Диссертация (Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии". PDF-файл из архива "Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Вчастности, ставится проблема движущих сил восстания «Ника», а также отношения византийцев к катастрофам.120Так Херувимская, песнопение Великого входа, когда переносятся с жертвенника на престолеще не освященные евхаристические дары, подразумевает византийский военный ритуалпровозглашения императора - его поставления на щит, который поддерживался скрещеннымикопьями: Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми ( ὅτι τοὸ ν Βασιλέατῶν ὅλων ὑποδεξόμενοι, τοὸν ἀορατως δορυφορούμενον τάξεσιν. Выражение дориносима —δορυφορούμενον как раз говорит о провозглашении императора, однако на щите стоит ещекандидат в императоры, которого должен еще признать Сенат и венчать — патриарх. Этааналогия полностью соответствует статусу переносимых Честных даров, чтимых, но еще неосвященных. См.
Киприан Керн. Евхаристия. М., 1991. С. 155.35Наконец, одна из фундаментальных проблем, ставящихся в заключении – сущность византийской культуры. В отличие от весьма распространенных представлений о ней, как о культуре подражательной, имитирующей античность, мы показываем ее самостоятельный и творческий характер, а также особенности византийских представлений о культуре и творчестве.Хронологические рамки исследования.Хронологические рамки охватывают обширный период с конца Ι в. до конца Х в.Подобные широкие рамки обусловлены с одной стороны, длительным становлением византийской гимнографии, которое началось еще в доникейскую эпоху изавершается с точки зрения создания жанров и литургических книг, лишь в ΙΧвеке (появление Триоди, Минеи, полного Октоиха), а с другой стороны судьбамихристианской Империи, основы которой закладываются еще до Миланского эдикта, но акмэ которой в Средневековье исследователи по справедливости относят кМакедонскому реннесансу, то есть к ΙΧ-Χ в.Cтруктура работыРабота состоит из трех глав.
Первая глава посвящена отражению церковнойжизни в гимнографических памятниках. Во второй главе рассматривается темаимператора и империи и ее судеб в церковно-поэтических произведениях. Третьяглава касается отражения общественной и культурной жизни в гимнографическихпамятниках. Каждая глава делится на параграфы и пункты. Параграфы объединяют более общие темы, такие как «Доникейская гимнография», «Богословскаятематика», «Праздник в византийской гимнографии», «Почитание святых», «Гимнографические памятники как источники по истории богослужения главе «Церковь».
Пункты содержат конкретные сюжеты и объединяются параграфами36Цели и задачи исследования.Цели и задачи исследования во многом связаны со структурой работы, призванной к их разяснению.Цели исследования1.Осветить духовный мир восточно-римского (византийского) общества и егоотражение в гимнографии.2.Показать особенности и структуры восточно-римской христианской мен-тальности, проявляющиеся в византийской гимнографии.3.Осветить проблему историзма и отражения реальных событий в визан-тийской гимнографии.Задачи исследования.Они проистекают из целей исследования и заключаются в следующем.1.Выявить в гимнографических текстах исторические факты, либо связанныес ними аллюзии и намеки, обогащающие наши знания о византийской истории.2.Изучить настроения византийского общества, отраженные в гимнографиче-ских текстах.3.Определить правовые представления византийского общества, присутству-ющие в церковной поэзии.4.Определить концепцию власти, содержащейся в византийских гимнографи-ческих памятниках.
Выявить представления о культуре.5.Показать, как византийские гимнографические памятники освещают жизньЦеркви, Империи и византийского общества.6 Показать особенности отражения догматической полемики в гимнографическихпамятниках.Методологическая основа диссертацииВ диссертации используется комплекс методов и подходов.1. Традиционный исторический источниковедческий подход121121См. Данилевский И.Н., Медушевская О.М. и др. Источниковедение. М., 1998.372. Герменевтический подход, школы Бетти-Гадамера122 . данной школы не случаен, поскольку во-первых Гадамер понимает герменвтику как учение о бытии,онтологию, во-вторых он выстраиваетт определенную аксиоматику герменевтического знания, которую он именует «предварительным пониманием», заданнымтрадицией.
Традиция же способствует верификации результатов герменевтического процесса и служит определенным гарантом от герменевтического произвола123..3. Историческая психология124, связанная с герменевтикой чрез понимающую психологию125.Историко-филологические методы.К числу традиционных филологических методов, употребляемых в работе, относятся:Лексикологический анализ.Синтаксическо-текстуальный анализ.Метрический анализ (ср.
пункт «Гимн Троице»)Текстологическая реконструкция (см. пункт «Реконструкция ирмоса«Честней-шую херувим»)Метод обратного перевода. Мы его использовали для восстановления недошедших до нас греческих текстов, реконструируя их благодаря обратному переводу сдревнегрузинского языка.Центонно-парафразный метод. Разработан Риккардо Пиккио и развит И.Я. Данилевским, который апробировал его на материалах раннего русского летописания126 .122Gadamer P. Warheit und Methode.
Grundzuge einer philosophischen Hermeneutik.1960. S.12Gadamer H.G. Dialogue and dialectic. N.Y. - L.1980. P.42124См. в частности о ней Вассоевич А.Л. Духовный мир народов классического востока. Спб.1996.125Дильтей В. Описательная психология. Москва.1924. c.18.126Данилевский И.Н. Повесть временных лет: Герменевтические основы источниковедения38123На наш взгляд, центонно парафразный метод дает хорошие результаты не толькодля древнерусской литературы и не только для летописания. Он целиком применим к раннехристианской и византийской гимнографии. Ярким примером центона является, например, гимн «Великое славословие», который составлен из цитатиз Ветхого и Нового Завета. Анализ семантики цитат и изучение образуемого имнового семантического поля дает очень многое для изучения не только доникейской гимнографии, но и истории Древней Церкви.Метод библейских тематических ключей.Этот метод тесно связан с центонно-парафразным методом, но, в отличие отнего, более сосредоточен на семантическом значении библейских цитат127.
Каждаяцитата осмысляется, как некий смысловой ключ к пониманию текста, временами,как некий тематический элемент, который конструирует текст, а также создает известный смысловой вектор его движения. Мы используем метод тематическихключей во многих случаях, в т.ч. при исследовании кондаков преп. Романа Сладкопевца, в частности «На землетрясение и пожар», где мятежники представлены вобразе «Нового Голиафа», а император Юстианиан – как новый Давид.Положения, выносимые на защиту.1. Византийские гимнографические памятники являются историческими источниками не только в силу того, что они – остатки прошлого, но и потому, что в рядеих в той или иной мере отражаются исторические события и во всех них –восточно-христианская ментальность. Ряд византийских гимнографическихпамятников при применении надлежащей методологии (метод библейских тематических ключей, центонно-парафразный метод) способны давать нам актуальную историческую информацию.
Это справедливо в частности для кондаков преп.127летописных текстов. М., 2004. С. 30Пиккио Р. Функция библейских тематических ключей в литературном коде православногославянства // Slavia Orthodoxa. Литература и язык. М.: Знак. 2003. С. 431-466.39Романа Сладкопевца. Так, образы Давида и Голиафа в кондаке на «Землетрясениеи пожар» проливают свет на характер императорской власти и на религиозныйсостав мятежников.2. Проблема гимнографического текста как исторический источник ставит важный вопрос о соотношении ментального и реального, в частности ментальной иреальной истории. В византийском гимнографическом тексте, на наш взгляд, ментальное неразрывно связано с реальным, согласно определению Четвертого Вселенского Собора – две природы Христа халкидонскому оросу – нераздельно, неразлучно, неслиянно. Так, ментальная география неразрывно соединена с реальной, ментальная история – с реальной.
В гимнографических памятниках присутствуют не только символические топонимы типа «Вавилон», но и вполне реальные. Так, гимнографические памятники освещают апостольскую проповедь и касаются ее достаточно неожиданного аспекта-апостольской географии, на которуюпроливают свет древнейшие церковно-поэтические произведения.3.