Отзыв ведущей организации (Репрезентации художественных артефактов в современном медиапространстве)
Описание файла
Файл "Отзыв ведущей организации" внутри архива находится в папке "Репрезентации художественных артефактов в современном медиапространстве". PDF-файл из архива "Репрезентации художественных артефактов в современном медиапространстве", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
'"; '„', '..-: Ру)4фодитель Ййучны институт сценических искусст х fротршм суди рстяс иный А,А., доктор ис 2013 г, отзыв ведущей организации на диссертацию Романова Никиты Александровича на тему: «Репрезентации художественных артефактов в современном медиапространстве», представленную на соискание ученой степени кандидата культурологии по специальности 24.00.01 — Теория и история культуры ~культурология). Диссертационное исследование Н,А. Романова посвящено изучению репрезентаций художестВенных произведений В сОВременном медиапрОстранстве, что является важной аналитической задачей как для культурологического знания, так и для гуманитарных наук. Актуальность исследования обуславливается тем, что медиапространство оказывает с каждым годом все большее влияние на различные аспекты культуры, Ввиду зтого художественные артефакты подвергаются изменениям, которые напрямую или косвенно являются связанными со способами трансляции, представления и обработки информационного содержания в медиа, Современная актуализация произведений искусства во многом зависит от репрезентационных трендов массмедиа, что предопределяет основные формальные трансформации и содержательные реинтерпретации художественных артефактов, Стоит заметить, что изучение репрезентаций произведений искусства в медиа позволяет раскрыть как основные способы отражения социокультурных процессов в сегодняшней медиареальности, так и рассмотреть связанные с цифровой культурой фрагментированные режимы восприятия субъектов культуры.
Научная новизна обусловлена тем, что Н.А. Романов в своей диссертационной работе впервые предпринимает попытку комплексного культурологического анализа репрезентаций художественных артефактов «особое внимание автором уделяется классическим произведениям искусства) в современном медиапространстве. Автором рассматриваются наиболее распространенные способы актуализации и трансляции художественных артефактов в ситуации медиакультуры„демонстрируется, каким образом осуществляется трансформация формальных и содержательных оснований классических произведений искусства, а также происходит сведение многоплановости искусства к стандартизированному контенту медиареальности.
При этом диссертантом также анализируются функции аудиальной и визуальной составляющих классических музыкальных произведений при их актуализации в медиапространстве. Немаловажно, что в работе выделяются и характеризуются ключевые аспекты фрагментарной «клиповой) структуры медиареальности, а такж~ раскрывается трансформации художественных артефактов. Теоретическая значимость диссертационной работы состоит в том, что полученные В ходе исследования результаты и материалы расширяют наши знания о функционировании художественных артефактов в современном медиапространстве, что способствует адекватному интерпретированию их актуального статуса в сегодняшней культуре. Выводы и положения диссертации помогают определить и проследить основные изменения ранее культурно-фундиро ванных характеристик произведений искусства в ситуации медиакультуры. Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что результаты могут быть использованы при подготовке теоретических работ в сфере гуманитарного знания, организации и проведения культурно-просветительских проектов.
Материалы и выводы исследования могут быть применимы при составлении учебных пособий, программ, лекционных курсов и практических семинаров по таким дисциплинам как «философия к~льтуры», «к~льт~рология», «к~льтя)а медиа», <<эстетика» и «искусствоведение». Безчсловнь~м достоинством работы является использование междисциплинарного подхода, что позволило автору, интегрируя в своем исследовании различные подходы к изучаемой проблематике, проанализировать репрезентации художественных артефактов в современном медиа пространстве с различных ракурсов.
Положительное впечатление также производит наличие в конце Каждого из разделов работы четко Сформулированных и Обосно~ан~~х выводов, которые способствчют дополнительному стрчктчрированию Смыслового Сод~ржани~ работы. Помимо этого, диссертация сопровождается иллюстрационным материалом, который наглядно раскрывает суть проблемного поля исследования, Постановка задач, выбор источни~ов, а также вьюокий уровень их анализа свндетельствчет о том, что диссертационное исследование всецело отвечает целям и задачам, определенным автором во введении.
Научные иолаженмя, выносимые на защиту диссертантом, находят непосредственное обоснование в тексте диссертации, который состоит из введения, трех глав <семи параграфов), заключения„к которым прилагается состоящий из 203 источников список литературы, а также 7 электронных ресурсов и 40 иллюстраций, Общий объем диссертации составляет 175 страниц. Результаты исследования прошли апробацию в виде научных докладов и выступлений, а также организации ряда культурно-массовых мероприятий. По теме диссертационной работы имеется 5 публикаций, из них 4 в научных журналах, рецензируемых ВАК. Автореферат и публикации отражают основное содержание диссертационной работы, Во введении формулируется основная проблематика диссертационного исследования и обосновывается актуальность выбранной темы, Выявляются степень научной разработанности проблемы, определяются цели, задачи и результаты диссертации, конкретизируется источниковедческая база и теоретико- методологические основы, определяется теоретическая и практическая значимость и новизна наччного исследования, а Также показывается апробация работы и положения„ выносимые на защиту, В первой главе Н.А.
Романов проводит критический анализ основных характеристик новых медиа, определяет их роль в формировании сегодняшней социокультурной реальности, а также рассматривает основные способы взаимодействия субъектов культуры с предметным миром в ситуации медиакультуры. Диссертант анализирует архитектонику цифровых медиа, определяет их значение в процессе становления сегодняшней культуры.
Особо акцентируется внимание на перекодировках и трансформациях медиаконтента, при котором становится возможным манипулятивное использование практически любого предмета или явления реальности, которые оцифровываются, конвертируются и репрезентируются в медиа.
Автор делает важный вывод, что фрагментированные варианты трансляции контента в медиа и клиповые способы восприятия информации во многом предопределяют актуальные формы взаимодействия субъектов культуры с виртуальной и материальной реальностью. Вместе с этим внимание пользователей цифровых технологий в большей степени сосредотачивается на считывании лишь формальной стороны содержания информации (аудиовизуальных клипах).
Во второй главе Н.А. Романов проводит анализ особенностей существования, функционирования и использования художественных произведений в современной культуре. Автором отмечается, что в ситуации медиакультуры классические маркеры художественности размываются, устаревают, утрачивают свой смысл и подвергаются манипулятивным изменения в медна. В данной ситуации субъект культуры уже не в состоянии расшифровывать первоначальные интенции художественных произведений, поскольку восприятие носит дискретный характер и ориентировано на фрагментированный аудиовизуальный контент.
Немаловажно, что диссертантом также обозначаются основные метаморфозы классических произведений искусства, которые в результате данных процессов становятся однородными другим, в том числе и нехудожественным феноменам массового производства, а идейная манифестация практически любого художественного артефакта редуцируется к понятным для обывателя смыслам. В третье главе Н.А. Романовым анализируются наиболее распространенные способы репрезентации художественных артефактов в современном медиапространстве, а также связанные с ними процессы трансформации содержательных и формальных аспектов произведений искусства, Рассматривая современные оперные постановки, диссертант отмечает, что классическую оперу все менее определяет оригинальная музыкальная составляющая, а первоначальная целостность ее структуры рассыпается на многочисленные и зачастую несогласованные между собой элементы.
В результате критического анализа современных способов трансляции классической музыки в сегодняшней медиареаль ности автор приходит к выводу, что содержание музыкальных произведений нивелируется, а сами композиции, как правило, используются в качестве «саундтрека». Вместе с этим разрушается иерархия музыкальных форм, происходит «нарезка» и фрагментация целостности музыкальной кОмпОзиции.
В результате развития медийных технологий изобразительное искусство наделяется Обслуживающими действительность качествами и все сильнее укореняется в системе массового потребления, в котором художественные артефакты становятся гомОгенными и униВерсально применимыми В различных ситуациях, при этОм восприятие изобразительного искусства, как правило, ограничивается быстрым и фОрмальным сканирОВанием. В заключении подведены итоги работы, отражены ключевые положения и результаты исследования. Автором определяются основные перспективы дальнейшего использования положений, методов и результатов диссертации, Оценивая диссертационное исследование Н.А, Романова как основательную и добросовестную работу, в порядке дискуссии и определения возможных дальнейших направлений научно-исследовательской деятельности диссертанта необходимо обозначить некоторые вопросы и замечания: 1.
Во второй главе при проведении критического анализа актуальных методов и подходов к созданию объектов искусства видится чрезмерным акцентирование внимания по большей части лишь на негативных аспектах современных художественных практик. Несмотря на корректность и обоснованность выводов, хотелось бы, что бы диссертант в данном разделе работы также упомянул и положительные стороны сегодняшних форм художественной деятельности. 2. В связи с явн~й недосказанностью также возникает ~опрос, что имеет в виду диссертант, когда пишет о существовании классического произведения искусства в ХХ веке и при этом отмечает„что «...некоторые его последние образны, не лишенные своей художественной некиости, создавались вплоть до середины ХТ века... » 1стр.58).
Хотелось бы прояснить, на чем основывается данное замечание, а также чем определяется установление подобных временных рамок? 3. Несмотря на удачно подобранный и скомпонованный автором иллюстрационный материал из источниковедческой базы исследования (записи оперных постановок, различные ресурсы сети Интернет и др.), в приложении для удобства восприятия имело бы смысл под каждым изображением дополнительно продублировать в краткой форме поясняющую информацию из основного текста диссертации.