Диссертация (Культур-философские основания эпистемологии конфликта), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Культур-философские основания эпистемологии конфликта". PDF-файл из архива "Культур-философские основания эпистемологии конфликта", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Козер, Т. Парсонс.В центре внимания российских исследователей также находитсяпроблема сравнительного анализа прикладных мер конфликторазрешения,поискакритериевоценкиэффективности,способовзаимствованияуспешного зарубежного опыта. В нашей стране сформировалась традицияизучениясиловогоинструментарияконфликторазрешения,яркимипредставителями которой являются А.С. Семченков, И.И. Новикова, А.В.Коршунов.
При этом авторы начинают уделять все больше вниманияинновационным технологиям управления конфликтами как, например, В.Е.Лепский в своей статье «Технологии управляемого хаоса – оружиеразрушения субъектности развития».В зарубежной и отечественной литературе приоритеты постепенносмещаютсявсторонупереговорныхипосредническихтехнологийрегулирующего воздействия на конфликтные процессы.
В этой сфере6хрестоматийными считаются отечественные исследования Ю.В. Дубинина,И.А. Василенко и зарубежные труды С. Даймонда, Д. Дрюкмэна, Л. Патнэма,Р. Фридмана. Отдельного упоминания заслуживает фундаментальный трудР. Спэнгла и М. Айхенхарта – «Переговоры. Решение проблем в разномконтексте».Комплексного исследования культур-философской природы конфликтафактически проведено не было, однако многие наработки зарубежных ироссийских ученых могут быть использованы для решения этой задачи.Преждевсего,следуетотметитьклассическиепредставленияобэпистемологии М.
Фуко, сформулированные им в таких работах, как «Словаи вещи», «Надзирать и наказывать» и т.д. В качестве основы дляфеноменологии конфликта могут быть использованы классические работыМ.Хайдеггера,Э.Гуссерля,Ж.-П.Сартра–«Бытиеивремя»,«Картезианские медитации», «Бытие и ничто» и т.д. В современныхисследованиях в качестве важной предпосылки для изучения взаимногосочетания основных тенденций в сфере сочетания инновационных итрадиционных технологий конфликторазрешения является анализ понятия«лиминальность», предложенный Л.В.
Сморгуновым.В зарубежной литературе Д. Белл, М. Кастельс, Д. Сѐрл в работах«Грядущеепостиндустриальноеобщество:опытсоциальногопрогнозирования», «The network society: from knowledge to policy», «Чтотакое институт»? и т.д. достигают цели по раскрытию сущностныххарактеристик эволюционирующих форм политического конфликтногодискурсаспозицийтеорииинформационногообществаипостструктуралистского подхода, однако собственное конфликта и егопроявления в культурном дискурсе в работах этих авторов практически неисследуются. Аналогичным образом экзистенциальная психология, чтоследует из анализа работ П. Тиллиха «Мужество быть», Р. Мэя «Смысл иназначение тревоги», В. Франкла «Человек в поисках смысла», достигает7цели по раскрытию ноэматической природы поведения Я-в-конфликте, но непозволяет подступиться к ноэтическому содержанию этого феномена.Данная диссертация – первая попытка интегрировать в единуюэпистемологическуюсетку независимые, по состоянию на сегодняшнийдень, структуры ноэматического и ноэтического знания о конфликте.
Врезультате предполагается не только расширить эвристический потенциалтеории конфликта, но и наметить возможности преодоления тенденцииотдаления практического конфликторазрешения от теоретических концептов.Цели и задачи диссертационного исследования. Цель работы –выявить культур-философские основания эпистемологии конфликта.Для достижения поставленной цели необходимо решить следующийряд задач:1. Проанализировать и систематизировать классические теорииконфликта;2.
Онтологически фундировать понятие «конфликт»;3. Выделить базовые эпистемы знания о конфликте и показать ихисторическую специфику;4. Проследитькоррелятивноевзаимоотношениемеждуантропологическими экзистенциалами и вариантами генезисакультуры;5. Охарактеризовать конкретные эпистемологические программыразрешения конфликтов.Библиография. Использованные в диссертационном исследованииисточники можно классифицировать следующим образом:1.
теоретические и практические конфликтологические исследования.Общие положения классической теории конфликта проанализированы напримере фундаментальных работ Г. Зиммеля, Л. Козера, Р. Дарендорфа, К.Боулдинга, Т. Парсонса и трудов их отечественных последователей А.ЯАнцупова, Н.В. Гришиной, А.В. Глуховой, Е.И. Степанова, А.И. Стребкова.Практическийаспектконфликторазрешения8вдиссертационномисследованиисводитсяктремосновнымнаправлениям:силовые,переговорные и посреднические методы, что подразумевает изучение гипотезтаких авторов, как А.С. Семченков, М. Спэнгл, М. Айзенхарт, Е.А.Степанова, А.Ю.
Сунгуров, Н.Я. Шепова, Д. Дрюкмэн, А.Р. Аклаев.2.исследованиявобластиэкзистенциальнойфилософиииэпистемологии – Э. Гуссерля, Г. Марселя, Ж.-П. Сартра, К. Ясперса, С.Кьеркегора, М. Мерло-Понти, М. Хайдеггера, М. Фуко, К. Поппера.3. работы отечественных и зарубежных специалистов в областиприменения сетевого подхода и анализа постиндустриальных реалий – Д.Белла, А.В. Белова, Ж. Бодрийяра, А.Д. Елякова, А.Н. Ильина, Л.В.Сморгунова, А.И. Соловьева, М. Кастельса. П.
Химанена, Г. Маркузе, Д.Серла.4. были также привлечены исследования в области психологии – Р.Мэя, П. Тиллиха, В. Франкла, Э. Фромма, Э. Берна.5. использована эмпирическая база политической конфликтологии сцелью иллюстрации практической применимости выводов диссертационногоисследования, в частности, зарубежные и отечественные публикации такихавторов, как Р. Фридмэн, Е. Гибельс, Н. Путнэм, Ж. Себениус, О.Н. Яницкий,Е.Б. Шестопал, В.В.
Шалупенко, Г.Г. Почепцов, А. В. Манойло, М.М.Лебедева, Л.Н. Алисова, И.А. Василенко.Теоретические и методологические основы исследования. Вкачестве концептуальной схемы исследования взяты основные положенияфилософских теорий, созданных С. Кьеркегором, Э. Гуссерлем, М.Хайдеггером, М. Мерло-Понти, К. Ясперсом, Г. Марселем, Ж.-П. Сартром.Эпистемологическаясетказнанияоконфликтеконструируетсявдиссертации в соответствии с традицией, основоположником которойявляется М. Фуко.В качестве вспомогательной методологии в ходе формулированияэпистемологического ориентира исследования конфликтных процессов,автор использовал терминологию анализа контркультуры, предложенную Т.9Роззаком.
Сетевая методология (А.И. Соловьев, Л.В Сморгунов) былапримененаавторомсцельюопределенияоптимальногосочетанияинновационных и традиционных механизмов конфликторазрешения вразличных современных культурных вариациях.Методы и инструменты диссертационного исследования выбраны иприменены автором в соответствии с такими научными принципами, какобъективность и универсальность, историческая конкретность.
В ходеисследованияконфликтаиспользовалсяметоданализаисинтеза,формализации и конкретизации, редукции, индуктивно-дедуктивный метод.Инструментарийдиссертационногоисследованиявключаетвсебяоценочный анализ, примененный для измерения степени эффективностиэпистемологическихпрограммразрешенияконфликтов;проведениеисторических аналогий, использованное автором в ходе конструированиясетки структуры знания о конфликте в двух различных эпистемах.Научная новизна работы:1.
определена роль и границы применения в теории конфликта термина«культур-философские основания»;2. исследованы основные направления перехода теории конфликта отноэмы к ноэтике и предложен концептуальный набросок эпистемологииконфликта;3. установлено наличие взаимосвязи между антропологическимиэкзистенциалами Я-в-конфликтности и вариантами культурного генезиса;4. выявлена эвристическая значимость термина «эпистемологическаяпрограмма разрешения конфликтов» и приведены характерные примеры,раскрывающие потенциал его практического использования.Результаты исследования:1.
определены культурные и философские основания, на базе которыхвозможно обновление структуры знания о конфликте;2. установлено наличие двух основных эпистем в современной теорииконфликта и проведѐн их анализ;103. уточнены параметры антропологических экзистенциалов в процессеактивного культурного генезиса в современном конфликтном дискурсе;4.исследованывозможностипереходатеорииконфликтаотноэматической исследовательской установки к ноэтической;5. охарактеризованы эпистемологические программы разрешенияконфликтов, относящиеся к таким фундаментальным экзистенциалам, какрасположение, понимание, речь, падение.Положения, выносимые на защиту:1.Культур-философскиеоснованияэпистемологииконфликтапозволяют артикулировать структуру знания о проявлении собственногоконфликта посредством антропологических экзистенциалов в различныхвариантах культурного генезиса.2.
Средство разрешения конфликтов, подручное или наличное, нетолько обнаруживается присутствием в имении дела с разрешениемконфликта, но и приближает познающее Я к раскрытию модуса бытия-вмире, в данном случае – бытия-в-конфликтности.3. Собственное конфликта– то, что должно быть разрешено, проявляетсебя через антропологические экзистенциалы: конфликтное расположение,понимание, речь и падение.4. Проявления собственного конфликта не ограничиваются рамкамиизначальной данности мира субъекту конфликторазрешения, а провоцируютактивный генезис культуры.5. Структуры знания о конфликте эволюционируют, но этот процесс неподчиняется закону «одна историческая эпоха–одна эпистема».
Существуетлиминальная стадия – период, когда уже произошла смена структурных иидентификационных свойств эпистемы, но при этом переход еще не являетсязавершенным.6. Эпистемологическая программа разрешения конфликтов – этоопределенный сценарий, конкретная последовательность действий Я-вконфликтности, различающаяся в зависимости от культурной формации.11Теоретическая и практическая значимость работы.
Для философиикультуры достигнутые результаты исследования позволяют определитьединые и неизменные в рамках эпохи формы структурирования знания оконфликте; проследить закономерности изменения этих форм в периодсмены эпистемологической структуры. Анализ структур знания о конфликтедает возможность изучения сфер, ранее не связанных с теорией конфликта,особенно для исследования конфликтной борьбы как фактора активногогенезиса культурного дискурса. Посредством культур-философского анализафеномена конфликта эпистемологическая сетка не только обретает четкиеконтуры, но и приближает теорию конфликта к ноэтическому пониманиюмеханизмов разрешения конфликтных ситуаций, влияющих на модификацииявлений культуры в целом.Практическая значимость исследования состоит в том, что концепт«эпистемологические программы разрешения конфликтов» ориентирован наиспользование в ходе прикладной деятельности по оказанию регулирующеговоздействия на конфликтные ситуации и может быть использован с цельюоптимизации методик анализа современного конфликторазрешения.Материалы диссертации могут быть использованы при написаниинаучных и научно-популярных трудов и учебных пособий, при подготовкепрограмм специальных лекционных курсов по эпистемологии конфликта, потеории и истории культуры и культурологии, по теоретической и прикладнойконфликтологии.Апробация работы.