Диссертация (Метафизические основания локальных моральных систем), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Метафизические основания локальных моральных систем". PDF-файл из архива "Метафизические основания локальных моральных систем", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
Сочинения. В 8-ми т. Т. 4. М: Чоро, 1994. С.156.Кант И. Сочинения. В 8-ми т. Т. 3. М: Чоро, 1994. С.586.45Скратон Р. Кант. М.: АСТ, Астрель, 2006. С. 75.46Максимов Л.В. Когнитивизм как парадигма гуманитарно-философской мысли. М.:РОССПЭН, 2003. С.27. В данном отрывке фиксируется наличие продолжительной традициивынесения ценностей за пределы мира.47Витгенштейн Л. Логико-философский трактат М.: Канон, 2008.
C.212.4426Ибо все происходящее и так существующее – случайно. То, что делает это неслучайным, не может находится в мире, ибо в противном случае» [«Трактат»,6.41]48. Смешав в своей философии позицию Юма и Мура о разделении фактов иценностей с идеями логического атомизма Рассела, а также добавив тудаположениеобонтологическомприматеязыка,Витгенштейнвытеснилценностные суждения из поля реального. Если язык определяет наш мир, а всеправильные атомарные предложения – это предложения о фактах, то в таком миренет места для ценностных этических суждений.Перечисленныеметафизическомуфилософскиеморальномупозиции,эксклюзивизму,которыемынеоднородны,отнеслиихкотличиямногочисленны и их сложно как-то упорядочить. Однако в них всё же можнонайти некоторый вектор движения, точку от которой и точку к которой двигалсяморальныйэксклюзивизм.Дляэтогообратимсякисторическойсхемереволюционного переворота в западной метафизике, предложенной КристинойКорсгаард.
Согласно ей, метафизические представления о соотношении мира иидеальных форм/ идей/ норм/ ценностей не были постоянны. В метафизикеПлатона и Аристотеля все вещи в актуальном мире «бытийствуют», пытаясьреализовать свою сущность, стремясь, приблизится к своей идеальной форме, ноэто стремление никогда полностью не реализуется49.
К XIX же векупредставления о мире и идеальных формах постепенно поменялись ролями, всёстало с ног на голову. Формы больше не стремятся соответствовать нормам, ноищут свои пути реализации в мире, «формы должны быть навязаныматериальному миру»50. На заре философии считалось, что действительностьбесконечно двигалась в направлении форм, а теперь она наоборот сопротивляетсяих насаждению.
В этическом плане это означает, что раньше полагали, что48Там же.Стоит отметить спорность предложенной концепции в отношении Платона, ведь для неговещи были дефектной копией идей и «движение» корректней было бы описать как идущее отидей к вещам.50Korsgaard K.M. Excellence and obligation a very concise history of western metaphysics 387 BC to1887 AD// Korsgaard K.M., The Sources of Normativity.
Cambridge: Cambridge University Press,1996. P.9.4927человекестественным образом нацеленна благоиэтойконстантнойустремленности мешают только случайные обстоятельства, но затем человек сталтем материалом, который должен быть подогнан под соответствие идеальнымморальным требованиям. Если мы соглашаемся с такой исторической схемой, тополучается, что метафизический моральный эксклюзивизм в западной философиивначале относился к цели бытия, но теперь он описывает то, что привносится вмир «извне».Весьма распространен моральный эксклюзивизм также и в обыденномсознании. Такого мнения придерживается Маки, – известный сторонник «теорииошибки» в этике, он считает, что обыденные размышления о моралиосновываются на идее особенных ненатуральных свойств51.
Распространенность вфилософской среде морального эксклюзивизма нам представляется скорееследствием, чем причиной «народной любви». В повседневной жизни мораливсегда отводится особая роль, исключительная практическая важность которойпобуждает к имплицитному принятию её особого онтологического статуса. Почтилюбой человек согласится с тем, что этические мотивы должны перевешивать всеостальныедлявсякогодействия.Заморальнымимотивамизакрепленруководящий статус, а из этого уже делается поспешный вывод об ихонтологическом преимуществе перед другими родами сущего.
То есть из-за того,что моральные соображения считаются превалирующими, люди склонныприписывать им привилегированное, «возвышенное» метафизическое положение,отличающееся от положения физических вещей и процессов. В этом светекажется неслучайным то, что у Платона идея блага не просто, как и все идеи,определяла существование конкретных чувственно воспринимаемых вещей, но ив подлинной, вечной реальности идей она занимала наивысшее положение.
Наммогут возразить, что люди очень часто, несмотря на все разговоры об особойважности моральных соображений в своем поведении, отдают предпочтениемотивам корысти. Однако публичный дискурс устроен таким образом, что еслинечто считается непреложной этической ценностью, то будет крайне сложно51Mackie J. L.
Ethics: Inventing Right and Wrong. New York : Penguin, 1977. P. 31-32.28отстаивать правильность поступка, в котором эта ценность была отодвинута навторой план некими внеморальными мотивами. Да, можно осознанно ограбить иубить беззащитного человека, но нельзя будет обосновать правильность такогопоступка. Мы ещё будем возвращаться к разговору о механизмах моральногодавления общества на отдельных членов и о том, как моральные ценности могутзатмевать собой экономические, политические и социальные. Сейчас мы говоримтолько о том, что психологическая склонность людей считать моральные мотивысамыми важными, может приводить к тому, что эти люди будут относитьморальные нормы к некой совершенной реальности.Метафизическомуморальномуэксклюзивизмуможетбытьпротивопоставлен метафизический моральный инклюзивизм, представление овключенностимораливреальность.Моральныйинклюзивизмвегокогнитивистской трактовке означает, что моральные нормы, ценности, поступки,мотивы и их источники существуют в наличном мире и могут быть познаваемынаравне с другими частями реальности (при этом не обязательно должнаотрицатьсяметодологическаяспецификатакогопознания).Сегодняметафизический моральный инклюзивизм постепенно становится всё болеепопулярным, хотя это и не происходит в форме открытого противостояния.
Как ив случае с эксклюзивизмом, сторонники морального инклюзивизма далеко невсегда артикулируют это, и к их лагерю можно отнести мыслителей с весьмаразными философскими воззрениями не только по другим вопросам, но и попроблеме описания того, как именно моральные ценности существуют вдействительности. Так происходит потому, что деление на эксклюзивистов иинклюзивистов–этопредельноширокоеобобщение,неизбежноподразумевающее вариативность подгрупп.
E.g. к инклюзивистам могутотноситься те, кто считает, что: мораль существует исключительно в сознаниилюдей; моральные ориентиры заданы наши генами и функционируют по большейчастинеосознанно;моральноеповедениеэтоследствиеэквилибриумамежличностных отношений в обществе и др. При этом необязательно сводитьмораль только к одному из перечисленных факторов. Моральный инклюзивизм не29отрицает комплексность феномена морали и не запрещает её многоаспектныйанализ, результатом которого может стать не открытие рядоположенности моралидругим объектам, а определение её как сложного конгломерата диспозиционныхили эмерджентных свойств.И здесь, не претендуя на полноту охвата, для иллюстрации того, что можетстоять за понятием «метафизический моральный инклюзивизм», мы перечислимнескольких известных философов, которых можно было бы отнести к егосторонникам.
Выборка носит почти случайный характер. Одним из техфилософов,которыхможнопричислитькметафизическимморальныминклюзивистам, безусловно, был Томас Гоббс со своей теорией установленияправил для прекращения войны всех против всех. Об идеях Гоббса, имеющих вотечественной философии репутацию довольно тривиальных, чаще всего говорятв контексте государства и права, а его моральная философия выпадает из полязрения, хотя Гоббсу принадлежат первые попытки совмещения детерминизма иэтики, а также теоретического осмысления генезиса моральных норм внутричеловеческого общества.
А его политическая и социальная теории былипостроены на основании идеи о том, что не существует объективных моральныхкачеств или отношений в строго материалистической вселенной52.Следующей заметной фигурой среди моральных инклюзивистов можноназвать Адама Смита. Как и Томас Гоббс, Смит знаменит в иной, нежелиморальная философия, области, но в своей работе «Теория нравственныхчувств»53, которая вышла в печать почти за 20 лет до знаменитого трактата обогатстве народов и во многом стала его теоретической предпосылкой, онизначально хотел представить учение об обществе в виде иерархической триады:мораль, право и экономика. В «Теории нравственных чувств» Смит не толькопредлагает свое видение того, как формируются моральные нормы, но иподкрепляет его систематическим историческим описанием нравов различныхнародов.
Для Адама Смита универсальность этических норм – это вопрос5253Mackie J. L. Hume’s Moral Theory. London: Routledge & Kegan Paul, 1980. P.7Смит А. Теория нравственных чувств. М.: Республика, 1997.30эмпирического обобщения, а не метафизики54, он отыскивал различные видыморальных практик, появляющихся в ответ на изменения в экономических,политических и социальных обстоятельствах55. То есть этическая нормативностьдля Адама Смита – это продукт действительной истории, в которой образуютсясоциальные факторы, ограничивающие поведение людей56.Вообще к сторонникам метафизического морального инклюзивизма можнопричислить ионтологическомтехавторов,статусекоторыеморали,носпециальнонеметафизическиевысказывались обпосылкикоторыхнеобходимо приводят к этой позиции.