Диссертация (Интертекстуальные стратегии в сборнике «Нефритовые четки» Бориса Акунина)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Интертекстуальные стратегии в сборнике «Нефритовые четки» Бориса Акунина". PDF-файл из архива "Интертекстуальные стратегии в сборнике «Нефритовые четки» Бориса Акунина", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Образовательное частное учреждение высшего образования«Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова»На правах рукописиГерейханова Камилла ФезамеддиновнаИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ В СБОРНИКЕ«НЕФРИТОВЫЕ ЧЕТКИ» БОРИСА АКУНИНАСпециальность 10.01.01. – русская литератураДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степени кандидата филологических наукНаучный руководитель –доктор филологических наук, профессор Л.Г. КихнейМосква-20181ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 3ГЛАВА 1.
К ТЕОРИИ ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ ............................. 181.1.К истории изучения интертекстуальности. Проблемаопределения понятия ............................................................................................ 181.2. Интертекст и мезотекст в поэтике постмодернизма ................. 49ГЛАВА 2. ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ СБОРНИКА БОРИСААКУНИНА «НЕФРИТОВЫЕ ЧЕТКИ» С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .......................................................................... 612.1. Интертекстуальные связи по типу «текст – текст» ................... 612.2.
Интертекстуальные связи по типу «текст – корпус текстов»... 97ГЛАВА 3. ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ СБОРНИКА БОРИСААКУНИНА «НЕФРИТОВЫЕ ЧЕТКИ» С РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ИКУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИЕЙ ........................................................................... 1203.1. Интертекстуальные связи как инструмент экспликации русскойлитературной традиции .................................................................................... 1203.2. Мезотекстовый слой как способ активизации читательскойрецепции ............................................................................................................... 142ЗАКЛЮЧЕНИЕ ......................................................................................... 177СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ................................. 182Источники ..................................................................................................
182Труды по теории и истории литературы ................................................ 1842ВВЕДЕНИЕОбоснование темы и предмета исследования. Диссертационноеисследование посвящено интертекстуальным связям сборника БорисаАкунина «Нефритовые четки» с русской и зарубежной литературой иинтертекстуальнымстратегиямтекстопорождения.ТворчествоБорисаАкунина – ярчайший феномен современной литературы, и неудивительно,что его произведения многократно становились предметом анализа вразличныхисследованияхсовременнойлитературы.Так,подробноисследованы вопросы жанровой принадлежности произведений БорисаАкунина (А.В. Казачкова), постмодернистские тенденции в его творчестве(Н.Г.
Бобкова), специфика текстовой организации циклов произведений (Е.А.Трускова, Р.Х. Туова), интертекстуальные связи конкретных произведений(Е.П. Красильникова, О.В. Щеголькова), а также общая стратегия Акунинакак создателя одного из самых успешных литературных проектов начала XXIвека (Н. Волкова).Борис Акунин (Григорий Чхартишвили) – один из самых популярных иплодовитыхсовременныхавторов,создательнесколькихуспешныхлитературных проектов, самым популярным и долгим из которых насегодняшний день является «фандоринский проект». В корпус текстов обЭрастеФандоринеразличнымжанрамвключается–романы,28произведений,повести,принадлежащихрассказы,кдраматическиепроизведения.
Тексты об Эрасте Фандорине публиковались в течение 20 лет:с февраля 1998 по февраль 2018: на сегодняшний день, по словам автора,цикл считается официально завершенным романом «Не прощаюсь»(название которого, тем не менее, намекает на потенциальное продолжениетекста). К «фандоринскому корпусу» примыкают также произведения опредках и потомках Эраста Петровича Фандорина, охватывающие в общейсложности почти тысячу лет российской и зарубежной истории. Успешностьпроизведений о Фандорине подтверждается не только оглушительным3успехом у читателей, но и наличием нескольких инсценировок иэкранизаций, которые, в свою очередь, также снискали любовь зрителей.Помимо традиционных секретов успеха детективного произведения –захватывающегосюжета,неожиданнойразвязки,напряженногоповествования – Акунин прибегает к различным видам игры с читателем.Среди используемых им инструментов – литературные мистификации (вчастности, Чхартишвили работал под псевдонимами Анатолий Брусникин иАнна Борисова, лишь впоследствии признав, что тексты, вышедшие подэтимиименами,литературыипринадлежатему),документальнойвзаимодействиеочеркистикихудожественной(сборникрассказов«Кладбищенские истории», опубликованный под именами двух «соавторов»- Бориса Акунина и Григория Чхартишвили), а также разветвленныеинтертекстуальные связи, которые позволяют читателю не только следить засюжетом детективного произведения, но одновременно и улавливатьотсылки к различным текстам русской и зарубежной литературы.Самым репрезентативным направлением в литературе конца ХХ векаявляется постмодернизм.
Вопрос о принадлежности произведений Акунина кэтому литературному течению обсуждается в работах Г. Махортовой1, М.Липовецкого2 и других исследователей, и в большинстве случаев решаетсяположительно: Акунина признают современным постмодернистом, активноиспользующим разнообразные приемы эстетики этого литературногонаправления. При этом основным жанром в творчестве Акунина являетсядетектив, который традиционно считается принадлежащим к массовойлитературе. Настоящее исследование призвано выявить многообразие имногослойность интертекстуальных стратегий в творчестве Акунина ипоказать, что популярные детективные произведения могут одновременнопредставлять собой сложную закодированную семиотическую систему.1Махортова Г.
Дао и постмодернизм творчества Бориса Акунина // Электронныйресурс https://snob.ru/profile/28186/blog/736682Липовецкий М.Н. Паралогии: Трансформации (пост)модернистского дискурса врусской культуре 1920-х-2000-х годов. – М.: Новое литературное обозрение, 2000.4Среди особенностей постмодернизма на первый план выступает игра стекстами3: автор создает свое произведение, опираясь на многочисленныенаписанные ранее тексты, используя различные средства связи – от прямогоцитирования до завуалированного намека, вплоть до провозглашеннойРоланом Бартом теории «смерти автора»: произведения настолько состоят изцитирования уже сказанного в литературе, что говорить об авторе кактаковом было бы неверно4.
Одновременно использование интертекстуальныхсвязей позволяет говорить о «стирании границ», о котором объявил ЛеслиФидлер5: литература перестает делиться на элитарную и массовую, так какодно и то же произведение может быть одновременно и элитарным, имассовым: массового читателя увлечет остросюжетная история, а элитарномубудет интересна сложная система межтекстовых взаимодействий.Успех «фандоринского проекта» во многом связан с ориентацией какна массового, так и на элитарного читателя. Если первый будетзаинтересован в детективной канве сюжета, то второго привлечет искуснаястилизация и многочисленные межтекстовые связи.
Сам Акунин в ответах навопросы журналистов неоднократно говорил о том, что его деятельность вкачестве писателя «выросла» из тех умений и навыков, которые он приобрел,будучипереводчиком.Искусствостилизации,соединениязамыслазарубежного писателя со стилистикой русской литературы и стали основойзамысла «фандоринского проекта».Степень разработанности темы. Внимание к произведениям Акунинаоченьвелико:еготрудампосвящено3множестводиссертационныхКротова Д.В. Современная русская литература. Постмодернизм и неомодернизм.– М.: МАКС-Пресс, 2018.4Барт Р. Смерть автора // Избранные работы: семиотика, поэтика. – М., 1989.
– С.384 – 391. Косиков Г.К. «Структура» и/или «текст» (стратегии современной семиотики) //Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / Пер. с фр.,составление и вступительная статья Г.К. Косикова. – М.: Прогресс, 2000. – С. 9.5Фидлер Л. Пересекайте рвы, засыпайте границы // Современная западнаякультурология: самоубийство дискурса. М., 1993.5исследований6 и монографий7. Также творчеству Акунина посвященымногочисленныестатьи:трудыН.Алексеева8,П.Басинского9,Л.Данилкина10, Е.