Диссертация (Глянцевый журнал в условиях глобализации массмедиа (российская практика)), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Глянцевый журнал в условиях глобализации массмедиа (российская практика)". PDF-файл из архива "Глянцевый журнал в условиях глобализации массмедиа (российская практика)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Ефрона. СПб.: Брокгауз-Ефрон (1890–1907). Т.23. С. 55.2218трудов по истории зарубежной журналистики в тот период.Известная работа немецкого ученого Л. Саламона «Всеобщая историяпрессы»23была переведена и издана в Петербурге несколько позднее, чемсловарь Брокгауза и Эфрона. К более позднему периоду относятся и другиеисследования24. Как полагает Ю. В. Лучинский, «условия появленияевропейских журналов определялись созданием в XVII веке определеннойинтеллектуальной среды, вошедшей в историю под названием La Republiquedes Lettres («Республика литераторов» или «Республика ученых»)»25. Этопонятие отразило новую форму общения европейских интеллектуалов,ориентированных на подход к науке, основоположником которого быланглийский политический деятель и философ Фрэнсис Бэкон (1561–1626).Высоко оценивая завоевания науки и успехи Европы, Бэкон особую роль встановлении эпохи Нового времени отводил книгопечатанию, котороерассматривал как полезный инструмент созидания и преобразования мира вконтексте интенсивного развития буржуазных отношений в обществе26.Однако с развитием капитализма отношение к науке и знаниямизменилось: появляются первые академии наук и научные общества,привлекающие средства на издания, в том числе периодические.
В XVII в.интерес к науке проявляют «люди с независимыми средствами, в большинствесвоем купцы, средние землевладельцы и преуспевающие представителисвободных профессий»27. Таким образом, благодаря периодике, создается новаясоциокультурная ситуация, «новый информационный климат всеведения, вСаламон Л. Всеобщая истории прессы. Пер. с нем. С.-Петербург, 1909.Schottenloher K. Flugblatt und Zeitung. Berlin, 1922; Фриче В. М. Очерки поистории западно-европейской литературы.
М., 1908.25История мировой журналистики / Беспалова А. Г., Корнилов Е. А.,Короченский А. П., Лучинский Ю. В., Станько А. И. М., 2003. С. 20.26Лучинский Ю. В. Очерки истории зарубежной журналистики. Краснодар,1996.27Бернал Дж. Наука в истории общества / пер. с англ. А. М. Вязьминой и др.;общ. ред.
Б. М. Кедрова, И. В. Кузнецова. М.: Иностранная литература, 1956. С. 247.232419котором любой человек с незначительными затратами труда и средствоказывается в состоянии знать и судить обо всем, что его интересует, и принятьучастие в любой отрасли исследования»28.Среди журналов первым зарегистрированным изданием считается“Journal des scavans” («Журнал ученых»). Инициатором издания “Journal desscavans”, на страницах которого печатались новости науки и техники29,называют французского министра финансов Жан-Батиста Кольбера.
Под егоруководством осуществлялось объединение ученых. Издателем и редакторомстал советник британского парламента в Париже Дени де Салло30.Выбранное для названия слово «journal» восходит к латинскому «diurnus»(ежедневный), что напоминает «acta diurna» Юлия Цезаря. Выбор названия дляформировавшегося типа изданий, очевидно, связан с увлечением европейскогообщества в XVII в.
античной системой ценностей – научных, моральных,эстетических. Коренной причиной обращения к античности были поискиориентиров в новой реальности, обусловленной процессомсекуляризации.Связь с античностью «освящала» всякие начинания31. Историк науки Ф.Даннеман усматривал параллель между умонастроением тогдашнего обществаи общества эпохи Возрождения: «Подобно тому, как в эпоху Возрожденияувлекались античностью, так в XVII в. царил не меньший энтузиазм к точномузнанию и родственной ему по духу новейшей философии, являвшейся как бызаменой религиозной жизни прошедших веков»32.“Journal des scavans” вышел 5 января 1665 г.
в Париже. До этого времени28Петров М. К. Самосознание и научное творчество. Ростов-на-Дону, 1992. С.225.2930Корконосенко С. Г. Введение в журналистику. М., 2011. С. 29.Лучинский Ю. В. Очерки истории зарубежной журналистики. Краснодар,1996.Егорова К. С. Античное наследие и европейская художественная культура XVIIстолетия // Античность в европейской живописи XV-начала ХХ веков. М., 1984. С. 12.32Даннеман Ф. История естествознания. Т.II. М-Л., 1935. C. 199.3120ученые могли обмениваться результатами своих исследований только черезпереписку. Журнал выходил сначала один раз в неделю, потом раз в две неделина 12 страницах. Функция этого и других научных журналов “PhilosophicalTransactions of the Royal Society” (1665), “Glornele de’Letterati” (1668), “ActaEruditorum” (1682), “Monatsgessprache” (1688), которые в XVII в.
издавались вЛондоне, Риме, Лейпциге и других городах Европы, заключалась в учете,классификации и частичном реферировании научных трудов таких ученых, какР. Декарт, П. Ферма, Т. Гоббс, Б. Паскаль и др., впервые в истории наукиориентировавшихся «не на Учителя и его интерпретаторов, т. е.
не на готовоезнание, а на самих себя и на других как равноценных (в смысле равного ихучастия в формировании нового знания) личностей»33.Издание научных журналов на национальных языках стало важнымсобытием в развитии прессы. Одним из значимых его последствий сталосоздание условий для широкого привлечения общественности к достижениямнаучной мысли.
Популярность журналов обернулась и экономической выгодойдля издателей. Однако довольно быстро на этом пути возникли проблемы(сложность унификации терминологии, вторичность информации, трудностивосприятия научных текстов), которые привели к сокращению аудитории, а,следовательно, и тиражей34. Многие издатели, смотревшие на научныежурналы как на прибыльное дело, стали терять к ним интерес. Среди причинпереключения внимания значительной части общества с науки на литературуследует учесть одно немаловажное обстоятельство. В середине XVII в.
впубликацияхЛондонскогоКоролевскогообществавстречалосьмногообещаний о практических приложениях науки, ожидаемых преобразованиях вжизни людей. Однако существенных прикладных результатов наука дать ещене могла. В результате меньше становилось спонсоров у научных изданий,33Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983. С. 299.21больше поддержки оказывалось чисто литературным журналам, как основнымкоммуникационным каналам для распространения новой идеологии35.Заслуга первых научных периодических изданий, как отмечает А. И.Акопов36, в том, что специальные выпуски по различным отраслям наукисформировали журнал как тип издания, как самостоятельный и важнейшийэлементкультуры.ИсследовательЛ.В.Сокольскаяполагает,что«ориентированные на определенную категорию читателей журналы как факторкультурной жизни, свидетельствуют об определенной зрелости какой-либосоциальной группы», потому что «журнал – своеобразный индикаторпотребности в постоянно обновляемой информации по интересующейпроблеме или теме»37.
«Средства информации способны усиливать ужесуществующие нормы, формировать новые (затрагивая непривычные дляобщества сферы жизнедеятельности), менять их коренным образом. Этинаблюдения особенно актуальны в тех случаях, когда пресса обращается кидеологическим или этическим постулатам, национальным и религиознымпроблемам и другим явлениям мировоззренческого порядка», – пишет С. Г.Корконосенко38. Именно таким средством информации стал журнал.
В этомсмысле возникновение литературныхжурналов как явления европейскогосентиментализма и их дальнейшая трансформация зарегистрировали новоекачественное состояние периодики в контексте взаимовлияния национальныхкультур.“Journal des scavans” начал публиковать не только научные труды, но иБониц М. Из истории вторичных журналов…// Международный форуминформации и документации. М., 1977. Т. 2. № 1. С. 27.35История мировой журналистики / Беспалова А. Г., Корнилов Е. А.,Короченский А. П., Лучинский Ю. В., Станько А. И. М., 2003.36Акопов А. И. Некоторые вопросы журналистики: История, теория, практика.Ростов-на-Дону, 2002. С.
183.37Сокольская Л. В. Первые женские журналы для российских читательниц(конец XVIII–первая половина XIX века // Библиосфера. 2006. № 2. С. 18.38Корконосенко С. Г. Введение в журналистику. М., 2011. С. 41.3422литературные произведения и постепенно трансформировался в симбиознаучного и литературного журнала, то же самое произошло и с немецкимжурналом“Acta Eruditorum”. В последней четверти XVII в. в Европелитература пользовалась высоким общественным авторитетом: печатное слововоспринималось читателем как некая санкционированная истина. Французскуюлитературу XVII в., создавшую собственную эстетику, оценивают чрезвычайновысоко, признавая ее значение для становления других европейских литератур.В 1672 г. в городе Лион,началось издание литературного журнала“Mercure gallant” («Галантный Меркурий»).
Привилегия на его издание былавыдана королем Людовиком XIV Жану Донно Де Визе, журналисту ипреуспевающемудраматургу,литературномуантагонистуМольера.Первоначально основными отделами в журнале были отделы литературы илитературной критики. Зато с 1677 г. в каждом номере “Mercure gallant” сталипомещаться обзоры мод, к которым прилагались картинки с описаниеммоделей, указанием, когда и что следует носить, а также критикой тех или иныхмодных нововведений. Таким образом, “Mercure gallant” прививал вкус,манеры, правила хорошего тона.В. С.
Соколов отмечает, что журнал задумывался как издание «длялегкого чтения»39 и также приводит характеристику журнала из работыфранцузского исследователя Э. Атена: «Издание составлялось в оригинальнойформе письма, в котором, искусно перемешиваясь, сменяя друг друга, шлифакты, рассказы, стихи, анекдоты, политические и научные новости, сведения опродвижении по службе, назначениях, свадьбах, крестинах и похоронах,спектаклях, галантных историях, приемах в академиях, арестах, церковныхслужбах,судебныхзаседаниях,ученыхдиссертациях,песнях,иллюстрированных загадках и прочих «играх ума»40. В журнале можно было3940Соколов В.
С. Периодическая печать Франции. С.-Пб., 1996. С. 19.Цит. по: Соколов В. С. Периодическая печать Франции. С.-Пб., 1996. С. 19.23найти обзоры новостей, хронику культурной жизни, сообщения о пикантныхподробностях придворной жизни41. Развлекая своих читателей, изданиезадавало тон эпохе секуляризма, формировало светское мировоззрение, котороепровозглашаетнаивысшей ценностью человека и его правона счастье ипроявление положительных способностей.Постепенно “Mercure gallant” стал известен за пределами Франции. В1693 г. аналогичный по содержанию журнал “Ladies’Mercury” начинаетиздаваться в Лондоне. В XVIII в.
в европейских странах один за другимвыходят журналы, посвященные одновременно литературе и моде: “Journal desDames”, “Courrier de la Mode”, “Journal de Monsieur”, “Journal des Luxus und derModen” и др. Таким изданиям в Германии и Англии были противопоставлены«моральные еженедельники»42 “The Tatler” («Болтун»), “The Spectator”(«Зритель»), журналы, которые «сосредоточивали свое внимание на взросломпоколении, бичуя его тщеславие, любовь к роскоши, невежество, и тщательновскрывали все его заблуждения и промахи»43. Именно из этой периодикивырастают чисто литературные или литературно-общественные журналы.Всвоюлитературныеочередь,издания,произведенияипытавшиесяхроникусоединитьроскошнойнезатейливыесветскойжизни,трансформировались в развлекательные журналы, среди которых выделился“Galery des modes et costumes francais” (1778–1787), первый журнал,посвященный исключительно моде.