Диссертация (Интертекстуальность в российской поэзии рубежа XX–XXI веков)

PDF-файл Диссертация (Интертекстуальность в российской поэзии рубежа XX–XXI веков) Филология (52226): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Интертекстуальность в российской поэзии рубежа XX–XXI веков) - PDF (52226) - СтудИзба2019-09-14СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Интертекстуальность в российской поэзии рубежа XX–XXI веков". PDF-файл из архива "Интертекстуальность в российской поэзии рубежа XX–XXI веков", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст из PDF

Федеральное государственное автономное образовательное учреждениевысшего образования «Российский университет дружбы народов» (РУДН)МинистерстванаукиивысшегообразованияРФ__________________________________________________________________На правах рукописиЗинурова Екатерина СергеевнаИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ПОЭЗИИРУБЕЖА XX–XXI ВЕКОВспециальность – 10.01.01 (русская литература)Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологическихнаукНаучный руководитель:д.ф.н., проф. Мескин В.А.Москва – 20182ОглавлениеВведение………………………………………………………………….…….…4Глава I. Явление интертекстуальности, актуализация этого феномена влитературе эпохи постмодернизма…………………………………………...17§ 1.

Интертекст до интертекста: предчувствие интертекстуальности и еепоследующее легитимирование. Дискуссии вокруг понятия и терминаинтертекстуальность……………………………………………………….……171.1 Литературные связи, смысловые переклички и их влияние натенденции в классической изящной словесности как предмет обсуждения влитературоведении………………………………………………………………171.2 Эволюция теории интертекстуальности: Ф. Соссюр — Ю.

Тынянов— М. Бахтин — Ю. Лотман………………………………………………….....301.3 Легитимирование, дискуссии вокруг понятия и терминаинтертекстуальность…………………………………………………………….36§ 2. Проблема автор — читатель в связи с интертекстом………………….....422.1. Роль автора в литературе эпохи постмодернизма………………....422.2. Читатель в межтекстовом диалоге писателей……………………...50Глава II. Основные процессы в российской поэзии рубежа XX–XXIвеков…………………………………………………………………...…………58§ 1.

Спад «направленческих» тенденций в современной российскойпоэзии..……….………….………….………….………….………….………….581.1 Разрывы творческих корпоративных связей и их причины………..51.2 Картина современной изящной словесности………………………..771.3 Тематический срез российской поэзии начала XXI века…………..96§ 2. Лирика «внутреннего голоса» современной поэтики. Интертекстуальныйаспект………….………….………….………….………………………...…….1042.1 От «громкой» до «тихой» и «неслышной» лирики. Процессмонологизации………….………….………….………….………….…………10432.2 Жанровая нестабильность как одна из причин перехода поэтики на«невербальный» уровень………….………….………….…………………….114Глава III. Интертекстуальная поэтика в творчестве современныхавторов………….………….………….………….………….………….……...124§ 1. Поэзия рубежа XX–XXI веков в диалоге с классикой………………….1241.1 Интертекстуальность в перекличке эпох………….……………….1241.2Формыисредствадиалогизациипосредствоминтертекстуальности………….………….………….………….……………...143§ 2.

Особенности интертекстуальной поэтики в творчестве «новаторов» и«архаистов» ………….………….………….………….………….……………1602.1 «Старое» и «новое» в XXI веке: лирика консерваторов инеоавангардистов………….………….………….………….………….………1602.2 Интертекстуальность в межтекстовых диалогах «новаторов» и«архаистов» ………….………….………….………….……………………….177Заключение………….………….………….………….………….……………194Список литературы………….………….………….………….……………...2004ВведениеСовременная российская поэзия при неизбывном к ней интересе состороны критиков и литературоведов остается наименее освещеннойобластью словесности. Очевидно, дело в ее исключительной многогранности,многоликости.

По разным оценкам, в начале XXI века литературноепространство вмещало в себя от двухсот пятидесяти 1 до четырнадцати тысяч 2стихотворцев,регулярнопубликующихсявжурналах,альманахах,сборниках, творчество которых имеет определенную художественнуюценность. Вероятно, туман над ситуацией в российской поэзии рубежа XX–XXI веков рассеется не скоро, однако обвести контуры, рассчитать масштабыможно уже сейчас.

