Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий. Под ред. В.С.Пусько (2010), страница 9
Описание файла
PDF-файл из архива "Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий. Под ред. В.С.Пусько (2010)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "политология" из 3 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГТУ им. Н.Э.Баумана. Не смотря на прямую связь этого архива с МГТУ им. Н.Э.Баумана, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
В обыденном аспекте понятие Д. используется для характеристики неконфронтационного поведения человека, его умения решать житейские вопросы путем поиска согласия и взаимопонимания сокружающими людьми. Основными и наиболее распространенными на практике дипломатическими методами являются: официальные и иные визиты и переговоры на высшем и высоком уровне;конгрессы, конференции, совещания и встречи; подготовка и заключение двусторонних и многосторонних международных договоров и других документов; участие в работе международных организаций и их органов; представительство государства заграницей; переписка, публикация дипломатических документов.ЕЕВРАЗИЙСТВО — идейно-философское направление, возникшее в 1920-е годы в русской эмиграции и рассматривающее Октябрьскую революцию как трагический, но закономерный этап раз38вития России. Евразийцы отмечали, что в течение последних двухвеков, предшествовавших революционному перевороту, российскаягосударственная идея пришла в состояние застоя и упадка; православно-национальная идея, одухотворявшая российскую государственность, оказалась помраченной; утратилось непосредственное,живое чувство образности и смысла национально-религиозной символики.
Смысл переживаемого исторического момента евразийцывидели в изменении вектора развития не только России, но и мира.Если предшествующее движение истории происходило, полагалиевразийцы, подобно движению солнца, с Востока на Запад, то содержание современной эпохи — поворот к Востоку. Романогерманская культура, во многом определявшая пути развития и облик человечества в целом, по мысли евразийцев, исчерпала свойпотенциал и склоняется к закату. Задачу созидания новой религии иновой исторической формы государственности под силу исполнитьтолько России — Евразии — континенту, в котором культурноисторические силы далеко не исчерпаны.
У истоков евразийскогодвижения стояли П.Н. Савицкий (1895–1968), Н.С. Трубецкой(1890–1938), Г.В. Флоровский (1893–1979) и П.П. Сувчинский(1892–1985), выпустившие в 1921 г. в Софии сборник статей подназванием «Исход к Востоку». Впоследствии к ним присоединяетсяЛ.П. Карсавин (1882–1952). Образуются евразийские кружки в Праге, Белграде, Берлине, а также в Париже. Выходят сборники «Напутях», «Россия и латинство», а в последующие годы непериодическое издание «Евразийский временник».
Евразийцы пытались обосновать идею, согласно которой Россия является особой географической и культурно-исторической территорией, третьим континентом,равно отличным от Европы и Азии.ЗЗАКОН — в широком смысле слова все нормативно-правовыеакты в целом, все установленные государством общеобязательныеправила. В собственно юридическом смысле З. — нормативноправовой акт высшего представительного органа государственнойвласти или самого народа (например, референдум), регулирующийнаиболее значимые отношения, воплощающий права и свободычеловека, его приоритеты и ценности и обладающий наибольшей39юридической силой в правовой системе.
Как самостоятельный источник права З. сложился еще в древности и пришел на смену правовому обычаю. В римском праве З. считалось специальное и конкретное в правовом отношении выражение суверенной волиримского народа, реализованное через сложившиеся государственные установления. Юридическая природа З. в отличие от иныхнормативных правовых актов заключается в том, что З. — всегдаписьменный документ, в котором закрепляются вводимые юридические нормы или их изменения; акт строго определенных властных структур, как правило, высшего представительного органастраны, в нашем случае — Федерального собрания, высших представительных органов субъектов Федерации или непосредственнонарода, т.
е. носителей государственного суверенитета; принимается в особом порядке. Этот порядок закреплен в Конституциистраны и специальных законодательных актах — регламентах палат парламента.ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА — право внесениязаконопроекта в законодательное учреждение в соответствии с установленной процедурой. З.и. — первая стадия законодательногопроцесса, т. е.
установленного (как правило, Конституцией) порядка принятия закона. З.и. влечет за собой обязанность законодательного органа обсудить вопрос о включении данного законопроекта в повестку дня законодательного органа. В Конституции РФЗ.и. посвящена ст.
104. В некоторых государствах (например, вСША, Италии, Швейцарии) существует понятие так называемойнародной инициативы, т. е. права внесения законопроекта от предусмотренного законом определенного числа избирателей. Так, вКонституции Италии (ст. 71) указывается: «народ осуществляетзаконодательную инициативу путем внесения от имени не менеечем 50 000 избирателей законопроекта, составленного в форме статей закона». Реальная практика осуществления З.и. не всегда совпадает с содержанием соответствующих статей конституций. Так,правительство США, фактически являющееся (как и в большинстве стран) главным субъектом З.и., формально этим правом не наделено.ЗАПАДНИЧЕСТВО: 1) в широком смысле — постоянное течение русской общественной мысли и политической идеологии,ориентированное на европейские ценности и находящееся в оппо40зиции к идее самобытности, своеобразия, уникальности исторических судеб России; 2) направление русской общественной мысли1840–1850-х годов, обосновывающее и защищающее ценности западного либерализма как необходимые для развития России и противостоящее славянофильству.
К западникам принято относитьтаких мыслителей, как Т.Н. Грановский (1813–1855), К.Д. Кавелин(1818–1855), П.Я. Чаадаев (1793–1856). Термин «западники», стихийно возникший в ХIХ в. в ходе дискуссий о путях развития России, следует считать условным, в полной мере не отражающим сутивоззрений подразумеваемых под ним мыслителей. В действительности их взгляды не укладываются в схему только лишь положительного отношения к Западу и только лишь отрицательного — кРоссии. Для западников характерны стремление теоретически осмыслить историю России и Европы, их будущие перспективы,критика бездумного заимствования и подражательства Западу,осуждение самодержавного произвола и крепостничества. Западники делали акцент на творческом усвоении опыта Западной Европы, особенно в общественно-политической сфере.
Целью социально-политических преобразований для либерального крылазападников являлось установление в России либеральнодемократических порядков, подразумевающих отмену крепостного права, обеспечение прав и свобод личности, свободы слова, печати. Западники скептически относились к исторической ролиправославия и не находили в нем достаточного потенциала бытьосновой для будущего развития России.ИИДЕОЛОГИЯ — относительно упорядоченная система взглядов и идей, в которых осознается и оценивается отношение людейдруг к другу и окружающему миру; результат рационального иэмоционального освоения человеком окружающей действительности и самого себя.
И. включает представления об устройстве мира,сущности человека и смысле его бытия, ценностные ориентации,цели (программы) социальной деятельности и т. д. В зависимостиот специфики объекта познания И. приобретает тот или иной конкретный характер (форму) — политический (если объектом познания выступает политическая реальность), религиозный (если тако41вым является посмертное бытие человека) и др. Термин «идеология» был введен в 1796 г. французским философом и экономистомДестют де Траси (1754–1836): в его четырехтомном труде «Элементы идеологии» была предпринята попытка разработать «наукуоб идеях» (ideologie), способную послужить основанием для радикального преобразования мира. И.
может как целенаправленносоздаваться профессионалами-идеологами, так и возникать стихийно; она непосредственно влияет на общество и человека, определяя содержание, направленность и динамику общественногоразвития. Смысл и назначение любой И. — обоснование и оправдание (легитимация) определенного типа организации жизни людей в обществе, тех или иных принципов жизнеустройства.ИДЕОЛОГИЯ политическая — относительно упорядоченнаясистема политических идей отдельного человека, социальнойгруппы, общества.
И.п. является следствием естественного взаимопроникновения идеологии и политики — двух наиболее активных социальных подсистем: политика идеологична по самой своейсути как стремление управлять обществом во имя определенныхидей; любая идеология неизбежно приобретает политический характер, как только предпринимает попытку реализации своих идейна уровне общества в целом. И.п. может быть результатом как целенаправленного создания профессиональными идеологами, так истихийного формирования под влиянием окружающей политической действительности. Официальная И.п.
государства называетсягосударственной идеологией. Будучи функционально связанной сполитической системой общества, политическим режимом государства, политической этикой, И.п. непосредственно воздействуетна политический процесс, регулирует политическую жизнь общества и личности. Многообразие политических идеологий, существующих в современном мире, связано с различием их исходныхпосылок, трактовки конкретных проблем (свободы, равенства, социальной справедливости), политических интересов носителей —конкретных социальных групп, провозглашаемых идеалов и целей.На каждом новом этапе развития общества идеология предлагаетновые, более адекватные виды типологии политико-идеологического феномена, которые также существенно отличаются одинот другого в зависимости от критерия классификации.
Следуетиметь в виду, что терминология, традиционно используемая для42обозначения конкретных вариантов современной И.п. (либерализм, консерватизм, радикализм, социализм, коммунизм, фашизм,экстремизм), весьма условна и зачастую не отражает реальногосодержания. Поэтому политическая теория предпочитает сегодняподробное, внутренне непротиворечивое описание отдельных разновидностей И.п. попыткам их общесистемной типологии.ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО: 1) в объективном смысле совокупность правовых норм, закрепленных в источниках права и регулирующих порядок участия в выборах, порядок их проведения ипорядок определения результатов голосований; 2) как субъективное право — право граждан избирать представительные органыгосударственной власти, местного самоуправления и должностныхлиц (активное И.п.) и быть избранными в эти органы или на соответствующие государственные посты (пассивное И.п.).