Диссертация (Поэтический синтаксис П. А. Вяземского), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Поэтический синтаксис П. А. Вяземского". PDF-файл из архива "Поэтический синтаксис П. А. Вяземского", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Вяземского; как отмечает К. С. Позднякова, именно в последниегоды «изучение личности Вяземского-критика получило новый виток в своемразвитии» 126 .Мало кто из поэтов был способен уйти от своего «начала» так далеко, какэто сделал Вяземский. И. М. Семенко отмечает, что новая проблематика иобразность стихотворных произведений Вяземского «свидетельствуют, что«пушкинская пора» в лирике осталась позади не только хронологически» 127 . Авыход за пределы данной поры подчеркивает ее художественное своеобразие иособую проблематику.Последние годы Вяземского достаточно противоречиво освещаютсяисследователями;В.
И. КоровинназываетпозднююсатируВяземского«старческим брюзжанием», а долголетие поэта — «тяжелым бременем»;Л. Я. Гинзбург полагает, что «с начала 50-х годов Вяземский, в сущности, сходитсо сцены» 128 . И. М. Семенко, напротив, отмечает, что, хотя Вяземский на склонелет казался себе самому лишь обломком прошлых поколений, «его поздние стихизаслуживают внимания <...> как несомненные удачи» 129 .Анализируя поэтический синтаксис, важно верно выбрать объектисследовании, ведь именно в поэзии «семантика синтаксической формы124Вяземский, П. А. Записные книжки.
М.: Русская книга, 1992. С. 315.Лотман Ю. М. Аутсайдер пушкинской эпохи/ Ю. М. Лотман // Новое лит. обозрение. 1994. № 7. С. 104-108.126Позднякова К. С. П. А. Вяземский – критик: к истории вопроса // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. №3, 2009. С.147.127Семенко И. М. Поэты пушкинской поры. М.: Художественная литература, 1970. С. 153.128Гинзбург Л. Я. Вяземский // История русской литературы: В 10 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). М.;Л., 1941—1956. Т. VI. Литература 1820—1830-х годов. 1953.
С. 390—399.129Семенко И. М. Поэты пушкинской поры. С. 153.12533приобретает поэтическую функцию, отражающую мировоззрение поэта» 130 . Внашемисследованиимыобращаливниманиенасамыеразныетипысинтаксических структур, рассматривая их на материале всего стихотворноготворчества П. А. Вяземского комплексно – с точки зрения их построения,выражаемых ими грамматических отношений, эстетических функций.130Ковтунова И. И. Синтаксис поэтического текста.
// Поэтическая грамматика. Том 1. М.: Азбуковник, 2005. С.241.34Глава 2. Анализ синтаксических конструкций в поэзии П. А. ВяземскогоДля сопоставительного анализа, помимо творчества П. А. Вяземского,нами был привлечен материал из творчества других поэтов XVIII-XIX вв.Полученные статистические данные отражены в соответствующих таблицах, вчастности, в таблице 1 Приложения А представлена общая сравнительнаяхарактеристика предложений в русской поэзии от Ломоносова до Пушкина иЛермонтова.Общаяхарактеристикапредложений,используемыхВяземскимвстихотворных произведениях, представлена в таблице 2 Приложения А. Всегоанализу было подвергнуто 310 стихотворений, написанных на протяжении с 1808по 1877 год.
Произведения поэта были разделены на две соотносимые друг сдругом части. К первому периоду творчества Вяземского мы относимстихотворения, созданные с 1808 по 1830 год: в 1808 году появляются первые еголирические произведения, а 1830 год становится для Вяземского во многомпереломным — он поступает на государственную службу и резко меняет своистихотворческие пристрастия. Ко второму периоду мы относим стихотворения,созданные после 1830 года. Помимо социальных, общественных и личныхсобытий, на Вяземского повлияла смерть Пушкина; ряд стихотворений,написанных в конце тридцатых — начале сороковых годов, проникнут печалью игрустью. Как отмечает Г.
Ю. Букина, «в поздней лирике Вяземского звучатпризнания в бесконечной усталости, мотив ожидания смерти, желание вернутьсяв прошлое» 131 . По сути дела, во второй половине XIX века Вяземский осознавал,что он оторван от своего поколения, а идеалы современности ему чужды — и этоне могло не отразиться на синтаксисе его лирических произведений.Если сравнивать соотношение видов предложений между периодами, то сопорой на данные из приведенной таблицы можно заметить, что во второмпериоделирикапоэтастановитсясинтаксическиболеенагруженной–увеличивается процент многокомпонентных сложных предложений, а количество131Букина Г.
Ю. Онтологические мотивы в поздней лирике П. А. Вяземского // Вестник МГОУ. Серия «Русскаяфилология». № 5 / 2011. С. 123.35простых предложений уменьшается. Связать это можно с отходом Вяземского отпростых стихотворных жанров и большей эмоциональной, философскойнагруженностью поздних стихотворений, а также с большим их объемом.2.1. Двусоставные предложения2.1.1.ПодлежащееМетодом сплошной выборки в творчестве Вяземского была выявлена 5361основа предложений, каждая из которых состоит из материально выраженнойпары «подлежащее»+«сказуемое», и проанализировано 5675 подлежащих и 6012сказуемых (с учетом однородных членов). Способы выражения подлежащихотражает таблица 3 Приложения А.1.
СуществительноеПодлежащие-существительные, представленные в лирике Вяземского,разнообразны по своей природе. Их число остается неизменным, если сравнитьраннее и позднее творчество поэта. Выполнение полноценного разборасуществительных в позиции подлежащего по лексико-семантическим группамвидится нам чрезвычайно сложным и трудоемким (анализ более чем трех тысячсуществительных с точки зрения их отнесения к той или иной лексикосемантической группе представлял бы собой отдельную исследовательскуюработу), однако можно сделать отдельные частные выводы, связанные с лексикограмматическими разрядами таких существительных.1)ВраннейпоэзииВяземскогоконкретныеиабстрактныесуществительные находятся в пропорции 75% к 25%.
В позднем творчестве числоконкретных существительных сокращается, а абстрактных — возрастает (60% и40% соответственно), что подтверждает тезис о большей философичностипоздней поэзии Вяземского, поскольку именно отвлеченные существительныеактивно используются в лирическом творчестве «для отражения духовного миралирического героя, обозначения возвышенных нравственных и эстетическихкатегорий» 132 .132Голуб И.Б.
Стилистика русского языка. М.: Высшая школа, 1997. С. 355.362) В поэзии Вяземского присутствуют случаи перехода отвлеченныхнарицательных существительных в имена собственные, в чем, очевидно,сказываетсявлияниевозглавлявшегорусскуюромантическую«школугармонической точности» В. А. Жуковского:<…> дождь, гроза, растрепанна ПечальПо сцене бегает и водит за собоюСвояка Голода с сестрицею Чумою. [с.
55]В колодезь Истина засела,Веселость в погреб убралась. [с. 102]3) В позднем творчестве Вяземского встречается большое числоабстрактных существительных, мотивированных прилагательными и глаголами:И в ободренье обещают,Что будет продолженье впредь. [с. 412]Присущны здесь и таинство живое,И стройного могущества закон. [с. 371]К вам темное меня предчувствие стремило… [с. 182]4) В раннем творчестве активность подлежащих – имен собственныхвыше, нежели в позднем — это объясняется жанром ранних стихотворений поэта(эпиграммы на конкретного адресата и стихотворения-посвящения):Но слезы превратил в забаву Шутовской… [с. 89]Когда беседчикам Державин пред концомЖилища своего не завещал в наследство… [с. 103]5) В позиции подлежащего у Вяземского часто встречаются рluralia tantumсозначением«отрезкивремени»,«обряды»,«праздники»—поэтического хронотопа, нередко вовлекаемые в процесс метафоризации:Брожу задумчиво, и с сумраком полейСольются сумерки немой мечты моей.
[с. 288]Могил молчанье и потемки Вот след непрочных наших дней. [с. 386]Поминки по самом себе. [с. 403]приметы37И будни вслед за праздником… [с. 192]И похороны всем - последствие крестин. [с. 414]Эти существительные встречаются не только в позиции подлежащего, но ив роли второстепенных членов предложения:Когда ж в каникулы зимыГорит у нас мороз трескучий… [с. 213]Как на руке, над ними мучась сутки <…> [с. 165]День именин твоих днем будет горьких слез.
[с. 218]6) Отдельное наблюдение касается образования формы множественногочисла от существительного «мрак» — «мраки». Форма «мраки», отсутствующая всовременном русском языке, обнаруживается в «Словаре русского языка XVIIIвека» 133 :Но на лоно земли сон и мраки сошли… [с. 294]Но по небу ходят мракиНад напуганной землей. [с. 382]Это слово встречается Вяземского во множественном числе не только впозиции подлежащего, но и в функции второстепенных членов предложения:И нырнет во мраки ада… [с. 309]Опустят в мраки подземелья… [с. 413]Средь тяжких дум, средь грозных мраков… [с. 377]2. МестоимениеВ поэтических текстах можно «выделить целый ряд особенностейсемантикиифункционированияместоимений» 134 .СписокиспользуемыхВяземским местоимений велик (как количественно — местоимения выступают вроли подлежащих в 2156 контекстах — более чем в трети случаях, так икачественно — он включает в себя 31 наименование местоимений).
Мирстихотворений Вяземского — во многом безымянный мир (Т. И. Сильман133134Мрак // Словарь русского языка XVIII века. Л.: Наука, 1984—... Вып. 13. Молдавский—Напрокудить. С. 55.Азарова Н. М. Язык философии и язык поэзии – движение навстречу. М.: Логос / Гнозис, 2010. С. 11738замечает, что «безымянность заложена в самой природе лирического жанра» 135 ), вкотором местоимения играют не последнюю роль.Из семи наиболее часто встречающихся местоимений шесть — личные(«я» - 646 употреблений, «он» — 459, «ты» — 335, «мы» — 125, «вы» — 93, «она»— 77), что подтверждает тот тезис, что именно «личные местоимения впоэтическом тексте могут получать ту или иную дополнительную окраску» 136 .Поскольку лирика представляет собой особую форму коммуникации, то спомощью личных местоимений в поэзии выполняется номинация лирическогосубъекта и адресата, а также третьих лиц, о которых идет речь в стихотворении.Заместоимениемвлирическомтекстестоит«категориянетолькограмматического, но и поэтического лица», что превращает его в «первоэлементпоэтической личности» 137 .Основополагающая роль в поэзии Вяземского (равно как и в целом влирической поэзии) принадлежит местоимению «я».
Герой стихотворногопроизведения «непосредственно выражает себя через местоимения 1-го лицаединственного числа» 138 , что указывает на особую роль этого местоимения влирических произведениях и подтверждается в том числе и количественнымипоказателями(местоимение«я»составляет30%отвсегоколичестваместоимений).Обратимсякклассификацииместоименияя,разработаннойО. П. Мурашевой 139 , которая предлагает выделять следующие его разновидности:1. «Собственное Я»:135«личностное Я»;«функциональное Я»;«сопоставительное Я».Сильман Т. И.