Диссертация (Трансформация медицинского дискурса в современной европейской культуре), страница 3

PDF-файл Диссертация (Трансформация медицинского дискурса в современной европейской культуре), страница 3 Философия (46220): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Трансформация медицинского дискурса в современной европейской культуре) - PDF, страница 3 (46220) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Трансформация медицинского дискурса в современной европейской культуре". PDF-файл из архива "Трансформация медицинского дискурса в современной европейской культуре", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 3 страницы из PDF

Выстраивание субъектнообъектных отношений в строгой оппозиции человека и мира, а также - врача ипациента или врача и болезни характерно для данного периода европейскойкультуры. Философские трактаты Нового времени фиксируют глубинныеизменения в восприятии человеком окружающего мира, которое можноопределить как противопоставление исследователя изучаемому объекту иодновременно определение объектом изучения себя, что ставит самого человекапод прицел пристального внимания науки.

Человек, помещая себя в качествеобъекта изучения в клинику или лабораторию, делает возможным стремительноеразвитие научного знания, построение новой картины мира и, соответственно,формирует новую парадигму мышления. Эта парадигма, опирающаяся на ratio(лат. - разум) и έμπειρία (греч. - опыт) в отличие от опоры на умозрительныепредставления античности и средневековья дает основания европейской науке вцелом и клинической медицине в частности.Путь клинической медицины от ее зарождения можно расценивать какпоступательное движение, целью которого является улучшение человеческогожизнеустройства и продление жизни.

Специфический профессиональный язык,легший в основу профессионального сознания медицины, обнаруживаемый впервую очередь в речевой практике и запечатленный в медицинских текстах,складывается в процессе этого движения, предполагая устроение особого опытасознания, в данном случае - медицинского сознания, сформировавшегося на полефункционирования языка.По мнению М.

Фуко, «современная медицина считает датой своегорождения последние годы XVIII века» 2. До этого времени невозможно говорить оцелостном систематизированном медицинском знании: предшествующие эпохипредлагали медицинские теории и школы, опирающиеся на индивидуальный2Фуко М. Рождение клиники. Пер. с фр. - М.: Академический Проект, 2010.

С. 9.14опыт. Согласно М. Фуко, чтобы зафиксировать начало процесса формированиямедицинского дискурса следует «постигнуть момент речевой мутации», т. е.вернуться назад, на этап изменения в отношениях «слова-вещи», и проследить ихобъективацию в культурной надстройке, в данном случае – в медицинскихтеориях и практиках. Соответственно, чтобы приникнуть в процесс зарождениямедицинского дискурса, следует произвести «археологические раскопки»,выявляя причины возникновения медицинского дискурса, фиксируя момент«готовности» культуры для его порождения, обратиться к XVII веку, когдазакладывались его специфические черты, имеющие общий характер с другиминаучными формациями, т.

е. те черты, которые следует признать классическими.В начале эпохи Нового времени философия стоит у истоков естественныхнаук. Фундаментальные философские системы несут в себе след увлечениямедициной своих создателей и осуществляют вклад в зарождающуюсяклиническую медицину в соответствии с представлениями о строении ифункционированиичеловеческоготела.Новоевремявыстраиваетмеханистическую картину мира на фоне развития механики и отсюда достаточнораспространенное понимание человеческого тела как машины, запускаемой Богоми управляемой душой, мыслящей субстанцией.Ключевой перелом в отношении человека к себе самому и началовыстраивания субъектно-объектных отношений человека по отношению к себекак объекту изучения, на базе которого происходит накопление и систематизацияопыта, фиксируется Декартовским «сogito ergo sum».

Предлагая восхождениезнания от cogito – мыслящего субъекта – Декарт проводит тем самым сматематической точностью жесткую демаркационную линию между душой ителом. Называя себя «мыслящею вещью», он приходит к выводу об управлениисобственным телом мыслящей субстанцией, подобно тому, как управляютмашиной. Итак, человек, мыслящая вещь, это очевидная и непреложная истина,поскольку только наличие мысли, выражающееся в сомнении, вопрошании ипрочих формах мыслительной деятельности можно утверждать с достоверностью,и мылящая субстанция – человек, делает свое тело объектом наблюдения.15Немецкий социолог Норберт Элиас отмечает, что Декартовское «cogito ergosum» зафиксировало тенденцию в европейской культуре к постепеннойвнутренней обособленности человека от социума, когда «произошел актвыделения себя при наблюдении других и самого себя»3.

Рост городов,стремительное развитие науки делает жизнь человека относительно комфортной ибезопасной, что снижает потребность в коллективе для решения практическихжизненно-важных вопросов, стимулируя процесс индивидуализации и замыкаячеловека на себе. Европейский человек получает привычку к саморефлексии,причем не сократовской и не христианской, этического характера, уводящихчеловека в анализ собственных поступков. Выстраивание субъектно-объектныхотношений между человеком и миром видно в «Рассуждении о методе»Р.

Декарта. Утверждая «мыслю, следовательно, существую» как первый принципфилософии,Декартпостулируетсубъектно-объектныеотношениямеждумыслящим субъектом и всем, что попадает в поле его рефлексии, через сомнение,не исключая и собственное сознание.

Так, Декартовское cogito маркирует началоформированиявзглядаисследователя,стремящегосякмаксимальнойобъективности, непредвзятости и контролю над объектом, в данном случае надсобой самим. Соответственно этому снижается этическое напряжение, при этомхристианская церковь, согласно Хайдеггеру, «перетолковывает свое христианствов мировоззрение»4.Философияфиксируетизменениявмышленииданногопериода,одновременно распространяя свое влияние на развивающуюся науку, закладываяосновы дискурсивных практик научных систем. Если рассматривать системуДекарта в качестве основы для формирования научного представления о человекеданной эпохи, то неизбежно придется прибегнуть к упрощению.

Необходимостьтакого шага диктуется противоречивостью самой системы. С одной стороны, мыполучаем схему, тяготеющую к механистическому объяснению, с другой –возникающие сложности приводят к необходимости универсальной фигуры,34Элиас Н. Общество индивидов. Пер. с нем. - М.: Праксис, 2001. С. 149.Хйдеггер М. Время картины мира. Время и бытие. М.:1993.

С.5216запускающей механизм, под которым понимается человеческое тело, и наличию«животных духов», занимающих промежуточное положение и снимающихвозможные противоречия между духом и материей в устройстве живогоорганизма.Согласно Декарту, восприятия тела гораздо более сложны, чем восприятиядуши, тело постигается через ощущения, которые не однозначны и субъективны,но только человеческий дух прост и может служить опорой для объективногознания. Следовательно, тело гораздо сложнее духа, благодаря сложностичувственных восприятий, и может быть постигнуто исключительно разумом 5.«Он (человек) будет рассматривать это тело как машину, которая, будучи созданаруками Бога, несравненно лучше устроена и имеет в себе движения болееизумительные, чем любая из машин, изобретенных людьми»6.

Человеческое«тело, как машина», изучаемая сторонним наблюдателем, самим же носителемтела, становится объектом исследования зарождающейся медицинской науки.Душа, по Декарту, находится в головном мозге, куда поступают всеощущения через нервы, снабжающие тело. Наличие фантомных болей, т. е.

болей,которые мнимо ощущаются в конечности, отнятой в результате ампутации,доказывают автономность тела от душевных переживаний. Декарт приводитпример случая из медицинской практики в качестве доказательства нахождениядуши не в теле (в данном случае – не в ампутированной руке), а именно в мозге 7.Сложная связь тела с душой объясняется следующим образом: «Я замечаю также,что душа получает непосредственно впечатления не от всех частей тела, но толькоот мозга или даже, может быть, от одной из его мельчайших частиц, именно оттой, в которой действует способность, называемая общим чувством» 8.

Дляобъяснения, не укладывающегося в данную схему феномена тонкой иннервацииорганизма, предлагаются «животные духи», которые оказываются необходимымидля объяснения необъяснимого: если утверждать, что телом руководит душа (илиДекарт Рене. Метафизические размышления // Избранные произведения. Луцк: Вежа, 1998. С. 92.Декарт Рене. Рассуждение о методе для хорошего направления разума и отыскивания истины в науках //Избранные произведения. Луцк: Вежа, 1998.

С. 78.7Декарт Рене. Начала философии // Избранные произведения. Луцк: Вежа, 1998. С. 279-280.8Декарт Рене. Метафизические размышления // Избранные произведения. Луцк: Вежа, 1998. С. 142.5617человеческий дух), то как объяснить, что «только что отрубленная головашевелится», а обезглавленное тело сотрясают конвульсии? Декарт пишет:«Наконец, что всего замечательнее во всем этом, так это образование "животныхдухов" (spirits animaux); это как бы легкий ветерок, или, вернее, пламя, оченьчистое и очень живое, которое, непрерывно поднимаясь в большом изобилии отсердца к мозгу, устремляется оттуда по нервам в мускулы и приводит в движениевсе члены»9.

Тем не менее, при сложности телесного устройства, управляемогоразумом и «животными духами», согласно Декарту, «душа имеет природусовершенно независящую от тела» 10, что не исключает сложного и до конца непроясненного их взаимодействия. «Природа учит меня также, что я не толькоприсутствую в своем теле, как моряк присутствует на корабле, но этимичувствами — боли, голода, жажды и т.п. — я теснейшим образом сопряжен смоим телом и как бы с ним смешан, образуя с ним, таким образом, некоеединство… Ибо, конечно, ощущения жажды, голода, боли и т. п.

суть не что иное,как некие смутные модусы мышления, происходящие как бы от смешения моегоума с телом» 11.Взгляд человека на свою биологическую природу с позиции отчуждения,необходимого для субъектно-объектных отношений, становится в эпоху Новоговремени фундаментом научного дискурса. В качестве универсального методапознания Декарт предлагает метод дедукции, движение рассуждения от общего кчастному, от сложных систем к простым составляющим и далее — от простого ксложному для решения конкретных задач, при том, что за истину полагается то,что дано в очевидности, ясности и простоте. Общее направление взглядаисследователя, который дает возможность построить массив науки в Новое времяи медицины в частности обрисовывается как стремление к определениюпростейшей частицы в качестве точки отсчета.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
426
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее