персонажа именно через жилище: интерьер, установленный в доме порядок. Дом в таком случае – это «особым образоморганизованная единица социального пространства» [Климова, 2000].5Дом – это категория пространства, которая является ключом к пониманию не просто индивидуальной картины мира человека, но и отражением базовых представлений о мироустройстве целого народа.Дом – центральный образ русской литературы.
Дом представляет собойсоединение материальной и духовной сфер, а поэтому образ этот многофункционален. Дом всегда характеризует своего владельца. Подтверждением этоготезиса могут служить многочисленные примеры произведений русской литературы XIX века. Прекрасно характеризует своего хозяина усадьба в романе А.
С.Пушкина «Дубровский» (1833), в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» (1842)представлена целая галерея помещиков-крепостников, а усадьба в целом и каждая ее деталь в отдельности вносят новые штрихи, дополняя портрет владельца.Особенностям образа дома в литературе, его природе, связи с фольклором, функционированию в художественном тексте и многим другим аспектампосвящены работы таких исследователей, как Ю. М. Лотман, Т.
В. Цивьян, В.Н. Топоров и многих других авторов, которые сформулировали основныепринципы описания пространства, интерпретации пространства дома в художественном тексте.В данной работе «дом» рассматривается как концепт, составляющий основу концептосферы художественного произведения, творчества отдельногописателя и литературы в целом. Кроме того, следует учитывать, что «дом» – базовый элемент национальной концептосферы.Категория пространства не просто отражает физическое мировосприятие,но и рождает духовные смыслы, становится «материалом для построения культурных моделей с совсем не пространственным содержанием» [Лотман, 1970, с.267]. Анализ пространства ведет к более полному раскрытию индивидуальнойхудожественной картины мира писателя, его духовных ориентиров. «Исторические и национально-языковые модели пространства становятся организующейосновой для построения “картины мира” – целостной идеологической модели,присущей данному типу культуры» [Лотман, 1970, с.
267].6Исследователи относят пространство и время к базовым, универсальнымкатегориям культуры. Будучи пространственным образом, «дом» в литературевоспринимается через оппозиции, среди которых особо значимыми являютсяпротивопоставления «своего» и «чужого» пространства, «открытого» и «закрытого», «ограниченного» и «неограниченного». Таким образом, «дом» в русскойлитературе становится способом восприятия действительности и играет принципиальную роль в создании картины мира.Множество факторов, среди которых язык, природа, традиции, воспитание, образование и другие, оказывают влияние на картину мира.
Она можетбыть описана через пространственные, временные, этнические и другие представления. Язык – ключ к пониманию окружающего мира, язык – это опыт.Множество концептов формирует концептосферу. Исследование концептосферы – залог понимания особенностей национального восприятия.В данной работе под концептом будет пониматься «мысленное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода, также некоторые стороны предмета или реальныедействия» [Аскольдов-Алексеев, 1997, с.
269].Анализируя художественный текст с точки зрения концептов, следуетразделить вслед за С. А. Аскольдовым-Алексеевым концепты на познавательные («почки сложнейших соцветий мысленных конкретностей») и художественные. Принципиальным отличием художественного концепта от познавательного является присутствие «чуждой логике и реальной прагматике художественной ассоциативности» [Аскольдов-Алексеев, 1997, 275].С. А. Аскольдов-Алексеев пишет: «Концепты познания – общности, концепты искусства – индивидуальны» [Аскольдов-Алексеев, 1997, с. 274].