Диссертация (Трансформация медицинского дискурса в современной европейской культуре), страница 6

PDF-файл Диссертация (Трансформация медицинского дискурса в современной европейской культуре), страница 6 Философия (46220): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Трансформация медицинского дискурса в современной европейской культуре) - PDF, страница 6 (46220) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Трансформация медицинского дискурса в современной европейской культуре". PDF-файл из архива "Трансформация медицинского дискурса в современной европейской культуре", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 6 страницы из PDF

е.как универсальный сбой органических процессов, но имеющий физикомеханическое выражение.Культура Нового времени, рассматривая человека в математическойсистеме координат, в конце своего периода являет картину динамическую,амбивалентную,тяготеющуюкупорядоченностизнания,нонеизбежновырывающуюся за пределы всякой заданности и порядка. В трудах философов имедиков эпохи Просвещения прослеживается усиление данных тенденций.Основные формы научного мышления, заданные философскими системамиДекарта и Бэкона, определяющие архитектонику естественных наук в целом иотражающие представления о человеке и мире в культуре данного периода,получают развитие. Область интересов расширяется, подготавливая условия длявключения в медицинский дискурс проблемы душевных заболеваний.§2.

Антропологический статус безумия в культуре и рождение психиатрииВ данной части работы предстоит рассмотреть зарождение психиатрии какнауки, становление которой в рамках профессионального медицинского дискурсасвязано с проблемой статуса феномена безумия в культуре и «анатомическимспособом мышления» в медицине, достаточно долго сохранявших оппозицию поотношению друг к другуАнатомический способ мышления в медицину XVIII века ввел ДжиованниБаттиста Морганьи, который указывал необходимость изучения проявлений29болезни на столе патологоанатома. Его современник, Франсуа Ксавье Биша,который в настоящее время считается первым представителем «новейшеймедицины», обладал поистине «анатомическим мировоззрением».

Известно еговыражение: «Если исключить некоторые лихорадочные и нервные состояния, товсе остальное принадлежит к области патологической анатомии»37. Подобныйвзгляд делал душевные болезни сомнительным и ускользающим объектом дляизучения, не смотря на отдельные попытки описания качества мозговой тканибольных тяжелыми душевными недугами, зафиксированные в медицинскихтекстах. Но при данных описаниях душевная болезнь как таковая ускользала отвзгляда врача в силу недоказательности и неопределенности ее природы.

Другимисловами: ввиду того, что у психиатрии не было объекта исследования, - не былопсихиатрии как науки в пространстве профессионального медицинского дискурса.Процесс поиска объекта идет достаточно долго и весь XVII и частичноXVIII век содержит примеры как прогрессивных, так и реакционных учений одушевныхзаболеваниях.Модельклассическогомедицинскогодискурса,формирующаяся на базе общего развития естественных наук, предполагаетпозициюисследователя,сопоставляющегорезультатынаблюденийснакопленным опытом и их систематизацию. Но из-за отсутствия объекта вобласти душевных заболеваний систематизация, при достаточно обширных, норазрозненных, зафиксированных в медицинских текстах наблюдениях задушевнобольными, является невозможной.

Объект ускользает от исследователяввиду своего расположения между областью духовной и телесной. Духовнаяобласть подразумевает включение заболеваний психики в ведение религии, в товремя как телесная - напрашивается в ведение патологической анатомии.Противоречие остается неразрешимым в большинстве случаев до конца XVIIIвека. Согласно замечанию Ю. Каннабиха, «такова была особенность этогоамбивалентного века, двуликого Януса, смотревшего и вперед, и назад:разрешавшего одновременно и ставить медицинские эксперименты по точным37Мейер-Штейнег Т.

Медицина XVII – XIX веков. М.: Вузовская книга, 2007. С. 79.30предписаниям индуктивного метода и вместе с тем придумывать различные«сущности», давно уже изгнанные из физики и химии» 38.Согласно представлениям XVII века, душевнобольной или безумныйчеловек – это человек такой же «одержимый», нуждающийся в изоляции, как вантичности и в средневековье. Дуализм в представлении о человеческомсуществе, постулированный Декартом, подводит к выводу о том, что, имеяразличную природу, тело и душа имеют различные болезни и способы ихлечения.

Соответственно, болезни духа (души) оказываются вне компетенциимедиков и попадают под юрисдикцию церкви или карательных органов,обеспечивающих изоляцию больных психическими заболеваниями. Тем не менее,идет постепенное обретение феноменом безумия, следуя терминологии Фуко,«антропологического статуса», то есть постепенно складывается представление отом, что источники душевных недугов следует искать в сбое органическихпроцессов,наличиитравмирующихжизненныхобстоятельствилинаследственности, приведших к душевному заболеванию. Постепенный сдвиг всторону поиска «антропологических» оснований можно проиллюстрироватьвысказыванием Ж. Сурина, представителя ордена иезуитов, одного из самыхизвестных экзорцистов XVII века: «Сущность одержимости состоит в союзедьявола с душой, в результате чего он обретает право действовать так, как еслибы являлся душой человека, которой он обладает. Но человеческая природаограничивает его активность, останавливает его ярость, неистовство и лукавство,так же как солнечный луч рассеивается, проходя через кристалл и через сферу,которые останавливают его могущество, не препятствуя самому процессу» 39.Такимобразом,культураначинаетдвижениевсторонувозвышения«человечности», которая способна играть роль сдерживающего фактора развитиядьявольской силы.

Эти изменения маркируют определенное движение отдуховного к телесному в понимании безумия, и, соответственно, открываютвозможность влияния, психотерапевтического или медикаментозного, на ту3839Каннабих Ю. История психиатрии. - М: АСТ, Мн.: Харвест, 2002.

С. 95-96.Цит. по Фуко М. История безумия в классическую эпоху. - М., 2009. С. 173.31сторону человеческого существа, от которой зависит сила сдерживающегофактора.В своем становлении психиатрия прошла тот же путь, что и клиническаямедицина – от поиска универсальной причины болезни, сопоставления теорий иэмпирических данных к систематизации накопленного опыта.

На раннем этапепредставлялся актуальным поиск панацеи, вещества, способного исцелитьчеловека в его целостности, что связано с представлением о человеке какмикрокосме, характерном для эпохи Возрождения и актуальным далее, вплоть доXVIII века. Целостность человека подразумевает единый порядок работывнутренних органов в согласии с душевным состоянием, которые восходят кединому источнику. В качестве панацеи предлагался опий, который, согласноизвестному в XVII веке врачу Филиппу Эке, «лечит благодаря свойству своейприроды, что в нем есть некая тайна, позволяющая ему непосредственносообщаться с источниками жизни»40.

Как замечает Фуко, в это время «мирлечения болезней в основном пребывает в пространстве всеобщности»41.Клиническая медицина в это время обнаруживает массу тонких связей исоответствий между недугом и целостным организмом. Болезнь в пониманииклинической медицины к XVII веку имеет тенденцию пониматься какобособленное явление, благодаря нозологии, собирающей и описывающейсвойства различных ее проявлений. Но безумие, благодаря своему особенномустатусу и духовному окрасу, еще долго будет искать выход в старых способахлечения, каким, например, является использование веществ символическогозначения.

Фуко пишет: «Некоторые сугубо символические системы сохранились внезыблемом виде вплоть до конца классической эпохи; и в них отчетливее, чем врецептах или в тайных приемах врачевания, запечатлелись смутные образы исимволы, восходящие к незапамятным временам грез» 42. В качестве одного изпримеров рецепта эликсира целомудрия из серьезной «Фармакопеи» Лемериприводится следующее: «Взять камфоры, лакрицы, косточек винограда и белены,Там же. С. 356 - 357.Там же. С.

357.42Там же. С. 360.404132сохраненных в патоке из цветков кувшинки, и самой патоки из кувшинок…Принимать по утрам, по две-три драхмы, запивая стаканом простокваши, вкоторой погасили раскаленный кусок железа»43. Данный рецепт напоминаетскорее средневековые алхимические изыскания, чем попытку рациональногоосмысления проблемы на основе эмпирических данных.«Безумие есть одновременно и заблуждение и провинность, и нечистота иодиночество; оно удалилось и от мира и от истины и тем самым оказалось втемнице зла… Оно – абсолютная чистота… и … абсолютная нечистота» 44.«Абсолютнаячистота»вхристианскойкультурепредполагаетдетскуюневинность безумного, отсюда распространение юродства как вида святости, и«абсолютная нечистота» подразумевает присутствие зла в потере рассудка, ибо впроцессеобщениясбезумнымвсегдаостаетсятягостноевпечатлениесопричастности злому началу.

Истина где-то посередине и именно этадвойственность и определяет выбор лечения или отказ от него.В классическую эпоху, включающую в себя и Новое время и эпохуПросвещения, происходит эволюция в интерпретации безумия от одержимости,жесткой практики отчуждения обществом и изоляции, до сложного феномена,поддающегося врачеванию путем воздействия, как на тело, так и при помощипсихотерапевтического вмешательства. Исследуя феномен безумия в европейскойкультуре, предстоит проследить достаточно большой путь, прежде чем онприведет в область медицины.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
426
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее