Диссертация (Философская аналитика эстетического опыта исторические и теоретические аспекты), страница 3
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Философская аналитика эстетического опыта исторические и теоретические аспекты". PDF-файл из архива "Философская аналитика эстетического опыта исторические и теоретические аспекты", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
При этом граница между этими направлениями не сущностная, поэтомунеудивительно, если один и тот же автор является репрезентантом сразу нескольких их них.Первое из направлений ориентировано на стремление определить, что же такое эстетическийопыт, т.е. выяснить, по каким критериям можно отличить этот опыт от других, что делаетэстетический опыт именно эстетическим и за счет чего его можно охарактеризовать именно какопыт. Проблеме определения эстетического опыта посвящены работы М.
Бердсли, А.Берлеанта, Э. Виваса, Дж. Дики, М. Митиаса, В. Олдрича, Г. Осборна, Р. Шустермана и многихдругих в англо-американской философии, работы Т. Адорно, Р. Ингардена, Л. Ландгребе, А.Хаардта и других в континентальной традиции, работы В.В. Бычкова, А.П. Валицкой, А.В.Дранова, Н.И. Киященко, О.А. Кривцуна, С.А. Лишаева, Э.Г.
Панаиотиди и других вотечественной традиции. История эстетики предложила самые разнообразные варианты ответовна вопрос о том, что же такое эстетический опыт. Так, в одних случаях эстетический опытопределяли через незаинтересованное отношение (Э. Вивас), в других - через эстетическийобъект (М. Бердсли), для одних особенностью эстетического опыта является восхождение (В.В.Бычков), для других - система кинэстетических движений (Л. Ландгребе). Однако сколь быразнообразными ни были определения эстетического опыта, к ним следует подходить состороны двух вопросов: не происходит ли в случае определения опыта сведение анализа опытак анализу предмета этого опыта и не происходит ли сведение опыта к аксиологической его7составляющей? Ответы на эти вопросы позволяют выявить реляционную и аксиологическуюошибку в понимании эстетического опыта и сформировать такое понятие, которое, повозможности, сможет избежать этих ошибок.Второе направление исследований в истории эстетики ориентировано на выявлениевнутренних особенностей эстетического опыта, на выяснение того, каковы моменты строенияэстетического опыта, возможно ли выделить в нем разные стороны.
В основе этого направлениялежит представление, что эстетический опыт - это не одномоментный акт, а длящийся процессс характерными для него этапами складывания и со сложностями функционирования каждогоиз них. В англо-американской традиции внимание ко внутренним особенностям эстетическогоопыта развивалось в работах А. Бама, М. Бердсли, Н.
Кэрролла, М. Итона, Дж. Стольница, Д.Феннера и других,в континентальной традиции вопросу оэстетического опыта посвятили свои работы М.внутренних особенностяхДюфрен, Р. Ингарден,Х.Р. Яусс,вотечественной традиции этот вопрос стал предметом изучения в работах В.В. Бычкова, А.А.Грякалова, Е.М. Куроленко, Н.Б. Маньковской, С.Б. Никоновой и других.
Для однихэстетический опыт - это процесс формирования собственного предметного содержания (Р.Ингарден), для других - это процесс выявления в объекте эстетических качеств (М. Бердсли),для третьих - это «экзистенциально-антропологический и герменевтический опыт работы спределом» (А.А.
Грякалов). Сколь бы различными ни были ответы на вопрос о внутреннихусловиях для складывания эстетического опыта, к ним следует подходить со стороны вопроса отом, за счет каких именно оснований то или иное условие выдвигается в качествеопределяющего для понимания эстетического опыта, т.е. какую именно аксиоматику ипроблематику относительно эстетического опыта выдвигают в качестве условий этого опыта.Ответы на эти вопросы позволят не только сформировать само понятие эстетического опыта, нои показать основания, на которые это формирование опирается.
Кроме того, какими бы ни былиответы на вопрос о внутренних особенностях эстетического опыта, к ним следует подходить состороны вопроса об основаниях выделения именно этих, а не других моментов строения, атакже со стороны вопроса о том, до каких пределов возможно выделение моментов строения,следует ли за выделенным определить более тонкие его моменты или же это представляетсяизлишним по какому-либо основанию.Третье направление исследований связано с выявлением понимания эстетического опыта наосновании таких представленных в истории эстетики понятий, как эстетическое суждение,эстетическое удовольствие,эстетическое отношение,эстетическоесобытие,а также сизучением отношения между эстетическим опытом и эстетическими категориями. Наиболееактивно в пределах этого направления проявили себя такие авторы в англо-американскойтрадиции, как Б.
Нэней, Х.У. Гумбрехт, С.К. Саксена, Р. Скрутон, Р. Стекер, Дж. Стольниц, в8континентальной традиции такие авторы, как Т. Адорно, А. Бадью, Б. Дземидок, Л. Боровская,М. Гейгер, Ж. Рансьер, в отечественной традиции к этому направлению можно отнести такихисследователей, как А.В. Гулыга, С.А. Дзикевич, М.С. Каган, А.И. Щербакова и других. Дляэтого направления свойственно расширенное понимание эстетического опыта, например, какэстетического события (Х.У. Гумбрехт) или же как эстетического отношения (Дж. Стольниц), атакжепониманиеэстетическихкатегорийкакнаиболееуниверсальныхвыразителейэстетического опыта, понятого как эстетическое отношение (М.С. Каган). В этом случаепроблематичным является как основание для такого толкования, так и вопрос о том, при какихусловиях эстетический опыт возможно рассматривать как эстетическое событие или жеэстетическоеотношение,а также каково местоэстетических категорий в отношенииэстетического опыта.Несмотря на то, что к целям и задачам данного исследования не относится сопоставлениепредлагаемой концепции эстетического опыта с представлениями о религиозном или этическомопыте,а такжеприменениеконцепциик области эстетическоговоспитанияи мируповседневности, все же некоторые исследования, которые были сделаны в пределах этогочетвертого направления необходимо иметь в виду - при условии, что в них имеет месторазработанная концепция эстетического опыта.
Среди представителей англо-американскойтрадиции наиболее близки к поставленным целям и задачам данного исследования работыЮ.Ф. Келина, Х.У. Гумбрехта, Дж. Купчика, В. Флюка, А.В. Фэирчайлда и многих других,среди представителей континентальной традиции - работы А. Пучкова, Ж. Рансьера и других,среди же отечественных исследователей, работы которых соотносятся с предлагаемымисследованием, необходимо учитывать результаты работ Т.А. Акиндиновой, И.В. Дотоль, В.В.Прозерского, Е.И. Шапинской и других.
В каком бы отношении ни рассматривался в этихработах эстетический опыт - в его тесной связи с проблемами эстетики окружающей среды(В.В. Прозерский) или же в его связи с типами событийности в мире повседневности (Х.У.Гумбрехт), основными вопросами относительно этого направления исследований являютсявопросы о границах применимости концепции эстетического опыта, а также вопросы о типахсоотношения теоретического и практического в отношении эстетического опыта.Наконец, все эти направления столь разнообразны по своим вариациям, что не случайно вистории эстетики возникло пятое направление исследований, связанное со стремлениемпоказать, что само понятие эстетического опыта является искусственным и ничего неозначающим, что от него можно легко отказаться в пользу просто «эстетического» и что, вконечном счете, эстетический опыт - это миф (Дж.
Дики, В. Кенник, Ф. Коулмен). Непринимать во внимание это нигилистическое направление при стремлении разобраться с тем,каковы современные формы аналитики эстетического опыта, было бы ошибкой, но в то же9время следует обратить внимание и на саму аргументацию того, почему же следует отказатьсяот понятия эстетического опыта.Таким образом, в истории эстетики проблематика эстетического опыта представлена вразных формах ее осмысления, но ни одна из этих форм не является полной, она представляетпонимание эстетического опыта с какой-то определенной стороны, к которой, в свою очередь,возможен целый ряд вопросов, требующих дальнейшего развития. Именно в качестве ответа напоставленные вопросы и предпринимается данное исследование.Объект и предмет исследованияОбъектом исследования являются философско-эстетические концепции эстетического опытав их многообразии.Предметомисследованияявляетсяфилософскоепонятиеэстетическогоопытакакчувственного опыта формы многообразного и связанное с ним представление о сторонах,режимах, силах эстетического опыта и о моментах его строения.Цели и задачиЦелью диссертационного исследования является ответ на вопрос, как возможно пониманиеэстетического опыта на основе современной истории и теории эстетики.Длядостиженияпоставленнойцелиисследованиянеобходимымявляетсярешениеследующих задач:1)рассмотретьвисторико-эстетическомключеосновныеподходыкпониманиюэстетического опыта, определить основания, на которых базируются существующие способыего понимания; выявить ключевые исследования по данной проблеме, проанализировать их сучетом развития и специфики современной эстетики, обосновать с историко-эстетическойпозиции возможность использования тех или иных понятий для аналитики эстетического опыта(понятия эстетическогоотношения,эстетическогособытия,эстетическогоэффектакакосновных понятий для характеристики строения эстетического опыта);2) выявить «болевые точки» существующих подходов, определить недостатки, свойственныеразличныммоделямпониманияэстетическогоопытаипредложитьметодологию,повозможности преодолевающую указанные недостатки;3) определить те моменты в историко-эстетических моделях понимания эстетическогоопыта, которые могут служить основой для дальнейшего теоретико-эстетического подхода;4) сформировать проблему эстетического опыта, выявить аксиоматику и проблематику этойпроблемы как условия возможности и рассмотреть соотношение истории, теории и практикикак условия действительности и необходимости этой проблемы;105) предложить понятие эстетического опыта и его философскую аналитику, раскрытьаспекты этого понятия и определить границы его применимости на основании историкоэстетических моделей, а также предложенной методологии исследования;6) привлечь к философской аналитике эстетического опыта современные, ранее не вводимыев рамках эстетического анализа концептуальные схемы, такие как: активное и реактивное вэстетическом опыте, статичная и динамичная стороны эстетического опыта, формы строенияэстетического опыта, режимы эстетического опыта.
Все эти понятия рассматривались в историиэстетики лишь спорадически и без отдельного внимания к аналитике эстетического опыта,задачей же является дать интегральное понимание эстетического опыта, учитывающееразличные его аспекты;7) проанализировать многообразие форм эстетического опыта в их взаимодействии, т.е.изучить активную и реактивную силы эстетического опыта, провести концептуальный анализстатичной и динамичной сторон эстетического опыта (с определением качества эстетическихпредставлений как статичной стороны и эстетических переживаний как динамичной стороныопыта), выявить основные формы строения эстетического опыта (его основание, такие моментыего строения, как эстетическое отношение, эстетическое событие и эстетический эффект, егоусловиязавершения),рассмотретьдварежимаэстетическогоопыта(единствоимножественность); каждый из названных моментов подвергнуть детальной концептуальнойпроработке;8) раскрыть значение полученных результатов для истории и теории эстетики.Научная новизна1.