Диссертация (Концептуализация понятия женской красоты в культурологическом дискурсе), страница 5

PDF-файл Диссертация (Концептуализация понятия женской красоты в культурологическом дискурсе), страница 5 Культурология (49353): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Концептуализация понятия женской красоты в культурологическом дискурсе) - PDF, страница 5 (49353) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Концептуализация понятия женской красоты в культурологическом дискурсе". PDF-файл из архива "Концептуализация понятия женской красоты в культурологическом дискурсе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 5 страницы из PDF

«Гармония его частей с определенным приятнымцветом»30, — пишет Платон и выставляет следующие параметры: золотоесечение, с шириной лица в 2/3 его длины и идеальной симметрией между левой иправой половиной. Цвет лица — безусловно светлый, потому что демократияДревней Греции зиждилась на труде смуглого населения Северной Африки июжныхостровов,скоторымблагородномугражданинунеподобалоассоциироваться.

Пифагорейцы также рассматривали красоту с точки зрения ее29Платон. Федр: Беседы с Сократом / Платон; Пер. А.Н. Егунова; Ред. греч. и рус. текстов, вступ. ст.,коммент., хронология, индексы имен и наиболее употреб. терминов Ю.А. Шичалина. - Москва:Прогресс, 1989. - 42 с.30Там же, с. 45.28объективности, которая проявляется в гармонии и симметрии, а красота человекавыражается в пропорциональности его тела. Лишь софисты оспаривалиобъективную сущность красоты.

То, что кто-то обозначает прекрасным,определяется лишь субъективным вкусом и восприятием данного человека.Однако субъективация красоты софистами осталась лишь кратким эпизодом вАнтичной философии. Позже Аристотель снова вернул «красоте» объективнуютрактовку – ею в равной степени могут обладать как произведения искусства, таки естественные объекты31.В Средние века религия проникла во все области культуры, а средневековаяэтика развивалась в русле христианской парадигмы, которой свойственнопровозглашение антагонизма души и тела. Душа божественна и бессмертна, в товремя как телесность, будучи смертной, рассматривалась как источникгреховности человека. Августин Блаженный называл Бога одновременно итворцом красоты, и высочайшей красотой, «ставил понятие красоты на одинуровень с понятием сущности»32.

Фома Аквинский считал, что красотачеловеческого тела определяется степенью познания душой Бога. Вместе с тем,философы Средневековья признавали существование не только Бога какпредвечной красоты, но и красоты сущего. Так Фома Аквинский говорил, что длякрасоты необходимы три свойства: целостность или завершенность (здесь егомысль близка тезису Августина Блаженного о том, что «форма всякой красотыесть единство»); пропорция или гармония частей и, наконец, ясность или сияние(ибо прекрасно то, что окрашено в чистый цвет)33.В эпоху Ренессанса с его антропоцентризмом и гуманизмом возникает иновое восприятие красоты – грациозное, прекрасное в своей наготе человеческое31См.: Психология красоты.

Под ред. А. Херговича. / Пер. с нем. – Х.: Гуманитарный Центр / А.В.Коченгин, 2014. - С. 30.32См.: Бычков В.В. Aesthetica partum. Эстетика Отцов Церкви. - М., 1995. - С. 40633См.: Аквинский Ф. Сумма теологии. Часть I. Вопросы 1-43 / Пер. с лат. С. Еремеева и А. Юдина. -Киев: Ника-Центр, Эльга; Москва: Элькор-МК, 2002. - 560 с.29тело. Большой рывок происходит и в философии красоты. Тому способствовалиисследования Дюрера, работы Микеланджело и, разумеется, витрувианскийчеловек Леонардо да Винчи (иллюстрация к трудам античного римскогоархитектора Витрувия), представляющего идеальные пропорции человеческоготела34.Вновь о субъективности красоты заговорил Дэвид Юм в XVIII веке:«Красота вещей заключается в духе того, кто их созерцает»35. В дальнейшем вэтом же ключе о красоте высказывались Иммануил Кант и Артур Шопенгауэр.Согласно Канту, вопрос красоты во многом зависит от субъективных чувств ивкуса. Существуют определенные физические качества, которые можно назватьпрекрасными.

Однакочеловек может считатьсяпрекрасным лишь придополнении этих качеств моральной составляющей. В противном случае женщинаможет стимулировать половое влечение мужчины, но он не будет чувствоватьникакого уважения к ней36.ШопенгауэрразвиваетмысльКантаивстраиваетеевсвою«волюнтаристкую метафизику». Согласно Шопенгауэру37, существует дваспособа понимания красоты: красота, которая стимулирует волю (половоевлечение) и объективная красота, которую возможно воспринять, лишь обладаявысоким интеллектом и тонким вкусом и при этом подавляя волю.

Шопенгауэр,будучи предвестником современной эволюционной психологии, высказал точкузрения, согласно которой «прекрасно» то, что способствует продолжению рода.Таким образом, женщина в глазах мужчины выступает в качестве матери егобудущих детей, соответственно она должна обладать определенными качествами,которые помогут ей забеременеть, выносить, родить и прокормить этого ребенка 34См.: История красоты /под редакцией У.

Эко. – М.: СЛОВО, 2014. – 440 с.35Юм Д. Сочинения. В 2-х т. - Т. 1. - М.: Мысль, 1996. - С. 364.36См.: Кант И. Критика способности суждения. Москва: «Искусство», 1994. – 367 с.37См.: Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. В 2-х т. – Т. 2. – М.: Наука, 1993. – 671 с.30а именно молодость, не очень толстое, но и не очень худое телосложение,большая грудь, и уже в последнюю очередь, красота лица. Эти характеристикикак гарант здоровья и деторождения женщины одновременно делают еепрекрасной в глазах мужчин. Таким образом, понятие «красота» в пониманииШопенгауэра детерминировано часто бессознательным стре млением человека кпродолжению рода.ОднакоснаступлениемXXвекаконцепт«красоты»начинаетрассматриваться в ином ключе – он вновь объективируется и вместе с темгендерно окрашивается. В академическом феминизме концепт красоты напрямуювзаимосвязан с телесными характеристиками и больше не обуславливаетсядетородной функцией женщины.

Красота выступает в качестве культурногоконструкта, который используется в патриархатном обществе с целью оправданияопределенного распределения ролей и подавления женщин.Под академическим феминизмом принято понимать феминизм либеральныхинтеллектуалов и гендерные исследования, которые были включены в научный,академическийдискурс.Категорияпатриархатаявляетсяключевойдляакадемического феминизма. Под ним подразумеваются «сходные социальныепрактики, в которых мужчинам отводится систематическая возможность в силусвоего положения продвигать собственные интересы в различных областях,пагубных и опасных для интересов женщин»38, то есть отличительной чертойданного типа культуры является подчинение интересов женщин интересаммужчин.Патриархатнаявластьвыступаетоснованнойнасоциальнойинтерпретации и переносе биологических различий между мужчиной иженщиной в сферу социальных задач39.

Отличительной же чертой патриархатнойкультуры предстает следующая установка: женские тела всегда недостаточно38См.: Howie G. Between Feminism and Materialism: A Question of Method. - New York: PalgraveMacmillan, 2010. - P. 200.39См.: Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Социология тела и социальной политики// Журналсоциологии и социальной антропологии. - 2004. - Т. 7. - №2. - С. 124.31женственные, следовательно, они должны быть сознательно подвержены нередкоболезненной переделке в соответствии с тем, что было задумано «природой»40.Одной из ведущих феминистских работ по анализу концепта красоты всовременной культуре является книга американской феминистки Наоми Вульф«Миф о красоте»41.

В рамках данной концепции в основе современной культурыпотребления лежит миф о красоте, который при помощи различных рычаговоказывает воздействие на женщин, стимулируя их постоянное потребление сцелью корректировки природных данных в соответствие с моделью красоты,принятой в данной культуре. Согласно мифу, женщина, соответствующаясовременным стандартам красоты, посредством искушения мужчины получаетвозможность социальной самореализации, достижения успеха в карьере и личнойжизни.Исходя из мифа, красота представляет собой культурный конструкт,который объективен, т.е. существует вне индивидуальных представленийженщины о внешнем виде и описывается определенными качествами.

Красотапредставляет собой триединство молодости, прекрасной фигуры и прекрасноголица. Женщины должны хотеть воплощать собой красоту, а мужчины должныхотеть обладать этими женщинами. Это воплощение – обязательно для женщин,но не для мужчин. Поскольку оно детерминировано биологически, сексуально иэволюционно: сильные мужчины борются за красивых женщин, а красивыеженщины, в свою очередь, более успешно выполняют репродуктивнуюфункцию42. Вместе с тем, согласно эмпирическим исследованиям, в современномобществе, где женщины, стремясь к идеалу красоты, постоянно изнуряют себя40См.: Urla J., Swedlund A.C. The Anthropometry of Barbie. Unsettling Ideals of the Feminine Body inPopular Culture // Shiebinger L. (ed.) Feminism and the Body.

- New York: Oxford University Press, 2000. - P.39741Вульф Н. Миф о красоте: Стереотипы против женщин / Наоми Вульф; Пер. с англ. – М.: Альпина нон-фикшн, 2013. - 445 с.42См.: Вульф Н. Миф о красоте: Стереотипы против женщин. С. 15.32диетами, тренировками и неврозами, их репродуктивная функция, скорее,снижается.Согласно концепции Н. Вульф, миф выступает как контрнаступление состороны мужчин против женщин, как механизм подавления женщин в социуме икультуре. «Красота», согласно мифу, является «системой валюты как золотойстандарт». Как любая экономика красота определена политикой, и в наше времяна Западе это последняя, лучшая вера, сохраняющая мужское господство43.

Миф окрасоте пришел на смену мифу о материнстве, домашней жизни, целомудрии, аизможденная юная модель вытеснила счастливую домохозяйку как арбитрауспешной женственности.Как отмечает феминистка Нэнси Фрайдей, автор «Власти красоты», «войнамежду полами» достигла своего апогея в 50-60 гг. XX века, и поводом сталоизобретение и распространение противозачаточных таблеток и как следствие сексуальная независимость44. Однако феминизм уходит своими корнями гораздо вболее далекие времена – уже начиная с XIX века, идет более или менееорганизованная борьба женщин за равенство женских и мужских прав.Одновременноспервойволнойфеминизмапроисходитпромышленнаяреволюция. В первой половине XIX века этот процесс приобретает гигантскиемасштабы, охватывая одна за другой страны Европы и Америки.

ДоПромышленной революции семья была производительной единицей, женскаярабочая сила дополняла мужскую, ценность женщин, которые не были ниаристократками, ни проститутками, заключалась в их навыках работы,экономической проницательности и физической силе. Безусловно, физическаяпривлекательность и тогда играла свою роль, но «красота», в сегодняшнем еепонимании, не была для обычных женщин серьезной проблемой на рынке брака.Именно после Промышленной революции в обществе появились представления о43Там же, с. 17.44См.: Психология красоты. С. 84.33красоте как о нечто очень важном для женщины, возникли критерии красоты –миф о красоте в его современной форме начал активно развиваться и делатьуспехи после последствий процесса индустриализации, поскольку средний классрасширился, уровни жизни и грамотности повысились, размер семей сжимался.После второй волны феминизма, когда количество домохозяек снизилось, иженские интересы приобрели иной характер, нежели исключительно работа подому и воспитание детей, была вычислена современная форма мифа, приносящаяпредпринимателям колоссальные доходы.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5183
Авторов
на СтудИзбе
435
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее