Диссертация (Языковое погружение как фактор социализации школьников (на примере реализации программ обучения в Эстонии))
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Языковое погружение как фактор социализации школьников (на примере реализации программ обучения в Эстонии)". PDF-файл из архива "Языковое погружение как фактор социализации школьников (на примере реализации программ обучения в Эстонии)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Санкт-Петербургский государственный университетНа правах рукописиМихайлова Олеся Игоревна«ЯЗЫКОВОЕ ПОГРУЖЕНИЕ» КАК ФАКТОРСОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ (на примеререализации программ обучения в Эстонии)19.00.05 – социальная психология (психологические науки)Диссертация на соискание ученой степеникандидата психологических наукНаучный руководитель:доктор психологических наук,профессор Цветкова Л.А.Санкт-Петербург2016ОглавлениеВВЕДЕНИЕ ........................................................................................................................... 31.
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ВМУЛЬТИКУЛЬТУРНОМ ОБЩЕСТВЕ. ........................................................................ 151.1. Межкультурное образование. Программа обучения по методу «языковогопогружения» в Эстонии. .................................................................................................... 161.1.1. Исследование успеваемости учащихся и отношения родителей кпрограмме ........................................................................................................................ 201.1.2. Языковая идеология и языковая политика..................................................
231.1.3. Межкультурные компетенции в глобальном мире. .................................... 291.2. Социальная идентичность, личностная идентичность, этническаяидентичность Психологические причины роста этнической идентичности всовременном мире. ............................................................................................................. 351.3.Взаимосвязь культуры и социального поведения. Языковая социализация. 401.4.Особенности этнокультурной социализации....................................................... 461.5.Модель мультикультурного общества (по Дж.Берри) ....................................... 511.6.Язык и национальный характер.
Конформизм и нонконформизм. ................. 612. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ....................................................................... 712.1. Цель, объект и предмет исследования. Гипотезы исследования. Задачиисследования. ..................................................................................................................... 712.2.Методы и методики исследования.
....................................................................... 732.3.Тест вербального интеллекта (ТВИ, «Братиславский» тест Й. Ставело) ....... 772.4.Социально-психологическая анкета (полуструктурированное интервью) .... 783.АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ......................................................................................... 793.1.Описательные статистики выборки..................................................................... 793.2.Результаты исследования по выборке учащихся. .............................................. 853.3.Результаты исследования по выборке родителей учащихся ............................
983.4.Корреляционный анализ ...................................................................................... 106ВЫВОДЫ .......................................................................................................................... 116ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................................ 123СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .............................................................................................. 1252ВведениеАктуальность исследования. Социальная психология принадлежит к тойчасти психологической науки и практики, которая направлена на решениеактуальных социальных проблем общества.
Начиная с 60-х годов прошлогостолетия, в мировом пространстве обозначились процессы, характеризующиесястремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальностькультуры и психологического склада, всплеском у миллионов людей осознаниясвоей принадлежности к определенному этносу – национального самосознания илиэтнической идентичности.Это явление, затронувшее население множества стран на всех континентах,вначале даже получило название этнического парадокса современности, так каконо сопутствует все нарастающей унификации духовной и материальной культуры.Однако,как указывает Т.Г. Стефаненко, «в настоящее время этническоевозрождение рассматривается как одна из основных черт развития человечества вовторой половине двадцатого века».
[1, p. 18].Во всём разнообразии проявлений переживания человеком кризисасовременнойцивилизацииимеютсянаиболееважныесмыслообразующиефакторы, определяющие направление культурно-исторического развития внастоящий момент, а также содержание и динамику восприятия человеком данногокризиса. В качестве одного из актуальных для современной эпохи факторов, вследА.В Сухаревым, можно предположить этничность. [2, p. 4] Отношение кэтничности (или ее признакам) может играть существенную роль в процессеадаптации человека к его внутренней и внешней среде.Почти повсеместный интерес к своим корням у отдельных людей и целыхнародов проявляется в самых разных формах: от попыток реанимации старинныхобычаев и обрядов, фольклоризации профессиональной культуры, поисков«народной души» до стремления создать или восстановить свою национальнуюгосударственность.Несмотря на то, что большинство специалистов-обществоведов бывшегоСССР в работах, созданных до 1986 года (в частности – Ю.
Бромлей, А. Сусоколов),указывают на то, что в этом государстве процесс шёл в противоположном3направлении от мирового и национальный вопрос полностью был решён, у многихнародов наблюдался рост этнической идентичности.Эстонию, бывшую союзную республику, ныне – независимое государство,представляющеесобоймультиэтническоеобщество,послужившееэкспериментальной площадкой данного исследования, также не миновало данноеявление. При этом многие социологи, такие как Клара Халлик и Юхан Кивиряхк,отмечают, что рост этнической идентичности протекал более выпукло именно вданной стране, так как вследствие «малой численности коренного населения однимиз наиболее вероятных, но наименее удовлетворяющих пожелания эстонцевсценарием мог бы быть сценарий ассимиляции» [3].
Следуя этой логике, наиболеежелаемым сценарием должен был бы стать сценарий интеграции.Однако, грань между двумя этими понятиями может быть чётко определималишь при составлении глоссария. В то же время, в реальной жизни при воплощениисценария интеграции в жизнь возникает много проблем (фактически, ведущих кассимиляции), одной из которых является то, что интерес к своим корням,этническое возрождение вступают в противоречие с интересами других народов,компактнопроживающиминатерриториигеополитическую общность, вследствие чегоипредставляющимисобоймы можем наблюдать ситуациимежэтнической напряженности – история знает много подобных примеров.Следует отметить, что до степени максимального выражения напряжённости– открытых межэтнических конфликтов и кровопролитных войн – в Эстонииникогда не доходило, однако «градус напряжённости» в разные годы былдостаточно высок. Подтверждением тому являются события апреля 2007 года,имеющие отношения к переносу памятника советским воинам в центре Таллинна(т.н.
Бронзовый Солдат).4 мая 2006 года на заседании Таллиннского горсобрания фракциянационалистического Союза Отечества потребовала убрать из центра городамемориал и захоронение под ним, мотивируя своё требование тем, что памятник«героизирует оккупацию страны Советским Союзом в 1944 году и не вяжется ссуществованием независимой Эстонской Республики» [4]. На протяжении годапосле этой даты происходили различные события, связанные с памятником,завершившиеся его демонтажем 27 апреля 2007, переносом на Военное кладбище4и последовавшими за ними массовыми беспорядками, а также негативной реакциейзарубежных стран, в том числе и России.
Помимо продолжающейся и по сей деньмежэтнической напряженности, усилившейся после этой даты, «по мнению рядаэкономистов, общие потери для Эстонии в результате событий вокруг Бронзовогосолдата оцениваются в сумму более 7-8 млрд крон в год». [5]Данноеотступлениепотребовалосьввестивработу,памятуяонепопулярном сейчас классике, но актуальной во все времена его цитате «Жить вобществе и быть свободным от общества нельзя». Именно на фоне событийобщественной жизни и происходят интеграционные процессы, органичновстраиваясь в них и являясь неотъемлемой составной частью.
При этом отследитьконкретные изменения представляется достаточно сложным, так как это требуетвыделения очень точных маркеров, по которым следует ориентироватьсяибольших временных затрат 1.Проблематика исследования. Можем предположить, что школа какобщественный институт всегда являлась модельюсоответственно,выбравэкспериментальнойобщества в миниатюре;площадкойшколу,можнорассматривать на протяжении определённого времени происходящие в ней явлениясквозьпризмувыбраннойисследовательскойконцепции(тоесть,предпочтительным является лонгитюдный подход - по классификации АнаньеваПирьова, наиболее «соответствующей современному уровню науки») [6] Следуетотметить, что одновременно такой подход является и самым энергоёмким, поэтомуподобных исследований крайне мало. В нашем случае динамика измененийотслеживалась с помощью кросс-секционного дизайна исследования.Для выяснения особенностей происходящих в школе процессов нами будутрассмотрены две образовательные модели, существующие в школах Эстонии, однаиз которых, а именно – модель «погружения в эстонский язык» - предполагает,согласно замыслу разработчиков, интеграцию в эстонское общество русских детейв процессе их социализации.