Этому и посвящается настоящее исследование. При этомотдается отчет, что промывка «золотоносных песков» современной изящнойсловесности затруднена мозаичностью обозреваемой картины.Известная разнонаправленность современной российской поэзии 3 —результат отсутствия в ней флагманского направления или комплексатаковых. В связи с этим вспоминается эпоха классицизма или определенноесплетение модернистских течений в поэзии Серебряного века.

Литературноепространство полнится творцами-одиночками, чьи неповторимые интонациисосуществуютвмногоголосномхоресовременнойлирики.Распадкорпоративных связей между авторами, начало которому в русскойлитературе положили давние литературные полемики, достиг сейчас своегоапогея. Контекст постмодернистской эстетики, еще имеющей власть надавторами, подразумевает амбивалентность письма: сочетание низкого ивысокого, ироничного и трагичного, элитарного и уличного.Поверим списку значимых поэтов современности, составленных А. Скворцовым, окотором он упоминает в статье «Живой контекст»: (заметки составителя антологии)(«Арион», 2014, № 3, С.

31–40).2Такое количество современных поэтов приводит С. Чупринин в статье «Высокая(ли) болезнь» («Знамя», 2004, № 1, С. 171–176).3Орнаментальный период русской поэзии: занавес». От редакции. // Prosodia. –2015. – № 2. – С. 5–6.15Последние серьезные попытки классифицировать текущее поэтическоетворчество были предприняты более тридцати лет назад.

В 1983 годуМ. Эпштейн создал «каталог новых поэзий», куда вошли десять ведущих, поего мнению, направлений в лирике 4. Через несколько лет уже болеепятидесяти неподцензурных «школ русского стиха», проявившихся в 1950-е–1980-е годы, выделил С. Лен 5. Все они, особенно с приставками «пост»,«нео», «мета» к концу нулевых исчерпали себя, потеряли актуальность иутратили носителей. Об этом в докладе на семинаре «Поэзия в начале XXIвека» в рамках фестиваля актуальной поэзии «СЛОWWWО» в Калининградезаявил Д. Кузьмин, отстаивавший верховенство поэтов-постконцептуалистов.Заметим, он же исключил возможность гендерного и региональногопринципов деления авторов 6.На рубеже веков изучением тенденций современной российской поэзиизанималисьисследователилитературы,критикииавторы,частовыступавшие как филологи-эксперты в вопросах изящной словесности.Среди серьезных работ, определивших условную черту, отделяющую поэзиюXXI века от века XX сталиЕ.

Степанова,И. Кукулина,статьиС. Чупринина,Л. Костюкова,И. Шайтанова,Е. Абдуллаева7.Эпштейн М. Каталог новых поэзий. // Современная русская поэзия после 1966.Двуязычная Антология. – Берлин: Обербаум верлаг, 1990. – С. 359–367.5Лен С. Древо русского стиха (концепция бронзового века) // Часы. – 1987. – № 66.– С. 104–140.6Кузьмин Д. Русская поэзия в начале XXI века [Доклад на семинаре «Поэзия вначале XXI века» в рамках Фестиваля актуальной поэзии «СЛОWWWО». Калининград,24–27 августа 2007 г.] // РЕЦ (интернет-журнал). – 2008. – № 48.

– С. 12.7Чупринин С. Высокая (ли) болезнь: К вопросу о бытовании поэзии в современнойРоссии // Знамя. – 2004. – № 1. – С. 171–176;Чупринин С. «О лакунах в современной поэзии…» (Написано на основе публичнойлекции в Институте филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южногофедерального университета 11 октября 2014 года) // Prosodia. – 2015. – № 2.

– С. 37–42;Шайтанов И. «Двадцатый или двадцать первый?». // Вопросы литературы. – 2005. –№ 4. – С. 42–51;Шайтанов И. «И все-таки двадцать первый. Поэзия в ситуации после-постмодерна» // Вопросы литературы. – 2011. – № 4. – С. 9–43;Степанов Е. Современная поэзия: тенденции начала XXI века.

// Дети Ра. – 2008. –№ 9(47). – С.113–122;46Литературоведческие, критические статьи о ситуации в современной лирикеписалитакжеИ. Роднянская,Е. Невзглядова,Н. Иванова,Д. Бак,Е. Погорелая, Е. Степанов, В. Абашев, А. Алехин, О. Клинг, В. Козлов,В. Новиков, А. Корбинский, А. Кузнецова, И. Кузнецова, Ю. Орлицкий,А. Рудалев, В. Руднев, О. Северская, Д. Быков, А. Скворцов, Е. Сидоров,А. Скидан, Е.

Вежлян и другие исследователи. Научных работ о поэтическихтенденциях современности немного. Среди значимых необходимо отметитьтрудыА. Жолковского,Л. Зубовой,М. Эпштейна,М. Липовецкого,Л. Сазоновой, У. Вериной, А. Житенева8.Отдельное место в самоопределении современной поэзии занимаютсеминары и круглые столы 9. Благодаря регулярным полемикам уже внастоящее время можно обобщить творческие практики современныхавторов и выделить схожие художественные особенности у избранныхавторских групп. Есть примеры очень верных наблюдений. Так, Степанов,анализируя поэзию молодых нестоличных авторов, справедливо отметил, чтов их стихах появилась «густая плотность, усиленная аллитерационнымивозможностями, максимум просторечной, бытовой и даже обсценнойлексики»10.Кукулин И.

«Создать человека, пока ты не человек…»: заметки о русской поэзии2000-х // Новый мир. – 2010. – № 1. – С. 155–170;Костюков Л. Интонации нового века // Новый мир. – 2010. – 4. – С. 177–185.Абдуллаев Е. Десятилетие поэзии — или прозы? // Вопросы литературы. – 2013. –№ 12. – С. 216-240.8Здесь и ниже названия работ не приводятся в силу их множества,общеизвестности.9Один из ключевых примеров такого рода обсуждений — публикация материалов«круглого стола» на тему «Поэзия ХХI века: жизнь без читателя?», проведенногоредакцией журнала «Знамя» в рамках Московской международной книжной выставки ярмарки осенью 2011 г. В обсуждении участвовали С.

Чупринин, П. Крючков,И. Роднянская, Д. Веденяпин, Д. Давыдов, А. Шишкин, А. Василевский, Е. Вежлян.Ежегодно обсуждения за «круглым столом» устраивает журнал «Вопросы литературы».Литературный журнал «Новая юность» в течение 2018 года публикует наблюдениядвенадцати критиков за литературным процессом в специальной рубрике «Легкаякавалерия».10Степанов Е. Современная поэзия: тенденции начала XXI века. // Дети Ра. – 2008.

–№ 9(47). – С. 113–122.7Практически все исследователи современной литературы солидарны втом, что лирика XXI века стала более интеллектуальной, многодетальной,более искренней и интертекстуальной. Последнее обстоятельство подробнорассматривается в настоящей работе. Отмечено, что в лирике рубежа XX–XXI веков произошла диффузия жанров. У. Верина в книге «Обновлениежанровой системы русской поэзии рубежа XX–XXI веков» (2017) отмечает,что новизна жанра рубежа столетий «далеко не всегда обращаетсянепосредственно к канону, чаще и в большей степени ориентируясь на уженеканонические прецеденты»11.

Она доказывает, даже самое радикальноеобновление не говорит о «кризисе жанрового мышления» или «смертижанра», поскольку это, по ее мнению, противоречит сути такогоэстетического явлениякак лирика12.Соотношение автор-читательвсовременных произведениях смещается в сторону последнего, усиливаетсяэлемент соавторства, при этом творец не «умирает», не пребывает взабвении,немолчит,предшественниками,аведеткультурныйпоэтами-современникамидиалогисвеликимичитателями-единомышленниками.Интертекстуальность, связь современной поэзии с классической, синтеллектуальным багажом читателя, является важным стилистическимприемом рубежа XX–XXI столетий.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее