Диссертация (Современная андеграундная культура российских регионов. Культурологический анализ), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Современная андеграундная культура российских регионов. Культурологический анализ". PDF-файл из архива "Современная андеграундная культура российских регионов. Культурологический анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
А., Романова К. Р. «Другое искусство» поздней советской эпохи».//Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». Выпуск № 1 (1). 2014. С. 92.6В статье Раскатовой Е.М. «Другое искусство» поздней советской эпохи», а также у Исаченко С.В.«Неофициальная культура СССР: региональное измерение (Историографический обзор)».7Савицкий С. Андеграунд: история и мифы ленинградской неофициальной литературы. М., 2002. С.
57."23видных исследователей в последующие годы»8. Но важно отметить тот факт, чтобольшинство статей, а также исследований по советскому андеграундузатрагивали в основном только тему столичного андеграунда, московского иленинградского, в то время как «региональная альтернативная культуравоспринималась как коллатеральный элемент, не заслуживающий внимания идолжной оценки. Сегодня можно констатировать растущий интересисследователей к альтернативной культуре регионов»9.В первую очередь, интерес исследователей к региональной неофициальнойкультуре проявлялся как фокус на протестные движения регионов, обозначая ихпри этом терминами не только «андеграунд», но и «диссидентство», «бардовскоедвижение», «неофициальная культура», «неофициальное искусство»10.
Периодформирования диссидентской мысли 1940-х - 1980-х гг. в кругах научныхработников в Свердловской, Челябинской и Пермской областях представлен вработе Прищепы А.И. «Инакомыслие на Урале (сер. 1940-х - сер. 1980-х гг.).Уральский художественный андеграунд следующего поколения, 1960-х - 1980-хгг., рассматривается в статье Т.П.Жумати «Художественный андеграунд 1960 —1980-х гг.: столицы и провинция», а литературный подробно отражен в статьеА.А.Сидякиной «Поэтический андеграунд Перми: История вопроса».Оппозиция ученых Академгородка Новосибирска рассматривается в работеЕ.Г.Водичева и Н.А.Куперштох «Социальные настроения ученыхновосибирского Академгородка в 1960-е годы (история «Письма 46-ти»)».История самиздата Сибири рассматривается в работах В.Скращука «К историииркутского самиздата» и М.
Богдановой «Самиздат и политические организацииСибири и Дальнего Востока».Истории альтернативной культуры Краснодарского края посвящен ряднаучных исследований А.Н.Еремеевой, подробный разбор научной деятельности8Раскатова Е.М., Миловзорова М. А., Романова К. Р. «Другое искусство» поздней советской эпохи» //Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». Выпуск № 1 (1). 2014. С. 939Исаченко С.В. Неофициальная культура в СССР: региональное измерение // Гуманитарные, социальноэкономические и общественные науки. № 7-1.
2013. С.7.10Исследования Исаченко С.В. по неофициальной культуре СССР."24которой представлен в статье «История советской научной интеллигенции втекстах самиздата и тамиздата // Культурная жизнь Юга России», а также встатье «Культурная жизнь Кубани в ХХ веке». История и теория кубанскогосамиздата отражена в работе С.В.Исаченко о неофициальном журнале«Континент», его основателе и редакторе В.Е.Максимове - «В. Е.
Максимов илитературная общественность Кубани», а также в исследовании Н.В.Ламосовой«Кубань в жизни и творчестве писателя В. Е. Максимова». Развитиестуденческого самиздата в Краснодарском пединституте во второй половине1950-х гг. отражено в работе Е.Л. Ряполовой ««Оттепель» как процесссоциокультурной динамики страны и её особенности на Кубани».Художественную культуру Кубани, в том числе реалистов, соцреалистов ипредставителей андеграунда, исследует Т.И.
Соколинская в работе «Основныетенденции в развитии изобразительного искусства Кубани 80-90-х годов»11.Все эти исследования касаются культуры советского андеграунда, нофундаментальных трудов именно по региональному андеграунду СоветскогоСоюза так и не издано. Существуют несколько научных статей, или же темаандеграундной культуры регионов Советского Союза оказывается вплетенной вобщую канву истории и теории культуры или искусства регионов. Большойвклад в историю уральского андеграунда конца XX в. вносит А.Сидякинапоявлением своей книги «Маргиналы - yральский андеграунд: живые лицапогибшей литературы», которая посвящена литературным людям Перми,Свердловска и Челябинска 1970-80х гг, в том числе В.Кальпиди, В.Курицыну иН.Горлановой.Своеобразным исследовательским источником являются мемуары самихакторов андеграундной культуры: «Ближе подойти к пониманию внутреннегомира художественной интеллигенции, понять движущие причины ееконформизма или диссиденства, изучить данную категорию «изнутри»помогают мемуары и издания, которые являются своеобразной попыткой11По материалам исследования Исаченко С.В.Альтернативная культура в позднесоветском социуме:региональное измерение.
