Диссертация (Философская аналитика эстетического опыта исторические и теоретические аспекты), страница 6

PDF-файл Диссертация (Философская аналитика эстетического опыта исторические и теоретические аспекты), страница 6 Философия (49828): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Философская аналитика эстетического опыта исторические и теоретические аспекты) - PDF, страница 6 (49828) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Философская аналитика эстетического опыта исторические и теоретические аспекты". PDF-файл из архива "Философская аналитика эстетического опыта исторические и теоретические аспекты", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 6 страницы из PDF

Но само это производство выражается в том, что проблема всеже в том или ином виде решаема, ибо если проблема не подразумевает ее решения, то это непроблема, а тупик. И то, каким образом решится проблема, зависит от позиции, с которой онарешается.Если нечто (например, эстетический опыт) стало проблемой, то решать ее можно с самыхразных позиций - психологии, социологии, антропологии, когнитивных наук. Но в какомслучае проблема может быть разрешена философски? При всем многообразии вариантов ответана этот вопрос, будем придерживаться того взгляда, что проблема решается в том случае, еслисложилось понимание того, что это за проблема, какие компоненты в нее входят, каксоотносятся моменты этой проблемы между собой и с тем, что к этой проблеме не относится.Если принять, что то, что производится пониманием - это и есть понятие, то в таком случаепридется признать, что философское решение какой-либо проблемы - это формирование19понятия,связанногос этойпроблемой.При этомпроизводствопонятия -вовсе неединственный философский способ того, как можно решить проблему: само производствопонятия подразумевает выделение проблемного поля, проведение ряда философских ходов,которые и будут способствовать тому, чтобы понятие сформировалось.Как бы то ни было, в самом общем смысле слова, проблема, если она поставлена, можетбыть решена философски не как ответ на вопрос, не как решение задачи и не как преодолениезатруднения, а как формирование понятия этой проблемы.B) Какова проблема эстетического опыта?С эстетическим опытом в нашей жизни мы встречаемся довольно часто.

Так, выглянув заокно, нас может заинтересовать температура на улице, но может, например, и то, какоригинально сочетаются между собою изгиб тропинки и контуры дома напротив. Или,прислушавшись к тому, что происходит на улице, наше внимание может быть обращено к тому,кто и с какой целью издает эти звуки, но может быть также обращено и к тому, каким образомодин звук переходит во второй, тот - в третий, образуя тем самым звуковую композицию.Наконец, придя в музей, нас может увлечь какая-либо моральная история, заложеннаяхудожником в картину - а может увлечь и сочетание различных вариантов темного цвета нахолсте, то, насколько непросто светлые тона на картине переходят в темные. Во всех этихслучаях вторые альтернативы являют собою примеры эстетического опыта.Как же проанализировать эстетический опыт? Можно ли сказать о нем что-либо внятное илион являет собою ту область субъективного, которую невозможно проанализировать? Нужно лиговорить что-то о нем - или же эстетический опыт относится к тем предметам, слова о которыхобречены на то, чтобы плестись в хвосте его дела?Трудно подобрать более адекватный эпитет для понятия эстетического опыта, чемтуманный .

Этот эпитет сопутствует всему, что так или иначе связано с эстетическим опытом, ипотому его понятие даже без дальнейшей экспликации вызывает множество вопросов.Существует ли вообще эстетический опыт и если да, то чем отличается эстетический опыт отчувственного? Что в эстетическом опыте относится к «опыту», а что - к «эстетическому»?Каковы границы эстетического опыта и понятия о нем, как определить, что присуще самомуопыту, а что - лишь нашему представлению о нем? Эти и многие другие вопросы буквальнопреследует всякого, вознамерившегося хоть что-то сказать об эстетическом опыте - и ответы наэти вопросы далеко не ясны.Основания этой туманности можно найти как в недостаточной разработанности аналитикипонятия эстетического опыта, так и в непростой истории его складывания в эстетике.

Но нельзяне указать и на другие основания, за счет которых туманность понятия эстетического опытаусиливается вплоть до полной неразличенности. Прежде всего - это иллюзия того, что каждый20исходя не из теории или истории, а из собственной практики полагает, что обладает понятиемэстетического опыта. Это понятие напрямую связано с практикой, с тем, что каждый из наспереживал какие-то состояния, которые может назвать эстетическим опытом. Однако естьвероятность, что то, что мы принимаем в собственной практике за эстетический опыт, таковымне является, или вероятность того, что то, что мы понимаем под эстетическим опытом, являетсялишь одним (и, возможно, не самым существенным) его моментом.

Иначе говоря, из того, чтоэстетический опыт дан в самом же опыте, вовсе не следует, что те данные опыта, с которымимы имеем дело, являются данностью эстетического опыта, и тем более не следует, что нам данопонимание этого опыта.

В одном и в другом случае мы становимся заложниками ошибки впонимании эстетического опыта: еще до того, как мы сформировали какое-либо понятие обэтом опыте, у нас уже имеется ошибка в приписывании этому опыту черт исходя изсобственногоопыта.Туманностьпонятия эстетическогоопытасвязананестолькосразнообразными его трактовками, сколько в неизбежности подхода к этому опыту со сторонысамого же опыта (т.е.

практики), и этот подход уже сам по себе является туманным. В такомслучае к проблеме эстетического опыта следует также отнести и такой вопрос: если исуществует эстетический опыт, то как возможно его понятие? Как возможно понять, о самом лиэстетическом опыте мы говорим или только о том, что, как нам кажется, является этим опытом?На основании чего возможно отличить понятие эстетического опыта и подход к нему?Наравне с ошибкой приписывания опыту того, что мы испытываем, может иметь место идругая, состоящая в предвосхищении того, что имеется в понятии эстетического опыта.Очевидно, что туманность понятия может вынуждать различать за смутными его контурамичто-либо известное нам, вынуждать трактовать эстетический опыт на основании того, с чем мыимеем дело и за пределами этого опыта, что нам близко и понятно.

Казалось бы, нет ничегопроще рассматривать эстетический опыт в его отношении с эстетическим объектом - но неприписываем ли мы этому опыту то, что, возможно, ему и не свойственно? Какованеобходимость воспринимать те смутные контуры, которые при встрече с эстетическимобъектом у нас возникают, за эстетический объект? В каком смысле вообще эстетический опыти эстетический объект связаны? Как бы мы ни ответили на эти вопросы, мы должны понимать,что есть вероятность ошибки предвосхитить в понятии эстетического опыта то, что ему несвойственно - и, в то же время, должны понимать, что требуются какие-то дополнительныеусловия для того, чтобы то, что мы различаем в понятии эстетического опыта, именно к нему иотносилось.С этим же связано и то, что в силу туманности понятия эстетического опыта имеется ошибкавозложить на это понятие то, что, возможно, ему не свойственно.

Например, кто-то можетдопустить, что посредством особого состояния, называемого эстетическим опытом, можно21отличать высокое искусство от низкого, область духовного от области материального,необычайное от повседневного. Но, как и в предыдущих случаях, есть вероятность того, чтовозлагая на эстетический опыт функцию по проведению этих различий, мы впадаем в ошибкуприписывания опыту того, что ему не свойственно, или же в ошибку приписывания опыту чертнашего собственного опыта, по каким-то причинам нами называемого эстетическим. И еслидопустить, что возможно впасть в эту ошибку, то остается проблема того, что же следуетвозлагать на эстетический опыт, какие различия ему свойственны и на каком основании.Итак, дело не только в туманности понятия эстетического опыта, но и в туманностиоснований подхода к нему.И преодолеть как то, так и другое можно посредствомформирования самого этого понятия, по возможности, преодолевая ошибку обращения ксобственному опыту, ошибку предвосхищения, ошибку возложения или же каких-то иныхошибок, которые по мере формирования этого понятия могут возникнуть, - вот каковапроблема эстетического опыта.

И тогда, по аналогии с небезызвестной трудной проблемойсознания, можно сказать, что и в отношении эстетического опыта существует труднаяпроблема: как не ошибиться в понимании эстетического опыта? Как не свести «эстетическийопыт» к уже-понятному или уже-испытанному, не скатиться в иллюзию, что то, что мыназываем эстетическим опытом, действительно им является? Как не приписать эстетическомуопыту то, что ему не свойственно и как избежать возложения на понятие эстетического опытафункций, ему не свойственных?Было бы крайне наивно полагать, что возможно решить проблему эстетического опыта, давкакой-либо ответ, и нет никакой гарантии, что какое бы решение этой проблемы нипредлагалось, оно не будет лишено тех или иных ошибок. Но если и нет никакой гарантии того,что предпринимаемое исследование само избежит ошибок в понимании эстетического опыта,то, по крайней мере, следует двигаться в сторону такого понимания, которое, по возможности,было бы лишено ошибок.

Как движение в сторону чистоты подразумевает не столькооднозначное отличие чистого от нечистого, сколько стремление элиминировать нечистое, точнотак же и движение в сторону понимания эстетического опыта подразумевает не однозначноеформирование его понятия, но стремление избавлять это понятие от ошибок, которые по ходуанализа понятия эстетического опыта будут вскрываться.Итак, что будет, если всерьез отнестись к проблеме эстетического опыта? Что будет, еслистремиться избежать ошибок в подходе к понятию эстетического опыта (не считая ошибок всамом этом понятии, о которых будет идти речь ниже)? При каких условиях возможно решатьпроблему эстетического опыта?22С) Условия решения проблемы эстетического опытаК условиям решения проблемы эстетического опыта можно отнести как сами определяющиеусловия, так и способы, посредством которых эта проблема решаема.

И на вопрос о том, наосновании каких условий и какими способами возможно решать проблему эстетическогоопыта, ответить необходимо прежде всякого анализа понятия эстетического опыта, иначетуманность так и останется непроясненной.Проблема эстетического опыта определяется через ускользание от ошибок в его понимании.В свою очередь, об ошибке можно говорить только при условии, что удерживается различиеошибки и не-ошибки. Следовательно, именно наличие различий, в конечном счете основанныхна том, чтобы избегать какой-либо ошибки в понимании, является определяющим условием длярешенияпроблемыэстетическогоопыта.эстетического опыта неизбежно одно -Иначеговоря,приформированиипонятиястремление различать и стремление различать вразличаемом, чтобы яснее представало само движение по ускользанию от ошибок в пониманииэстетического опыта.Но можно согласиться с теми, кто возразит, что чистых различий не существует: как тольковозникает различие одного и другого, так тут же возникает и сомнение в том, насколько оно неявляется переходным, насколько вообще «одно» может существовать без «другого», не следуетли, напротив, не столько «делить», сколько «умножать», т.е.

искать формы перехода одного вдругое, а не их формы различия.Действительно, возразить на аргумент, что чистых различий не существует, невозможно ровно потому, что нет ничего «чистого», в том числе и различий. Но из того, что не существуетчистыхразличий,вовсенеследует,чтоврешениипроблемынетнеобходимостиориентироваться на чистоту различия. Ибо следует различать разделение и различие: первоеотносится к объекту, второе - к подходу к нему, первое подразумевает, что имеется что-то всамом объекте, за счет чего мы разделяем его и отделяем от другого объекта, второе жеподразумевает, что именно для того, чтобы понять объект, вводятся те или иные различия, а то,насколько эти различия связаны с самим объектом - это, в данном случае, не столь исущественно.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5221
Авторов
на СтудИзбе
429
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее