Диссертация (С. П. Дягилев - редактор, публицист и критик), страница 77
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "С. П. Дягилев - редактор, публицист и критик". PDF-файл из архива "С. П. Дягилев - редактор, публицист и критик", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 77 страницы из PDF
Нечего говорить об Учреждениях, рассыпанныхпо другим ведомствам. Между оперой и Консерваторией нет ни малейшейсвязи, также как и между Консерваторией и драматическими курсами приДирекции театров. Русское Театральное Общество – в постоянномантагонизме с Императорскими Театрами, Академия Художеств не имеетникакогоотношениякхудожественно-промышленнымшколамМинистерства Финансов, театр не может найти себе декораторов, так как в388Академии художеств не имеется декоративного класса, памятники нашейстарины бесследно гибнут из года в год, потому что надзор за ними ввереннескольким совершенно разъединенным Учреждениями, действующимбесконтрольно и безответственно.Ясно, что объединенность художественных учреждений в особое Ведомствопо примеру Запада есть насущная потребность русского искусства.
Без этогоусловия не возможен ни дальнейший рост художественного творчества, нисохранение народных сокровищ.В случае, если таковая реорганизация не могла бы полностью бытьосуществлена в настоящее время, выделение по крайней мере крупнейшихучреждений – Императорских театров и Академии Художеств – из веденияМинистерства Двора является необходимой потребностью ближайшегобудущего.Эти Учреждения совершенно не отвечают самому понятию современногоМинистерства Двора, и при существовании народного представительстванеизбежно должны быть подчинены общегосударственному контролю иответственныпередГосударственнойДумой.Такой,своевременнопроизведенной реформой возможно с одной стороны сохранить в будущем вдолжной неприкосновенности престиж Министерства Двора и с другой –обеспечить за обоими Учреждениями дальнейшее существование наобщегосударственных основаниях.Министерство Двора, как Ведомство непосредственно и исключительнозависящее от Монарха, не может, при нынешнем положении вещей, иметь всвоем составе Учреждений, приходящих в столь близкое соприкосновение собществом, так легко подверженных общественной критике и постояннымнападкам и обсуждениям прессы, учреждений, состоящих из огромногоколичества не относящихся к Двору лиц, наконец учреждений, всецелозависящих от различных бюджетных соображений, которые отныне389регулируются Государственною Думой и могут быть изменены во всякийданный момент.Министерство Двора не может игнорировать этого вопроса, как имеющеговозникнуть в ближайшем будущем.
И в этом случае, оно естественнопожелает быть подготовленным для серьезного возражения. Ибо дебаты итребования со стороны увлеченных народных представителей в этой, с точкизрениянародногохозяйства,несущественнойобластиобщественнойроскоши, - могут принять острый характер.Даже и в случае вполне нормального перехода двух названных учреждений,по примеру Западных Государств, в Министерство Народного Просвещения,- даже в том случае, Двор, стоявший обыкновенно за культурные традициистраны, не может отнестись пассивно к этой реформе.
Его роль не можетограничиться простой передачей этих учреждений в другое Ведомство, ибоименно в настоящий момент, когда всем учреждениям, касающимся областиискусства и науки, грозит серьезная опасность от насильственноговмешательства со стороны малокультурного класса населения, МинистерствоИмператорскогоДворадолжноотстоятьихсуществованиесвоимавторитетом и, отделив их от себя, либо передать их в единственноподходящее для того, Министерство Народного Просвещения, либосодействовать группировке их в отдельное Ведомство.Мерой этой, Министерство двора, сократив в значительной степени свойбюджет, даст возможность пересмотреть и определить необходимыебюджеты и всех выше перечисленных художественных учреждений,которые, при соединении их в одно, хотя бы на первое время и несамостоятельное Ведомство, не только не могут потребовать новых штатов исопряженных с ним расходов, но наоборот, должны реорганизоватьимеющийся в их распоряжении наличный служебный состав, в смыслесосредоточения сил и экономизирования средств.
Будучи же разнесены по390самым разнообразным ведомствам, бюджеты всех этих учрежденийподвергнутся со стороны Государственной Думы неизбежным кореннымизменениям и сокращениям, что поведет к дальнейшему обезсилению этих ибез того в большинстве не процветающих учреждений.Надо не забывать, что вопрос постановки художественного дела в Россииможет только в том случае найти поддержку в среде народныхпредставителей, если это дело, при объединенной организации, будет даватьявные практические результаты и главное, отвечать запросам и потребностямобщества.Принимая в соображение возможность возникновения этого вопроса в самомнедалеком будущем, особенно по поводу конкретного факта – крупныхнедоразумений последнего времени в составе учащейся молодежи ныне нефункционирующегопрекращающихсяВысшегоконфликтовХудожественногомеждуартистамиУчилищаиинеАдминистрациейИмператорских театров, нельзя не указать на необходимость, в видепервоначальной, подготовительной меры, - срочного командированиякомпетентноговхудожественнойобластилицадлятщательногоознакомления с постановкой этого дела на Западе.
Прямой целью этойкомандировки должно быть не только всестороннее изучение предмета, ноглавным образом, выяснение степени и способа участия как Двора, так иПравительства в художественной жизни страны, а также разработка проектаорганизации Центрального Художественного Ведомства и входящих в егосостав учреждений.Пример Великогерцогской Веймарской школы изящных искусств, Академии,находящейся под руководством знаменитого Г.Тома в Карлсруэ, организациипрофессоромфонЧудиновогоМузеявБерлине,субсидируемойправительством Парижской Оперы и Opera comique, реорганизованныхизвестным Поссартом передовых Правительственных театров Мюнхена –391изучение всего этого материала, в применении к условиям нашихобщественных требований, должно дать те необходимые сведения и помочьвыработать те единственные основания, на которых может сохраниться иразвиваться русская художественная жизнь в новых рамках измененного иобновленного государственного строя России.Сергей Дягилев20 Ноября 1905 г.»830Записка в Министерство Императорского Двора об образовании ведомства художественных учрежденийи о постановке художественного дела в России / ОР РНБ.
Ф. 781. Оп. 583. Ед. хр. 352. Машинопись. – 5 л.;Сергей Дягилев и русское искусство: Статьи, открытые письма, интервью. Переписка. Современники оДягилеве: В 2-х томах. Т. 1. М.: Изобразительное искусство, 1982. С. 199-202. Приложение XXIV.830.