СОЦИС Ньюман 1998 (Рефераты)
Описание файла
Файл "СОЦИС Ньюман 1998" внутри архива находится в папке "Много рефератов по политологии". PDF-файл из архива "Рефераты", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "политология" из 3 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГТУ им. Н.Э.Баумана. Не смотря на прямую связь этого архива с МГТУ им. Н.Э.Баумана, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "рефераты, доклады и презентации", в предмете "политология" в общих файлах.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Социология за рубежом© 1998 г.Л. НЬЮМАНЗНАЧЕНИЕ МЕТОДОЛОГИИ:ТРИ ОСНОВНЫХ ПОДХОДАМонография американского социолога Лоуренса Ньюмана "Методы социальных исследований: количественный и качественный подходы" (Neuman L.W. Social research methods:qualitative and quantitative approaches, 2nd ed. Boston etc.: Allyn and Bacon, 1991) получила широкуюизвестность за рубежом и представляет несомненный интерес для российскихисследователей, осваивающих новую парадигму анализа социальных отношений. Тщательноописывая особенности количественной и качественной методологий, Л.
Ньюман раскрываетновые перспективы познания социума.Учитывая интерес профессиональных социологов к качественным техникам исследований, редакция намерена опубликовать в сокращенном варианте ряд глав из книги. В этомномере читатель познакомится с материалами четвертой главы.Перевод осуществлен исследовательским коллективом Московского Центра гендерныхисследований (руководитель - кандидат философских наук М.М. Малышева). Работавыполнена при поддержке фонда МакАртуров.К середине XX века в гуманитарных науках сложилась солидная традиция изученияповедения людей, выработанная в классических гуманитарных рамках - философии, психологии и, отчасти, различных религиозных направлений. С другой стороны, уже существовалаклассическая социология, утверждавшая, что социальный мир подлежит научному анализу,иными словами, что его можно изучать с применением конкретно-научных процедур. Этот новый тогда - путь казался заманчивым, он обещал невиданные ранее возможности...
Врезультате были сделаны шаги по переводу всего социального знания в плоскость специальногонаучного анализа.Поначалу предполагалось, что достаточно обратиться к уже существующим методам(которые применяются в сферах, явно доказавших свою научную "чистоту" - в физике, химии,биологии) и все будет в порядке. При этом выдвигался простой аргумент: научная легитимностьестественных наук базируется на научных методах, поэтому и социологи должны использоватьте же методы.Многие социологи, принявшие этот совет, тут же столкнулись с определеннымитрудностями.
Первая трудность: при более детальном рассмотрении оказалось не оченьпонятным, что же означает замечательное слово "наука", причем даже в естествознании. Ведьсчиталось, что существует единый научный метод, и в этом как раз и заключался весь пафос.По сути дела, наука тогда и имеет смысл, когда она дает верное знание, а верным может бытьтолько что-то одно.
Однако, когда речь заходила о том, что включает в себя единый научныйметод на практике, дело ограничивалось множеством абстрактных и не совсем ясныхпринципов, которые мало что давали для самого процесса исследования. По мере дальнейшегоизучения обнаружилось, что пути проведения научного исследования гораздо сложнее, чем этоказалось вначале, и что в действительности ученые используют совершенно различныеметоды.Другая трудность состояла в том, что человеческое существо качественно отличается отобъектов изучения естественных наук (звезд, растений, химических элементов).
Люди мыслят и122обучаются, осознают себя и свое прошлое, имеют мотивацию и здравый смысл. Этиуникальные характеристики, которые отличают человеческие существа и оказывают влияниена функционирование самого предмета изучения - социальной сферы. Следовательно, дляанализа социальной жизни людей желательна все-таки особая наука.Дебаты по этим вопросам не кончаются и сейчас, и выход, по нашему мнению, в том, чтобыне останавливаться на схоластических спорах о строгой науке, а развивать свое собственное,неформальное понимание ее.Попытаемся разобрать три подхода, которые сложились к рубежу 60-х и 70-х гг.
и сталиотчасти результатом переоценки ценностей в социальной науке. Эти подходы отражаютразличия во взглядах, существующие в социологической науке к настоящему времени. Каждыйиз них позволяет по-своему смотреть на мир, предполагает выбор особых путей егоисследования и измерения (хотя в практической работе исследователям часто удобнеесмешивать отдельные элементы различных подходов).Три подхода, которые мы здесь рассмотрим - позитивизм, понимающая социология1 икритическая социальная наука. Большинство социальных исследований базируется на первыхдвух.
Позитивизм - старейший и наиболее часто используемый подход. Критическая наука самая молодая и реже употребляемая. Она критикует предыдущие подходы и пытаетсяработать за их пределами. Понимающая социология находится как бы посредине по степениосвоенности. За каждым из упомянутых подходов стоят свои теоретические традиции иразличные исследовательские техники.Мы определим несколько основополагающих вопросов и посмотрим, как отвечают на нихпредставители различных социологических школ:1. Почему вообще нужно проводить социальное исследование?2.
Какова природа социальной реальности?3. Какова природа человеческого существа?4. Что представляют собой отношения между наукой и здравым смыслом?5. Из чего в социальной науке складывается объяснение и теория?6. Как определить, истинно или ложно предлагаемое объяснение?7. Что следует понимать под очевидностью и что - под информацией фактуальногохарактера?8. Как входят в науку социальные или политические ценности?ПозитивизмЕсть много версий позитивизма: логический эмпиризм, конвенционализм, натурализм,бихевиоризм и т.д., но все же можно говорить об этой доктрине как о довольно четкоочерченной, поскольку имеется некое общее множество принципов.Например, все позитивистски настроенные исследователи предпочитают использоватьколичественные методы, эксперименты и статистические данные - то есть проводить"объективное" исследование и рассматривать измеряемые параметры бытия. Это, конечно,очень удобно для целей прикладного исследования.Позитивизм предполагает, что существует только одна логика науки, которой должнасоответствовать любая интеллектуальная активность [2, р.
25]. Социальная наука определяетсякак организация метода связывания дедуктивной логики с преимущественно эмпирическимнаблюдением индивидуального поведения. Цель - раскрыть и утвердить множество каузальныхзаконов, которые могут быть использованы для предсказания общих моделей человеческойактивности.Ответы на предлагаемые восемь вопросов могут пояснить точку зрения позитивизма./. Почему нужно проводить социальное исследование?Цель исследования - узнать скорее о том, как функционирует мир, чем о том, какие событияв нем можно проконтролировать или предсказать. Такую позицию иногда называютинструментальной ориентацией или техническим интересом, поскольку познание в конечном1В тексте книги используется термин "interpretative social science", который переведен здесь в соответствии с принятой в отечественной социологии традицией как "понимающая социология".
- Прим. редакции.123итоге используется как инструмент для удовлетворения желания установить человеческийконтроль над физической и социальной средой. Например, исследователь-позитивист спомощью теории идентифицирует ключевые характеристики школьной системы (разделениена классы, поведение учащихся, образование учителей), которые определяют ситуациюобучения, затем измеряет эти параметры, чтобы верифицировать теорию. Администрацияможет использовать полученные данные, чтобы что-то изменить.Позитивисты утверждают, что развитие науки есть процесс бесконечного становления.
Чембольше мы познаем, тем больше возникает новых сложностей и тем больше нужно познавать.Согласно ранним версиям позитивизма, человек никогда не узнает всего потому, что толькоБог обладает такой способностью. Но люди имеют некий долг познания как существа,сотворенные на этой планете с возможностями открыть многое.2. Какова природа социальной реальности?Социальная реальность (впрочем, как и физическая) содержит в себе ряд закономерностей,которые существуют до познания и в принципе могут быть раскрыты и объяснены. Инымисловами, социальная реальность смоделирована таким образом, что имеет определенный порядок.
Без этой посылки логика и предсказание, по мнению позитивистов, стали бы невозможны.Человечество должно использовать науку для раскрытия этого порядка и законов природы.Базисными законами науки должны быть такие, которые опираются на истину иочевидность, поскольку они лежат в основании сотворения мира. Раскрытие закона, по мнениюпозитивистского исследователя, сходно с открытием Америки в том смысле, что и то, и другоекак бы уже ожидало, чтобы его открыли [3, р.
21]. Другим важнейшим положением доктриныявляется то, что, по мнению ее адептов, тенденции и закономерности социальной реальности неизменяются со временем. Мы можем изучать много ее частей и затем соединять их вместе дляобразования картины целого. Это исходит из представления в раннем позитивизме о том, чтопорядок вообще сотворен Богом.3. Какова природа человеческого существа?Люди - это самозаинтересованные, стремящиеся к удовольствию, рациональные индивиды.В своем поведении они исходят из основных внешних причин, причем одни и те же причиныимеют одинаковые воздействия на каждого. Поэтому людей можно изучать, исследуя ихповедение.То, что мы видим во внешней реальности, не связано непосредственно с тем, что есть вреальности внутренней, субъектной.
Это допущение иногда называют механической модельючеловека или бихевиористским подходом. Кажется, что это сверхупрощение или даже клеветана позитивизм, однако приведем слова Дюркгейма, который констатировал: "Социальныефеномены - это вещи и их нужно изучать как вещи" [4, р. 27]. Позитивисты считают, чточеловеческое поведение осуществляется не потому, что люди так хотят, а потому, что событияв мире людей подчиняются законам, которые определяют их причины и следствия.Человеческое поведение вызвано внешними по отношению к определенной персоне силами, ипонятие свободы для науки - фикция. Научно описываемые аспекты человеческого поведения - только те.