Диссертация (Коллективное сознание в культуре), страница 3
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Коллективное сознание в культуре". PDF-файл из архива "Коллективное сознание в культуре", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
Предложенный методколичественного анализа состояния социокультурных систем с помощьюуниверсального информационного критерия позволяет получать объективнуюколичественную оценку текущего состояния социокультурных систем и на этойоснове проводить их сравнение, а также стратегическое планирование научнотехнической, социальной, экономической и политической деятельности, чтообеспечивает практическую ценность исследования. Положения, выводы ирезультаты диссертации могут быть использованы в процессе преподавания11специальных курсов по культурологии, философии и теории культуры, присоставлении и написании учебных пособий, программ и методических разработокпо этим и иным курсам.Методология исследования включает в себя:1. Позицию русской философии о соотношении бытия, сознания и слова,обратную картезианской когнитивной модели 2.2.
Принцип дополнительности, первоначально сформулированный Н. Боромдля квантовомеханических систем и затем обоснованный Л. Уайтом в приложениик социокультурным объектам3.3. Позицию о свойствах сложных систем, выраженную теоремой Гёделя онеполноте4 в интерпретации – настоящее может быть описано только в терминахбудущего.4.Представлениекоммуницирующейобобществесистеме,эволюциякакозамкнутойкоторойиявляетсявнутреннеэволюциейкоммуникаций (Н. Луман).Философскаяосноваисследованияпозволилавыбратьоднимизинструментов лингвистический метод деструкции и конструкции изучаемыхобъектов.
Эволюционный и системный анализ объектов позволили провестипрактическую проверку промежуточных результатов на конкретных историческихпримерах. А системный анализ показал закономерность и необходимость изученияэволюции социокультурных систем только с учётом их динамики с позицийбудущего.Объединяющим все четыре тезиса являются понятия о коммуникации иинформации в обобщённой кибернетической форме.Формула В.
В. Розанова: «Ego – sum, alia – non sunt» или «Я есмь, иначе – не существую», поскольку«Русскому духу путь от cogito к sum всегда представлялся абсолютно искусственным; истинный путь для него ведётнапротив от sum к cogito… Чтобы что-то познать, необходимо сначала уже быть» (С. Франк). Или ещё короче:«Мысль направлена словом» (А. Потебня).3Согласно Л. Уайту любой культурный объект может считаться описанным полностью только в том случае,если для этого одновременно используются, как минимум, два способа описания из трёх: исторически;эволюционно; системно.4В формулировке «любая полная система может быть описана только с помощью дополнительных внешнихаксиом» первоначально применялась в микрофизике, но имеет глубокий философский смысл - в виде теоремыТарского о невыразимости понятия истины.212Положения, выносимые на защиту:1.
коллективное сознание и культура суть два состояния одного объекта сознание/культура, дуализм которого проявляется в его динамике в формеидеального (неизмеримого) процесса группового сознания различной степенисложности и статических (измеримых) фактов состояния, реализующихся в видематериальных артефактов культуры, и которые, совместно накапливаясь вовремени, составляют комплекс фактов состояния, образующий пространствопроживанияисуществованияколлективногосознания,известноекаксоциокультурная система.2.Оперированиеобъектасознание/культурапроисходит,благодаряраспространению информации с целью упорядочивания окружающей среды исобственного внутреннего состояния системы в ходе элементарных актовкоммуникации между людьми, из чего следует, что элементарной социокультурнойединицей следует считать группу из двух человек.3.
Необходимым условием возникновения новой культуры и её социумаявляется появление новой идеи (идеологии/религии), и наоборот, разложениеидеологического основания общества приводит к быстрому распаду всейсоциокультурной системы.4. Главным элементом информационной структуры коллективного сознанияявляется его идеологема, состоящая из постоянной и переменной частей:а.) постоянная часть - это информационное ядро, которое представляет собойинтегральный текст, состоящий из сообщений разной природы (вербальных,письменных, визуальных и пр.), составляющих культурные ценности общества;б.) переменная часть - вновь вырабатываемые нормы в ходе текущегоэволюционного цикла, которые первоначально носят адаптивный характер с цельюприспособления к изменившимся условиям среды.5.
Отдельный индивидуум обычно выступает как статистический элементсоциокультурной системы, выполняющий управляющие команды коллективногосознания социальных групп, к которым он принадлежит и которые регулируютповедение индивида в группах различной численности.136. Отдельный индивидуум, выступая как стохастический информационныйфактор, оказывает решающее влияние на масштабные социокультурные процессывпериодмаксимальногоослаблениясоциокультурнойсистемы,задаваянаправление дальнейшего развития социума.7. В качестве универсального параметра, который позволяет описывать исравнивать различные социокультурные системы независимо от времени и места,можно принять удельное количество информации, создаваемой и циркулирующейв социуме, вычисляемого на основе статистических данных.Степень достоверности и апробация результатов работы.
Результаты,полученныевдиссертационномисследовании,являютсятеоретическидостоверными и эмпирически обоснованными. Предлагаемая философскокультурологическаяконцепцияколлективногосознанияопираетсянафактографический материал, представленный в специальных (философских,историко-этнографических, этнологических, лингвистических, нейрофилософскихи т.д.) исследованиях.Основные идеи, положения и результаты диссертации были изложены в ряденаучных публикаций в российских научных изданиях, в том числе, в изданиях,рекомендуемых ВАК РФ для публикации результатов научных исследований;проработаны в монографическом исследовании (Висленко А.Л. Коллективноесознание в культуре.
Опыт эволюционной культурологии. СПб.: ИП Маркова,2013. 324 с.); использованы при чтении общего курса «Прикладная культурология.Экология культуры» и специальных курсов «Коллективное сознание в культуре»,«Стратегии культурного памятования в культуре» и «Естественнонаучные методыв культурологии» на философском факультете СПбГУ (2005-2014).Идеи и результаты настоящего исследования излагались на следующихнаучных форумах: Дни Санкт-Петербургской философии (2005, 2006, 2007, 2009,2011, 2012, 2013 гг.), круглый стол «Философия культуры и культурология: вызовыи ответы» (2006), научная конференция «Человек как творец и творение культуры»(2008), Международная научная конференция «Игровые практики культуры»(2009), круглый стол «Диалог культур и культура диалога» (2010), научная14конференция «Ценностные горизонты российской культуры» (2011), Кагановскиечтения (2013).Автором диссертации создан действующий учебный электронный сайтhttp://ecolog-cultur.ucoz.ru, на котором представлены и оцениваются студентами идругими посетителями авторские материалы, в том числе использованные вдиссертации.Структура работы.
Работа состоит из введения, пяти глав, заключения,библиографического списка и приложения.15Глава 1. Исходные представления, положения и терминыДля современного человека стало привычным, что окружающая насдействительность меняется, причём меняется очень быстро и всё быстрее посравнению с совсем недавними временами. Но что именно меняется – природа,культура, какие-то её отдельные составляющие, сам человек? Интерес вызываютглобальные процессы, тревожное дыхание которых вдруг ощутили мы все. Смыслэтого интереса состоит в том, чтобы составить сколь-нибудь достоверный прогнозхотя бы на ближайшее будущее. Для этого требуется попытаться понять и ещё нашаг приблизиться к подлинной сути того, что происходит на наших глазах, в чёммы сами принимаем участие и, более того, что даже делается нашими руками, нона что, как оказывается, мы зачастую повлиять не в силах.Стремительный прогресс в сфере материальной культуры выявил и обострилпротиворечиемеждутворческимивозможностямиотдельныхлюдейирезультатами их деятельности, с одной стороны, и привычным мировоззрением,образом жизни и стилем поведения основной массы, с другой.
Разрешение этогопротиворечия требует, во-первых, времени, которого в условиях акселерации всегои вся уже не остаётся, а, во-вторых, тотальной мобилизации интеллектуальныхресурсов, в том числе и бессознательных. В конечном счёте, это означает, чтонаибольшие изменения в той физической и интеллектуальной среде, в которойсуществует человек, претерпевает именно сфера его ментальной активности ирезультаты этой деятельности. Внешне этот процесс выглядит как постоянноеизменение количественного и качественного состояния культуры в сторонуусложнения, расширения и увеличения.На фоне относительно неизменного физического строения и ментальныхспособностей человека, и его природной среды существования происходитстремительное развитие чего-то, что постоянно увеличивается в своём количестве,в размерах, в сложности внутреннего строения и взаимных и внутренних связей, иотношений.
Мы привыкли называть это «нечто» культурой и считать, что культура16вторична по отношению к человеку. Но так ли это? И что является причиной, а чтоследствием?Стандартныйтезис,обосновывающийэтопривычноеположение,утверждает, что культура существует только там, где существует человек,создающий культуру в качестве альтернативной среды обитания.
Привычныйвзгляд в рамках причинно-следственной логики заставляет считать человекапервопричиной вторичной искусственно созданной природы. В наши дни такойвзгляд выглядит ортодоксальным и устарелым, навязанным нам древнейфилософской традицией, идущей ещё от Платона.В действительности, перед нами предстаёт точно такая же связь, как,например, между органической средой, т.е.
жизнью, и неживой косной материей воВселенной. Органическая жизнь может появляться и существовать только там, гдесуществуют материальные объекты, в этом смысле она вторична по отношению кнеживой материи. Почему же тогда этот всеобщий закон не распространяется напродолжение эволюционной цепи?Однажды возникнув и достигнув определённого уровня развития, живаяматерия вполне может существовать самостоятельно, вне и в отрыве от тойматериальной системы и среды, которая её породила. Кроме того, обратимвнимание на то, что неживая косная материя, породившая живую среду и потомуимеющая полное право считаться первичной по отношению к живому, начиная снекоторого этапа развития последней, беззастенчиво используется ею дляудовлетворения своих потребностей воспроизводства, роста и развития и дажеизменяется и перестраивается ею по своему усмотрению.