Диссертация (Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии), страница 7

PDF-файл Диссертация (Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии), страница 7 История (46057): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии) - PDF, страница 7 (46057) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии". PDF-файл из архива "Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 7 страницы из PDF

В своей фундаментальной работе «История всенощного бдения» 102 онрассмотрел с литургической точки зрения этапы становления канона и егоупотребления в богослужении Православной Церкви.МайяАндреевнаМоминапродолжиладелоИванаКарабинова–исследование Триоди, прежде всего – славянской Триоди, и содержащихся в нейканонов103. М,А.Момина занимается исследованием рукописной традицииславянской Триоди XI-XIV в.

и в настоящее время готовит критическое изданиеСлавянской Триоди104. Среди ее работ есть статьи, посвященные историигреческой Триоди, как студийского, так и южноиталийского типа.105101Невмированный Ирмологий (Рукопись А-603) / Изд. Кикнадзе Г.И. // Памятникидревнегрузинской письменности. Тбилиси: Мецниереба. 1982. Т.3.102Успенский Н.Д. История всенощного бдения // Богословские труды. — Т.18-19 19. — М., 19771978.

— С.5-117; С. 3-69.103Момина М.А. Вопросы классификации славянской Триоди // ТОДРЛ. Л., 1983. Т. 37. С.25-38.Momina M., Trunte Triodion und Pentekostarion nach slavischen Handschriften des XI-XIVJahrhunderts. T.1. Vorfastenzeit. Padeborn, Schoenig, 2004.105Момина М.А. О происхождении греческой Триоди // Палестинский сборник 28 (91). 1986. С.112–120.10429Из современных русских исследователей греческих миней безусловноследует упомянуть Александру Юрьевну Никифорову, чья работа о греческихминеях безусловно является новаторской, поскольку в значительной мере созданана уникальном синайском материале106. Русские ученые создали ряд работ,посвященных славянскому Октоиху, и содержащимся в нем гимнографическимтекстам.

Прежде всего – это работа Н.Б. Шеламановой. «Славяно-русскийОктоих»107.В1997годунаосновесвоихпредыдущихработО.А.Крашенинникова защитила диссертацию на тему «Древнерусский Октоих» 108. Вэтой работе дана классификация Октоиха (Полный Октоих, Параклитик,Изборный Октоих, Шестоднев), определены его редакции (иерусалимская истудийская и иерусалимская), рассмотрены этапы становления византийского идревнерусского Октоиха. Для истории канона немаловажное значение имеетисследование канонов Апостолу Петру, содержащихся в древнерусских изборныхОктоихах, в службе четверга.

Значительное место в ее работе занимает греческийматериал и в частности синайские рукописи – уникальная синайская рукописьSinaiticus Graecus 776,Среди русских исследователей славянских канонов, относящихся кминейному кругу, следует упомянуть М.Ф. Мурьянова, который много иплодотворнозанималсяисториейпереводовканоноввдревнерусскойгимнографии домоногольского периода109. Кирилло-Мефодиевской традицией в106Никифорова А.Ю. Греческие минеи ΙΧ-ΧΙΙ в.

М., 2012.Шеламанова Н.Б. Славяно-русский октоих, (ненотированный) XII-XIV века // Mетодическиерекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей,хранящихся в СССР. M., 1976. Вып.2. Ч. II. C.340-388.108Крашенинникова О.А. Древнерусский октоих XII-XIV вв. как памятник средневековойгимнографии. Специальность 10.01.01 - Русская литература.

М., 1997.109См. например Мурьянов Ф.М. Страницы гимнографии Киевской Руси / Традиции древнейшейславянской письменности и языковая культура восточных славян. М, : Наука.1991. С.69-143.30107древнерусской гимнографии активно занимается Е.М. Верещагин 110. В настоящеевремя он работает над подготовкой критического издания славянских миней.Если говорить о собственно славянской гимнографии и развитии жанраканона в славянских странах, то необходимо отметить достижения болгарскойшколы, в особенности – работы Г.Попова и Кожухарова. Георгию Попову удалосьобнаружить и опубликовать оригинальные гимнографические произведенияучеников св. Кирилла и Мефодия – в том числе трипеснцы КонстантинаПреславского111 и выявить самобытную болгарскую часть Триоди, созданную впервой половине десятого века.112 Стоян Кожухаров открыл неизвестные преждеканоны и трипеснцы св. Наума Охридского, ученика св. Кирилла.113.Таким образом, мы видим, что за века исследователи гимнографиипроделали громадную работу по собиранию, публикации и исследованиюгимнографических текстов114.И, однако, не разрешены многие вопросы, связанные с византийскойгимнографией и прежде всего – содержательного плана.

Да, безусловно, многоесделанодляизданияпреимущественносиизученияфилологическойтекстов,ностороны,однако,либоонирежесоизучалисьстороныбогословской. В такой книге как «Поэтика ранневизантийской литературы» –эпохальная по своему содержанию – покойный академик С.С. Аверинцеврассматривал гимнографические тексты (Акафист, кондаки преп. РоманаСладковевца, каноны преп. Космы Маиумского и Иоанна Дамаскина) с точки110Верещагин. Е.М.

Вновь найденое богослужебное последование обретению мощей КлиментаРимского - возможное поэтическое произведение Кирилла Философа // ТОДРЛ. - СПб, 1993. - Т.49. - C. 87-135; Верещагин Е.М. Ильина книга. М., 2005111Попов Г. Триодни произведения на Константин Преславски. Кирилло-Методиевска книжност.София.1985. T.2.112Попов Г. О наличии древнеболгарской гимнографической части в Триоди // Язык иписьменность древнеболгарского периода. М., 1989. C.122-131.113Кожухаров Ст. Песенното творчество на староболгарско книжновник Наум Охридски //Литературна история. М., 1984. N12.114Относительно полную библиографию см.

в книге Szoverffy. J. A guide in ByzantineHymnography. Leyden, Brille. 1979.31зрения религиозно-философской, в меньшей степени – культурологической.Незаурядные и глубокие исследования Н.С. Серегиной 115 Н.В. Рамазановой116 иВерещагина117 все же имеют более филологический аспект. К сожалению, до сихпор не хватает работ, в которых гимнографические тексты подверглись быкомплексному исследованию с точки зрения их содержания -и со стороныбогословского, и философского, и культурологического, и, в особенности,исторического аспекта.Что касается гимнографии и истории, то до недавнего времени отношение кгимнографическому тексту проявлялось либо в недоверии к нему, как кисторическому источнику.

либо в потребительском отношении к нему. Насталовремя менять это отношение за счет новых методов и подходов, в частности –герменевтического и центонно-парафразного метода и метода библейскихтематических ключей.Новизна диссертации.Новизна диссертации заключается в нескольких аспектах:I. Общетеоретический.Основное положение диссертации состоит в следующем:Гимнографические памятники способны нести актуальную историческуюинформацию и их использование как исторического источника не только допустимо, но и желательно и не от случая к случаю, а в рамках системного подхода.Данное положение является новаторским для византинистики, поскольку,как отмечалось выше, изучение византийских гимнографических памятников вцелом являлось прерогативой филологии, а их использование как историческихисточников происходило время от времени, в рамках т.

н. «потребительского под115Серегина Н.С. Песнопения древнерусским святым. СПб 1994.Рамазанова Н.В. Песнопения, посвященные св. Меркурию Смоленскому. СПб. 2009.117См. например Верещагин Е.М. Ильина книга. М., 2005.11632хода». Надеемся, что после данной диссертации работы, изучение гимнографических памятников встанет на системную основу.Разработана методология изучения гимнографических памятников, котораясостоит в комплексном подходе – соединении целого ряда методов различныхгуманитарных наук – источниковедческого, герменевтического, и историкопсихологического, метода философско-теологического анализа в соединениис рядом филологических методов.В результате нашей работы вводится целый корпус исторических источников,которые раньше лишь обслуживались исторической наукой, а теперь могут статьее подспорьем.II.

Конкретно-практические.Изучение гимнографических текстов привело к пересмотру ряда представлений, сложившихся в византинистике – о восстании Ника, о характере византийско-персидской войны, о восприятии византийцами стихийных бедствий, обобразе императора-мученика, о биографии преп. Романа Сладкопевца. Подробнееконкретно-практическая новизна излагается в «Положениях, выносимых назащиту».Предмет и объект диссертации.Предметом диссертации является ментальная и реальная история Церкви иВосточно-Римской империи, отраженная в византийской гимнографии. Можноговорить об отражении жизни Церкви и Империи в церковно-поэтических памятниках, однако, во избежание неправильных толкований отметим, что понятие«жизнь» значает не повседневность, а исторический процесс в целом, как в егоповторящихся, так и уникальных событиях.Объектом исследования являются раннехристианские и византийские гимнографические тексты – гимны, каноны, кондаки, стихиры, тропари.33Проблема диссертационного исследованияОсновная научная проблема, на решение которой направлено диссертационное исследование – проблема историзма гимнографических текстов.

Данная проблема вовсе не является надуманной, свидетельством чего является тот факт, чтони в России, ни за рубежом мы не найдем монографического исследования, посвященного историзму церковно-поэтических текстов. Со времени Крумбахера,если не ранее, для многих ученых, к сожалению укоренился стереотип о клишированности, неисторичности, стандартности церковно-поэтических текстов.Хотя временами гимнографические тексты и использовались как исторические источники, это происходило случайно, берссистемно, в рамках т. н. потребительского подхода. Не существовало исследований, которые могли бы сформулировать методологию раскрытия исторического содержания в гимнографическихпамятниках.

В представляемаой диссертации предлагается должная историческаяметодология, которая способствует раскрытия актуального исторического содержания гимнографических текстов.Следующие проблемы тесно связанные с историзмом – проблема континуитета христианской и византийской гимнографии. Прерывность (при вынужденном признании известной связи) византийский гимнографии с доникейской являлась общим местом работ по византийской гимнографии, начиная с трудов девятнадцатого века – Маи, Криста-Параникаса118, Буви119 и т.д. Особо акцентироваласьсложность строфики, богатство лексики, сложность богословского содержаниявизантийской гимнографии, однако зачастую упускалось из вида, что основы триадологической,христологическойимистагогическойпроблематикихри-стианского богословия закладывались в доникейский период.

Более того, общественная проблематика византийской гимнографии, в частности союза Церкви иИмперии также заложена в доникейском богословии, в частности в трудах св. Ме118119Сhrist W. Paranikas K. Antologia Graeca carminum Christianorum. Lipsiae: Тeubneri, 1871.Bouvy. R. Poetes et Melodes. Nimes, 1886.34литона Сардийского. Соответственно, это не могло пройти мимо доникейскойгимнографии. И соотвественно, мы можем постулировать континуитет доникейской и византийской гимнографии.Следующая проблема, связанная с историзмом – глубина гимнографическоготекста и в частности его исторического содержания. Ряд исследователей считалигимнографические тексты вторичными по отношению к гомилетике и, соответственно, риторически украшенными, но малосодержательными.

В нашем исследовании мы показываем, что и это далеко не так, что зависимость еще не означаетповерхностности. Напротив, культура цитаты и центона способствовала тому, чтоэлементы, заимствованные из патристических произведений (в т.ч. из гомилетических) облекались новыми смыслами, в т.ч. актуальной исторической информацией, в которой цитирование превосходит смысл изначального текста. Как мы покажем ниже, часто гимнографические тексты по своей догматической глубине,емкости и четкости превосходят прозаические патристические тексты – трактатыи гомилии.

Временами они передают очень тонкие оттенки смысла120.В связи с этими общими проблемами ставится ряд частных.Во-первых, это проблема христианской империи, ее истоков и перспективы. Вчастности, ставится проблема «имперского хилиазма», а также ромейского патриотизма.Во-вторых это проблема катастрофизма, как природного, так и социального.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5193
Авторов
на СтудИзбе
434
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее