Диссертация (Концептуализация понятия женской красоты в культурологическом дискурсе), страница 4

PDF-файл Диссертация (Концептуализация понятия женской красоты в культурологическом дискурсе), страница 4 Культурология (49353): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Концептуализация понятия женской красоты в культурологическом дискурсе) - PDF, страница 4 (49353) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Концептуализация понятия женской красоты в культурологическом дискурсе". PDF-файл из архива "Концептуализация понятия женской красоты в культурологическом дискурсе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 4 страницы из PDF

Уэстаи Д. Зиммермана, к этнометодологии Г. Гарфинкеля и символическомуинтеракционизму И. Гофмана.Согласносоциально-конструктивисткойлогике,телесностькакматериальность не существует вне восприятия. В ситуации межличностного20См.: Butler J. Gender Trouble: Feminism and the Subversion of Identity. P. 112-178.21См.: Кроули С.Л., Броуд К.Л. Конструирование пола и сексуальностей // Гендерные исследования. -2010. - N 20–21. - С.

15.21взаимодействия содержится как потенциал для воспроизводства гендера, так ивызовы существующим гендерным стандартам. В рамках деления «пол-гендер» К.Уэст и Д. Зиммерман22 предложили разграничивать понятия «биологоческийпол», «категоризация по полу» и «гендер».

Если биологический пол выступает вкачестве совокупности биологических признаков, выступающих предпосылкойотнесения индивида к одному из полюсов бинарной классификации, токатегоризация по полу связана с ситуацией его приписывания и имеетсоциальнуюприроду.Приписываниепроисходиткакнаоснованиибиологических критериев пола, так и на основании социально фиксированныхдисплеев, то есть одного наличия или отсутствия первичных половых признаковнедостаточно, чтобы индивида относили к определенной категории по полу.Гендер же является неким поведенческим паттерном в рамках конкретныхситуаций социального взаимодействия, соответствующим социокультурнымстереотипам в отношении того или иного пола.Данное разграничение понятий позволяет исследователям выйти за пределыпонимания пола как биологической данности, аскриптивного статуса, которыйпротивопоставлен гендеру как достигаемому статусу.

Согласно данной логике,гендер не является статичным, он постоянно воспроизводится в рамках ситуацийсоциального взаимодействия. Ярким эмпирическим примером реализации даннойметодологии является описанный Г. Гарфинкелем «случай Агнес»23.

Данноеэтнометодологическое исследование, проведенное в 60-е годы XX века,посвящено анализу феномена транссексуализма и деятельности индивида посозданию гендера и категоризации пола в повседневной жизни. Попадая впроблемную ситуацию гендерного сбоя (gender trouble), индивид начинаетосознавать22механизмысозданиясоциальногопорядкаипомощьюСм.: Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. -СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. - С. 193–218.23сСм.: Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. - СПб.: Питер, 2007.

- 335 c.22деконструкции женственности пытается получить признание в обществе иинтегрироваться в рутину повседневности.Для того чтобы проследить, как телесность, будучи материальновоплощенной,включается«мужественности»,впроцесснеобходимопроизводстваобратитьсяк«женственности»анализуимикроконтекстасоциального взаимодействия - символическому интеракционизму И. Гофмана24, врамках которого гендер рассматривается как результат социальных интеракций иодновременно – их источник, а тело выступает в качестве инструмента длясчитывания гендерной информации участниками коммуникации.Согласно данной концепции, приписывание пола происходит согласноправилам создания гендера (doing gender), принятым в данном обществе, ивыражается в гендерном дисплее. Гендерный дисплей - это представлениеполовойпринадлежностивовзаимодействии,«наборритуализированныхдействий, совершаемых индивидом в ситуациях взаимодействия лицом-к-лицу»25.Объяснимость гендерного дисплея - это условие успешной межличностнойкоммуникации.

Загадка конструирования гендера заключается в том, что каждуюминуту, участвуя в спектакле представления пола, индивиды делают это так, чтоигра кажется им настоящей. Необходимо отметить, что гендерный дисплейформируется под воздействием ситуации, в которой происходит взаимодействие,а также возраста взаимодействующих индивидов, их социального положения,стиля, этничности, религиозной принадлежности и прочих факторов.«Гендернаяигра»,осуществляемаявсоциальныхвзаимодействиях,становится «естественным» проявлением сущности индивидов-актеров. Половые24См.: Goffman E. Gender Display. From «Gender Advertisements: Studies in the Anthropology of VisualCommunication». // Goffman Reader.

Lemert C. and Branaman A. - Oxford: Blackwell Publ., 1997. - P. 208227.25См.: Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Социальное конструирование гендера // Социологическийжурнал. - 1998. - № 3-4. - С. 175.23различия наделяются социальным смыслом в соответствии с принципамиинституциональной рефлексивности, то есть внедрения гендерных стереотипов вовсе социальные институты26. По Гофману, любое ситуативное поведение исобрание индивидов мыслится как гендерно окрашенное. И каждое обществосоздаёт свои нормы гендерного дисплея. Он не универсален, а культурнодетерминирован.

Быть мужчиной или женщиной и выражать это в своемгендерном дисплее значит быть социально компетентным членом общества,вызывающимдовериеиподдерживающимпринятыеданнойкультуройкоммуникативные практики, а значит создающим возможность половойкатегоризации.Средства, которые использует индивид для проявления своей половойпринадлежности, Гофман называет формальными конвенциональными актами27.Они представляют собой уместные для данной социальной ситуации моделиповеденияиповседневногоспособствуютвоспроизводствувзаимодействия,азначитконвенциональныхподдерживаютнормсоциальныйиинтерактивный порядок. Если поведение индивида не укладывается в эти нормы коммуникация нарушается, исполнителя не понимают и не принимают, онпопадает в ситуацию «гендерного сбоя».

Так, если мальчик в детском садупредпочтет машинкам игру в куклы, то он не будет понят как сверстниками, так ивзрослыми. То же самое касается мужчины, который посещает салоны красоты сцельюпокрытияногтейлаком. Нарушениегендерногодисплеягрозитсоциальным исключением, но вместе с тем способствуют формированиюэмерджентных норм. В качестве примера возможно рассмотреть такой элементженского гардероба, как брюки.

Женщинам до второй половины XIX века былозапрещено носить брюки за исключением конных прогулок, катания навелосипеде и отдельных примеров специальной рабочей униформы, данный26См.: Goffman E. Gender Display. P. 208-227.27Ibid. P. 218.24элемент гардероба считался исключительной прерогативой мужского гендерногодисплея. Спустя менее века брюки заняли чуть ли не лидирующее место (всравнении с юбками и платьями) в гардеробах большинства женщин.Таким образом, телесное воплощение, с одной стороны, являетсяинструментом поддержания представлений о женственности, а с другой стороны,социальные представления о фемининном, выступая неким нормативом,накладывают свой отпечаток на конструировании и презентации тела.

В данномконтексте особую значимость начинают играть телесные практики, посколькуименно они позволяют закрепить гендер на поверхности тела. В условияхсоциального взаимодействия, предполагающего обратную связь, гендерноеразличение через категоризацию по полу обладает принудительной силой вотношении тела. Любая ситуация «гендерного сбоя» на каком-либо из уровней«пол/гендер/телесность» предполагает немедленное ее устранение с помощьюпрактик работы над телом, которые в данном контексте могут рассматриватьсякак способы вписывания гендера в тело.Данная теоретическая позиция, основанная на признании высокой ролителесности в процессе конструирования гендера, и, в частности, категории«женщина», может служить объяснению гендерных различий в практиках работынад телом и гендерной асимметрии вмешательства новейших технологий вданные практики.

Так статистика различных международных ассоциацийхирурговдемонстрируетежегодныйприростпластическихоперацийикосметических процедур. При этом, по данным Американской ассоциациипластических хирургов за 2015 год 85,6% выполненных во всем мире процедурприходятся на женщин28. Гендерная асимметрия выражается не только вколичественных показателях, но и в специфике проводимых процедур – наиболеечасто проводимая операция среди женщин – увеличение груди.

Одной из28ISAPS Global Statistics. Highlights of the ISAPS 2015 Statistics on Cosmetic Surgery [Электронныйресурс]. – Режим доступа: http://www.isaps.org/news/isaps-global-statistics25возможных интерпретаций растущего числа обращений к косметическойхирургии, а также нарушений пищевого поведения женщин, приученныхкультурой объективировать себя и определять себя в категориях тела, становитсягендерный конфликт.

Телесные практики выступают способом его разрешения,закрепления гендера на поверхности тела, приведения себя в соответствие скультурными представлениями о женственности и концептом красоты, имеющимявно выраженную гендерную спецификацию.Смена социальных ролей, вхождение женщин в публичную сферу, вкоторой главенствуют маскулинные поведенческие практики, приводит кконфликту, выражающемуся в рассогласованности культурных представлений офемининности и реальных практик деятельности женщин.

Современное обществобросает много вызовов гендерной идентичности, одним из которых являетсягендерная лиминальность, то есть размывание границ между мужскими иженскими практиками самопрезентации, сферами деятельности, моделямисексуальности. Все это приводит, с одной стороны, к стремлению достичьопределенностипутемзакрепленияприписываемойкультуройгендернойидентичности в теле, с другой - современные технологии предоставляютвозможностьсменыпола,азначитипредписанногогендера,путемпреобразования телесности. Таким образом, гендер из аскриптивной ролипревращается в роль, которая достигается путем систематической работы надтелом.Резюмируя сказанное, необходимо отметить, что если изначально в рядеклассическихгендерныхтеорийтелесностьзначиласькакотражениебиологического пола, а гендер выступал в качестве его социокультурнойаналогии, то с конца XX века в социальной науке происходит поворот в сторонупервичности гендера по отношению к полу.

Параллельно этому ряд работ вобласти эндокринологии, физиологии и биохимии тела поставили под сомнениесуществование лишь двух биологических полов и пришли к выводу, что полвыступает лишь в качестве континуума между двумя полюсами. На основании26этих данных возможно рассмотрение взаимосвязи пола и гендера не водностороннем порядке (от пола к гендеру или от гендера к полу), а какпостоянныйдвухстороннийвзаимообмен.Ителовданномслучаесфизиологическими и биохимическими процессами представляет собой спектр,континуум для интерпретаций, задаваемых культурой. В результате социальныхинтерпретаций происходит категоризация тела по отношению к полу — вусловиях бинарной классификации приписывание телу мужского или женскогопола.

А уже категоризации по полу соответствует социально конструируемоегендерноеразличение.Такимобразом,именнокультуравыступаетдоминирующим началом, фактором формирования и фундирования восприятиятелесности в обществе. Тем самым, культурные предустановки конституируютпредставления о телесности в контексте гендера, конкретные телесные практикииндивидов и концептуализируют феномен женской красоты. Культурологическаяоптика помогает исследовать феномен красоты как культурно детерминированноепредписание, закрепленное в отношении женской телесности.1.2.

Красота как обязательный атрибут женской телесностиПереходя к теме красоты как гендерно обусловленному культуройтребованию, предъявляемому к женской телесности, необходимо сказатьнесколько слов об исторической трансформации концепта красоты в социальнофилософской мысли. Категория красоты, являющаяся одной из важнейших вкультуре, имеет глубокие исторические корни.

Каждое общество, эпохавыдвигали свои критерии красоты и представления о способах ее достижения, тоесть данное понятие в культуре не константно – оно видоизменяется под27воздействием экономических, географических, политических и прочих факторов.То, что красиво сегодня, вовсе не обязательно будет красивым через 10-20 лет,точно так же, как то, что было привлекательным в начале ХХ века, далеко невсегда считается таковым в наши дни. Более того, в различных социальныхсообществах, существующих в рамках одного и того же исторического контекста,могут кардинальным образом различаться представления о «прекрасном».Концепт красоты берет свое начало еще в Античности. Теория эстетики икрасоты возникает в Древней Греции в эпоху правления Перикла.

Если древниеегиптяне подчиняли свое искусство абстрактно установленным канонам, то грекистремились к реализму изображения человеческого лица и тела, создавая изживых образцов идеальные образы, которые и легли в основу европейскихпредставлений о прекрасном. Платон видел красоту в истинной форме или идее –чистая идея о красоте и есть истинная красота. Она есть природная сила, котораяруководит человеком. Согласно древнегреческому философу, красота выступает вкачестве объективной категории. Эта идея проходит через всю Античнуюфилософию. «Красота сияла среди всего, что там было; когда же мы пришлисюда, мы стали воспринимать ее сияние всего отчетливее посредством самогоотчетливого из чувств нашего тела – зрения, ведь оно самое острое из них» 29, говорит Платон в «Федре».

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5183
Авторов
на СтудИзбе
435
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее