Диссертация (Евгения Алексеевна Полякова и «зелёное строительство» в Петрограде-Ленинграде в 1918 - 1941 гг)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Евгения Алексеевна Полякова и «зелёное строительство» в Петрограде-Ленинграде в 1918 - 1941 гг". PDF-файл из архива "Евгения Алексеевна Полякова и «зелёное строительство» в Петрограде-Ленинграде в 1918 - 1941 гг", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТНа правах рукописиБалабко Татьяна ВикторовнаЕвгения Алексеевна Поляковаи «зелёное строительство» в Петрограде-Ленинградев 1918 - 1941 гг.Специальность 07.00.02.- Отечественная историяДиссертация на соискание учёной степеникандидата исторических наукНаучный руководительд.и.н., профессорЮ.В.
КривошеевСанкт-Петербург2015ОглавлениеВведение……………………………………………………………………Глава I.Вехи жизненного пути и профессиональнойдеятельности Е. А. Поляковой (1875 - 1942 гг.)………...§ 1.20Этапы профессионального становления Е.А. Поляковой вМузее Города (1918 - 1941 гг.)………………………………...Глава II.20Происхождение, воспитание и образованиеЕ.А. Поляковой (1875 - 1917 гг.)…………………………..§ 2.329Научно-исследовательская деятельностьЕ. А. Поляковой в Музее Города (1918 -1941 гг.)……….45§ 1.Отдел бюро городов (1918-1922 гг.)………………………..45§ 2.Библиотечно-информационный отдел (1922-1928 гг.)…...57§ 3.Садово-парковая секция (1928-1941 гг.)…………………...66Глава III. Культурно-просветительская деятельностьЕ.
А. Поляковой в Музее Города (1918-1941 гг.)……….§ 1.91Садово-парковая секция Музея Города и ее роль впостановке и пропаганде проблем «зелёногостроительства» (1918-1941 гг.)……………………………§ 2.Разработка Е. А. Поляковой вопросов «зелёногостроительства» (1918-1941 гг.)……………………………..§ 3.91107Практика пропаганды и преподавания проблем «зелёногостроительства» в деятельности Е.А. Поляковой (19281941 гг.)……………………………………………………….126Заключение…………………………………………………………………156Список использованных источников и литературы………………….....160Приложения………………………………………………………………..1762ВведениеАктуальность исследования.
Евгения Алексеевна Полякова (Лисовская)(1875–1942 гг.), музеевед-искусствовед, кандидат наук по истории и теориисадового искусства, была человеком страстной увлечённости своим делом,поразительной работоспособности и энергии, Е. А. Полякова без малого 24 годасвоей жизни отдала Музею Города и внесла неоценимый вклад не только вразвитие музейного, но и в теорию и практику «зелёного строительства»1. Ксожалению, имя её мало известно в кругах профессионалов, если не сказать –забыто сегодняшними учёными и специалистами-практиками в области садовопаркового, музейного дела.ТрудыЕ. А.
Поляковой,посвящённыеважнейшейпроблемеблагоустройства российских городов, рассматривавшие вопросы отечественногосадово-паркового искусства и в историческом аспекте, и в современном ейсостоянии, и в сравнении с наиболее значимыми и интересными зарубежнымиобразцами сегодня ни в коей мере не теряют своей актуальности.
Напротив, онистановятся всё более важными, так как специалисты начала XXI века могут найтив них немало «точек отсчёта» для своей практической деятельности. Кроме того,Е. А. Поляковаоставилапотомкамзамечательныепримерыбережного,внимательного обращения к наследию мастеров садово-паркового дела прошлыхэпох, что в наши дни, когда вопросы изучения и учёта памятников «зелёногостроительства»находятсявцентревниманиямногихмеждународныхорганизаций (Комитет по историческим садам при Организации ОбъединенныхНаций (ИКОМОС), Международная федерация ландшафтных архитекторов«Зелёное строительство» – составная часть современного градостроительства.
Городские парки, сады,скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические,мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города,являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной всанитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городскихтерриторий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительностиархитектурных ансамблей.
При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев,состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года. В многообразном комплексе «зеленогостроительства» особо выделяются: ландшафтная архитектура, садово-парковое искусство, озеленение населённыхмест.13(ИФЛА)), также приобретает большое значение. В перечень историческихпамятников садово-паркового дела, составленный Комитетом по историческимсадам при ООН, входят более 2000 объектов из различных стран мира2.Актуальность диссертационного исследования возрастает также и потому,что практически вся творческая, научная жизнь Е. А.
Поляковой была связана сМузеем Города, представляющим собой явление, уникальное не только дляПетрограда–Ленинграда, но и для всей страны в целом. Как говорилН. П. Анциферов, именно ему «было суждено стать у нас первым музеем,посвящённым не какому-либо отдельному городу, а музеем, долженствующимдать представление о «городе вообще». Его можно оценить как один из наиболеезначимых очагов нашего урбанизма… Музей Города создан в интересах изучениялюбого города»3. Несмотря на достаточную изученность некоторых вопросовистории Музея Города, есть целый ряд проблем, которые ещё ждут своего часа.Так, жизнь вдохновителей и создателей Музея – Л. А.
Ильина и В. Я. Курбатова –уже стала объектом пристального внимания учёных. Но деятельность многих егосотрудников, которые также стояли у основ Музея Города, закладывали основныенаправления его работы, – а среди них, несомненно, была и Е. А. Полякова, –остаётся пока на периферии научных исследований.Как известно, за всеми событиями и делами Музея, его успехами инеудачами всегда стояли сотрудники – люди, глубоко любившие город, а значит иМузей, в котором на протяжении многих лет создавалась летопись Петербурга–Петрограда–Ленинграда4.
К сожалению, имена некоторых из них несправедливозабыты...Имя Е. А. Поляковой неразрывно связано с Музеем Города. Её трудывсесторонне освещали развитие «зелёного строительства» в его историческомСокольская О. Б. Садово-парковое искусство. Формирование и развитие. М., 2013. С. 7.Цит.по: Попова Г. А. Л. А. Ильин – первый директор Музея Города // Труды Государственного музеяистории Санкт-Петербурга: Исследования и материалы.
Вып. II. СПб., 1997. С. 49.4Попова Г. А. Государственный музей истории Санкт-Петербурга в 1938-1953 гг. Страницы истории //Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Исследования и материалы. Вып. 13. СПб., 2006. С. 5.234аспекте и в современном их автору состоянии 1920-30-х годов не только впределах Ленинграда, России, но и в городах Европы и Америки.Всферунаучнойикультурно-просветительскойдеятельностиЕ. А. Поляковой входила вся проблематика задач и разработок по вопросамозеленения городской среды. Её работы достойны внимания исследователей XXIвека, поскольку интерес к садово-парковому делу привлекает не толькоспециалистов этой области, но и простых горожан.Степень изученности темы. Анализ общей и специальной литературы потеме исследования показал, что вопрос изучения как биографических материалово Е.
А. Поляковой, так и её научно-исследовательской, просветительскойдеятельности не получил самостоятельного отражения. При этом существует рядотдельных работ, посвящённых истории развития Музея Города, биографиям егосотрудников, истории музейного дела в России исследуемого периода и развитиюсадово-паркового дела 20-30-х гг. XX в.Ценные и весьма подробные сведения о Музее Города собраны в трудахсотрудников Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Историясоздания и дальнейшего развития Музея отражена в работах Р. И. Шпиллер5 иГ.
А. Поповой6, в статьях Н. Р. Славнитского, посвящённых реорганизациям,изменениям структуры и деятельности Музея Города на рубеже 1920-1930-х гг.7.В диссертационной работе Л.И. Петровой8 «Городской музей и власть: 1880-е1930-е годы (петербургский городской музей, Музей Старого Петербурга, МузейШпиллер Р.И. Государственный музей истории Ленинграда (1918-1985 гг.) // Музей и власть. Из жизнимузеев. М., 1991.6Попова Г.
А. Музей Города в Аничковом дворце. События, судьбы, коллекции. СПб., 1998; Она же.Музей Города // Музей и город. СПб., 1993. № 2; Она же. Аничков дворец – Музей Города (судьба людей, судьбаколлекций) // Аничков дворец – памятник Российской истории. СПб., 1997; Она же. Государственный музейистории Санкт-Петербурга в 1938-1953 гг.
Страницы истории // Труды Государственного музея истории СанктПетербурга. Исследования и материалы. Вып. 13. СПб., 2006; Она же. Музей Города //Дворец нашего детства.СПб., 2007.7Славнитский Н.Р. Реорганизация Музея Города и его деятельности на рубеже 1920-х-1930-х гг. // Сборлиц: Сборник статей. СПб., 2006; Он же. Музей Старого Петербурга в составе Музея Города // ТрудыГосударственного музея истории Санкт-Петербурга. Вып. 18. СПб., 2008; Он же. Структура Музея Города в 1920-ег. // Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Вып. 21.
СПб., 2011.8Петрова Л.И. Городской музей и власть: 1880-е-1930-е годы (петербургский городской музей, МузейСтарого Петербурга, Музей Города): дис…канд.ист.наук. СПб., 2014.55Города)» в отдельной главе отражены вопросы истории создания Музея Города иего основные направления и результаты деятельности.Из специальных работ биографического характера необходимо отметитьисследования посвящённые, деятельности первого директора Музея Л.
А. Ильина.Это монография Е. П. Бусыревой9, а также её статья, написанная в соавторстве сО. А. Чекановой10,работыГ. А. Поповой11,В. Г. Авдеева12.ДеятельностьВ. Я. Курбатова, который был заместителем директора музея и заведующимсадово-парковойсекцией,отраженавработахС. П. Заварихина13,А.
Ф. Векслера14, А. В. Степановой15. Имя П. П. Вейнера, неразрывно связанное сМузеем Города, его жизнь и научная деятельность отражены в работахЕ. В. Минкиной16 и Г. Д. Злочевского17. Выдающемуся историку-петербурговедуП. Н. Столпянскому, который участвовал в жизни Музея, посвящены работыТ. Н. Гориной18,О. С. Острой19,И.
А. Голубевой20.Работы,посвящённыеГ. Д. Дубелеру21, заведующему техническим отделом Музея Города, инженерупутей сообщения, теоретику и практику в области дорожного строительства,Бусырева Е. П. Лев Ильин. СПб., 2008Бусырева Е. П., Чеканова О. А. Лев Ильин // Зодчие Санкт-Петербурга XX век. СПб., 200011Попова Г.А. Л.А. Ильин – первый директор Музея Города // Труды Государственного музея историиСанкт-Петербурга. Вып. II. СПб.,1997;12Авдеев В. Г.
Первый директор Музея Города Л. А. Ильин // Труды Государственного музея историиСанкт-Петербурга. Вып. 18. СПб., 200813Заварихин С. П. В. Я. Курбатов как архитектурный критик // Петербургские чтения. СПб., 1994.14Векслер А. Ф. Владимир Яковлевич Курбатов (К 120-летию со дня рождения) // Топонимическийжурнал. 1998. № 1; Он же. Владимир Яковлевич Курбатов и его «Петербург» // История Петербурга. 2001.
№ 4;Он же. В. Я. Курбатов в Петрограде-Ленинграде // История Петербурга. 2002. № 2; Он же, Суслова М. В.Библиография по истории искусства // Невский архив. СПб., 2006. Вып. 7; Он же. Рукописи В. Я Курбатова поистории искусства в его личном фонде в Архиве Академии наук // Личные собрания в фондах библиотек, архивов,музеев. СПб., 2008.15Степанова А.В.