Автореферат. Волгоград, 2014."25«самоописания» художников»12, в частности, записки-мемуары В.Кальпиди,представителя пермского андеграунда, а также В.Курицына. Надо отметить, чтосам В.Курицын, как один из ярких представителей постсоветского андеграунда,часто дает комментарии по поводу данного феномена, а также о егопринципиальных отличиях от зарождающегося на момент его текстаандеграунда постсоветского периода кон.
90-х гг. XXв: «Культуре труднодышится без андеграунда. Еще лет десять назад истеблишмент воротил нос отпоколения дворников и сторожей, которое нынче само стало истеблишментом<…> культурный андеграунд - это не спасение души отдельного человека, аинституция. Это критическая масса индивидов, создающая свои системыценностей и приоритетов, свои иерархии, это такая маленькая страна, которуюнаселяет шебутной народец, чурающийся усредненных ценностей большинства.Такой андеграунд не может существовать в смутные времена. Ему нужнастабильность.
В советскую эпоху у нас потому сформировалось великолепноеподполье, что было кому противостоять: стабильному официозу исоциалистическому мещанству (тому, которое исповедовало образ жизни советский).Буржуазное мещанство у нас только формируется. Возможно, это и естьглавная задача текущей культуры - создать скучные, но непременные(водопроводная труба, в общем, тоже невесела, но без нее никуда) механизмыбуржуазной культуры. Скажем, жанровое кино и жанровую литературу, в рамкахкоторой от боевика следует требовать не только крутизны, но и качества, аэлитарной продукции достанется свой чахленький, может быть, но тоженепременный уголок.
Систему премий, общественных объединений,официальных и любительских структур, средств массовой информации… Всевот это хозяйство.И вот когда появится мощная буржуазно-обывательская культура, тогдаимеет шанс расцвести и культура альтернативная. Но два этих процесса,очевидно, синхронизированы: художники, музыканты и поэты, предпочитающие12Раскатова Е.М., Миловзорова М. А., Романова К. Р. «Другое искусство» поздней советской эпохи» //Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки».
Выпуск № 1 (1). 2014. С. 94."26альтернативные способы существования, продолжают появляться внезависимости от отсутствия структур, а новорусская буржуазность можетраздражать вполне вне зависимости от того, что толком еще несформировалось»13. С одной стороны, Курицын предвосхитил будущеесовременного андеграунда: буржуазно-обывательская культура объединилась водин феномен - «массовой культуры», и альтернативная культура, которую мыпредставляем как андеграундную, в действительности синхронизируется спервой, продолжает противостоять ей.Несмотря на то, что мы ограничились краткой исторической справкой иупоминанием исследователей феномена советского андеграунда в регионах, всвоей работе мы будем больше обращаться к культуре повседневности, гдеодной из наших задач представляется выявление андеграундных проявлений всовременной российской региональной культуре, и мы намеренно отказались отуглубления в тему «андеграунда» российских регионов внутри советскогопространства, чтобы направить вектор исследования в более узком и конкретномнаправлении.
Вместе с тем, об андеграундной культуре как таковой, которая быне ограничивалась областью применения в изобразительном и музыкальномискусстве, а рассматривалась бы целостно, практически ничего не сказано,особенно в свете современной культуры, что не только возлагает на насопределенную ответственность в выдвигаемых теориях, но и предоставляетправо актуализировать данную тематику. Так или иначе, мы находимупоминание современного регионального андеграунда в работах из смежныхк ул ьт у р о л о г и и н ау ч н ы х о б л а с т е й . И с с л е д о в а н и я м и в о б л а с т инонконформистского современного регионального искусства занимаетсяЧурилов М.Г.
Исследования по художественному андеграунду на Кубани мысможем почерпнуть у Исаченко С.В. Идею культурной маргинальности какпричину существования современного андеграунда предлагает Ж.Бобер, а такжеЛ.В.Шабанов в своих исследованиях маргинальности как характеристикимолодежных неформальных объединений. Куприянов И.В. обращается к новой13Курицын В. Маканин и Цветков ищут героя «внизу» // Октябрь. №8.
1998."27реально сти в своих исследованиях компьютерного андеграунда винформационном обще стве. За луцкая С.Ю. и Тыртый-оол О.Ю.специализируются на практических исследованиях в области PR продвижениясовременного искусства, а также андеграундного современного искусства, как иКалиновская М.С., которая занимается арт-практиками андеграунда. ГашеваН.Н. изучает литературный андеграунд Перми кон.