Диссертация (Трансформация медицинского дискурса в современной европейской культуре), страница 5

PDF-файл Диссертация (Трансформация медицинского дискурса в современной европейской культуре), страница 5 Философия (46220): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Трансформация медицинского дискурса в современной европейской культуре) - PDF, страница 5 (46220) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Трансформация медицинского дискурса в современной европейской культуре". PDF-файл из архива "Трансформация медицинского дискурса в современной европейской культуре", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 5 страницы из PDF

Этот взгляд должен схватить тончайшие нюансы изменения картиныболезни, а также оценить шансы врачебного вмешательства. Взгляд врачадействует по-новому, благодаря появлению новых объектов или появления новых«вещей», изменяющих отношение между «словами» и «вещами» в медицинскомдискурсе. Постепенно мы можем наблюдать разведение слова и взгляда,поскольку взгляд врача проникает в обширное поле симптомов и знаков,разобраться в которых возможно только при помощи выявления закономерностейразвития болезни.2122Фуко М.

Рождение клиники. Пер. с фр. - М.: Академический Проект, 2010. С. 9.Там же.23Классификация сложных отношений, при непостоянстве симптоматики,метаморфозах самой болезни, которые ее частично преобразуют и делаютпрактически не улавливаемой для строгого анализа, становится возможным примысленном устранении больного как индивида. Поиск источника заболеваний вобразе жизни, окружении, предрасположенности и прочих субъективныхсоставляющих становится излишним.

«Господство взгляда» предполагаетналичие эмпирических оснований для заключения, что определяет развитиепатологической анатомии, на основании которой строится нозология, наука,изучающая и классифицирующая болезни.Развитие клинической медицины в целом проходит на основаниипатологической анатомии, что с неизбежностью устраняет индивидуальностьпациента. В античную эпоху или эпоху средневековья врачебная практикапредполагала тесный психологический контакт с больным и его окружением дляисследования сторон его частной жизни, могущей повлиять на развитиезаболевания. Теперь, как поэтически говорит Фуко, «болезнь отрывается отметафизики страдания, которому на протяжении веков она была родственна, иобретает в наблюдаемости смерти законченную форму, где ее содержаниепроявляется в позитивных терминах»23.

Патологическая анатомия демонстрируетзаконченную форму болезни и, соответственно накопленному материалу, на заремедицинской науки лечат исключительно «тело как машину», теряя при этомцелостность картины болезни в угоду все более тонкой классификации. Проникаяв пространство болезни, взгляд врача попадает в таблицу, созданнуюпредшествующим клиническим опытом.

В конечном итоге вместо больного врачполучаетнаборсимптомовитаблицвкачествесистемыкоординат,определяющей нахождение болезни и ее математическую формулу.Обогащениетеоретическогоэмпирическойосмысления.базыделаетНаправлениевнеобходимостьмедицине,анализаитяготеющеектеоретическому осмыслению накопленного эмпирического материала следуетсоотнести с философией Лейбница, озвучившего в предустановленной гармонии23Там же. С. 236.24и свойствах монад назревающую тягу к целостности восприятия разрозненныхвещей.

Согласно Лейбницу, «люди, поскольку последовательность их восприятийопределяется только памятью, действуют как неразумные животные, уподобляясьврачам-эмпирикам,обладающимтолькопрактическимисведениями,безтеоретических; и в трех четвертях наших поступков мы бываем толькоэмпириками; например, мы поступаем чисто эмпирически, когда ожидаем, чтозавтра наступит день, потому что до сих пор так происходило всегда. И толькоастроном судит в этом случае при помощи разума» 24. О сопоставлении теории иэмпирии гласит следующий пассаж: «Есть также два рода истин: истины разума иистины факта.

Истины разума необходимы, и противоположное им невозможно;истины факта случайны, и противоположное им возможно. Основание длянеобходимой истины можно найти путем анализа, разлагая ее на идеи и истиныболее простые, пока не дойдем до первичных» 25. Здесь очевидно предпочтениетеоретическим измышлениям и одновременно указание на необходимостьдвижения к простым составляющим в духе Декарта. Не снимая рассмотрение телав качестве механизма или машины, но определяя соотношение отдельных егочастей как следствие предустановленной гармонии, Лейбниц отказываетчеловеческому разуму в легком постижении конечной истины: «И, следовательно,всякое тело чувствует все, что совершается в универсуме, так что тот, кто видит,мог бы в каждом теле прочесть, что совершается повсюду, и даже то, чтосовершилось или еще совершится, замечая в настоящем то, что удалено повремени и месту; все дышит взаимным согласием, как говорил Гиппократ.

Нодуша может в себе самой читать лишь то, что в ней представлено отчетливо; онане может с одного раза раскрыть в себе все свои тайны, ибо они идут вбесконечность» 26. Таким образом, согласно Лейбницу, «всякое органическое теложивого существа есть своего рода божественная машина, или естественныйавтомат, который бесконечно превосходит все автоматы искусственные» 27. Вкаждой составляющей машины сотворенной Богом — заключены все качестваЛейбниц Готфрид Вильгельм. Сочинения в четырех томах. Том 1. - М.: «Мысль», 1982, с.

413 — 429.Там же.26Там же.27Там же.242525целого, в то время, как часть машины, созданной человеком — это всего лишь еечасть, не имеющая свойств целого механизма. Не механическая машина, а«божественная машина», таким сложным взаимодействием сопрягаются душа итело: «Эти положения дали мне средство объяснить естественным образомсоединение, или, скорее, согласие, души с органическим телом. Душа следуетсвоим собственным законам, тело также своим, и они сообразуются в силугармонии, предустановленной между всеми субстанциями, так как они все сутьвыражения одного и того же универсума» 28.

В приведенных отрывках можнонаблюдать попытку философского обоснования «сопряжения» духовного ителесного,открытия«подвижной»границымеждуними,ихвзаимообусловленности. «Божественная машина» Лейбница указывает на связьдуши и тела через «предустановленную гармонию», размыкая границы рефлексиио «теле как машине» Декарта. Это маркирует новый фокус взгляда исследователя,открывает перспективы «тонкого», не механистического истолкования отношенийдуши и тела, а, соответственно, - перспективы включения области душевного вматериалистическое пространство телесного.Новое время формирует основу европейской научной парадигмы, яркоеразвитие которой приходится на эпоху Просвещения, когда усиливаютсятенденции, сформулированные мыслителями XVI –XVII веков.

Человек, выделяясебя из природы, постулирует собственную исключительность, утверждатькоторую дает право наличие знания. Бэконовское «Знание – сила» подчеркиваетутилитаристский характер науки, при этом указывая конкретные цели,выраженные в утверждении счастья, комфорта и социальной справедливости.Науки «стягиваются» в единую систему, согласно тому, как «множественностьформ сводится к их местоположению и распорядку, история - к факту, вещи - кматерии»29. Участь всех вещей постигает и человека, который упрочивает своеместоположение на вершине природной иерархической лестницы.Там же.Хоркхаймер М., Адорно Т.

В. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. "Медиум" "Ювента". М., СПб., 1997. С. 20.282926Трактаты доктора медицины Жюльена Онофре де Ламетри «Человекмашина», «Человек-расстение» снимают покров мифологии и таинственногоореола с человеческого существа. «Расколдовывание мира», присущее программеПросвещения30, представляется необходимым, так как европейская культура ужезнает вслед за Беркли и Юмом о возможном несовпадении видимого и сущего,понятия и вещи или по Фуко – «обозначаемого и обозначающего». Снять покров это то же самое, что проникнуть в суть вещей, дойти до обозначаемого вутилитарных целях, т. к. «единственно чему хотят научиться люди у природы,так это тому, как ее использовать для того, чтобы полностью поработить и ее, ичеловека» 31.Утверждение Адорно и Хоркхаймера о том, что «Просвещение выжигаетдаже последние остатки чувства собственного достоинства»32, выглядитпарадоксальным наряду с утверждением примата разума и высокого положениячеловека по критерию его разумности.

«Расколдовывание» человека, снимаетпокров, заданный христианством, и заходит настолько далеко, что мыслители,подобные Ламетри, вызывают бурю негодования у современников. В началетрактата«Человек-машина»Ламетризаявляет,чтопредпочитаетдушу,«сделанную из грязи», но способную к познанию, душе «глупой и тупой», хотя быи сделанной из самых драгоценных элементов» 33. Однако, «человек-машина»Ламетри еще менее механистична - это, скорее, природная, биологическая«машина». Ламетри говорит о связности животного и растительного мира сприродной сущностью человека, утверждает наличие Творца при бесполезностикульта 34 и позволяет себе «препарировать» человеческое существо как любоеживотное, не заботясь о благолепии читателя.

Взгляд исследователя становитсяболее изощренным, больше озвучено вопросов, только ожидающих ответа, тонповествования становится провокационным, система координат становитсяТам же. С. 16.Там же. С. 17.32Там же.33Ламетри де Жюльен Онофре. Человек-машина. М., С-Пб., 1997. С. 194.34Там же. С. 223.303127сложнее и изысканнее: человек вписан в природу и соответственно живойприроде не отказано в наличии зачатков разума.«Путь человека к науке Нового времени пролегает через отречение отсмысла.Понятиезаменяетсятутформулой,причина-правиломивероятностью»35. Можно продолжить – так происходит постепенное отречениемедицины от философии в процессе поиска формул и правил в качествеоснования фундамента науки.

Взгляд стремится к разгадыванию тайны порядка вчеловеческом организме в сопоставлении с порядком мироздания. Видно, какстремление к упорядочиванию эмпирического материала в представлениичеловека о мире остается главенствующей тенденцией, но при этом прядокматематический сменяет порядок сообразования частей с мировым целым.Анализируя эпоху Нового времени, М. Хайдеггер пишет: «Как только, однако,гигантизм планирования, расчета, организации, обеспечения превращается изколичества в собственное качество, именно тогда гигантское и, казалось бы,сплошь и всегда подлежащее расчету становится расчету неподдающимся» 36.«Неподрасчетность» усиливается к концу рассматриваемой эпохи, высвобождаетразум из жесткого противопоставления субъекта и объекта, совпадения«обозначающегоиобозначаемого»,открываетпространстводляпарадоксальности, недосказанности и критики, не теряя связь с предшествующейэпохой.

Культурное поле медицины обнаруживает склонность к расширению,маркирует изменения культурных представлений о человеке, высказанных вфилософии Просвещения.Таким образом, медицинский дискурс и культурное поле медициныформируются на основе философского дискурса. Массив накопленного знания,подвергающийсяупорядочениюисистематизации,еговерификацияанатомическими исследованиями, стремление к опоре на эмпирические данныепри теоретическом их осмыслении и «живых», подвижных отношениях междутеорией и эмпирией (все же с опорой на эмпирию) задают основу научнойХоркхаймер М., Адорно Т.

В. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. "Медиум" "Ювента". М., СПб., 1997. С. 1836Хайдеггер М. Время картины мира // Время и бытие. М., 1993, С. 52.3528медицины и обозначают те характеристики, которые следует признатьклассическими. Предметом медицинскогосообразнофилософскимтеориям,исследованияявляетсяпродиктованнымчеловеккультурнымипредставлениями эпохи, и болезнь, понимаемая в ключе античной медицины, т.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
426
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее