Диссертация (Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии". PDF-файл из архива "Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Chevetogne, 1930.Eὐστρατιάδης. Σ. Θεοτοκάριον. Ἀγιορητική βιβλιοθήκη. Τ.7-8. Θεσσαλονίκη, 1931.59Eὐστρατιάδης. Σ. Χριστός ἐν τῇ Βυζαντινῇ ὑμνογραφίᾳ. Ἀθῆναι, 193060Eὐστρατιάδης. Σ. Θεοτόκος ἐν τῇ Βυζαντινῇ ὑμνογραφίᾳ , 1930.61Cappyins A. Le Triodion. Rome, 1932.62Baumstark A. Liturgie comparée. Paris, 1938. Английское издание с дополнениями - Comparativeliturgy. ─ Oxford, 1953.63Baumstark A. Nocturna Laus. - Münster, 1957.205758В начале тридцатых годов выходит работа Хейминга «Сирийские эньяне игреческие каноны»64, в которой высказывается теория происхождения сирийскихeniane и греческих канонов из общего палестинского источника.В 1949 году немецкий ученый Шнейдер публикует свою работу побиблейским песням65, до сих пор остающейся классической.
Труд Шнейдераимеет важное значение для установления литургической основы канона. Наоснове обширного исторического материала автор приходит к выводу о том, чтосовременная последовательность библейских песен устанавливается к шестомувеку, самыми употребительными библейскими песнями в церковной традициибыли первая песнь Моисея, песнь Ионы и песнь триех отроков, и родинойбиблейских песен как элемента богослужения явилась пасхальная служба.Пятидесятые-семидесятыегоды–времясозданияистановлениялитургической школы отца Хуана Матеоса, В своей научной деятельности онуделял большое внимание истории всенощного бдения на Христианском Востоке,а также гимнографическим элементам в бдении, и посвятил этим проблемамцелый ряд работ: «Лелья-Сапра»66, «Соборное бдение по Эгерии»67, «Некоторыепроблемы византийской утрени»68, «Неизданный часослов Лавры СвятогоСаввы»69. В своих трудах, прежде всего связанных с сирийским материалом, о.Хуан Матеос пришел к выводу о том, что литургическая основа для прототипаканона формируется уже в четвертом веке на основе песни триех отроков и канонначинается с простых припевов к песни отроков, которые затем «утяжеляются» иувеличиваются,истановятсяцелымистрофами.Этотпутьявляетсямагистральным для создания канона.64Heiming O.
Syrische eniane und Griechische Kanonen. - Münster, 1932.Schneider H. Die biblischen Oden seit dem 6 Jh. // Biblica. 1949. T. 30.66Mateos J. Lelya-Sapra. Essai d'interpretation des matines chaldeenes // OCA. Roma, 1959. T.156.67Mateos J. La vigile cathedrale chez Egerie // OCP. Roma, 1961. Vol. 27. P.281-312.68Mateos J. Quelques problemes de l’Orthros byzantin // Proche Orient Chretien. 1961.
Vol. 11.69Mateos J. Un Horologion inedit de Saint Sabbas Le Codex sinaitique grec 863 (IX siecle) / MelangesEugene Tisserant. Citta del Vaticano.1963. Vol.III / Studi e Testi, 223.2165В числе учеников о. Хуана Матеоса особо следует выделить ГабриэлуВинклер, которая в течение многих лет изучает историю всенощного бденияАрмянской Церкви70. Особого внимания заслуживают ее выводы о исконнойсвязи библейских песен с ветхозаветными чтениями, о наличии 3 библейскихпесен в ночном богослужении IV века, а также – ее наблюдения над сериейтропарей на «Благословите» службы в «явлении мироносиц» и предположения,что этот ряд тропарей восходит к IV веку.На тридцатые-семидесятые годы XX века приходится ἀκμή деятельностизнаменитого исследователя византийской гимнографии Эгона Веллеша.
Особоевнимание в своих работах он уделял связям кондака и канона 71, развивая идоказывая традиционную точку зрения о вторичности канона по отношению ккондаку и о зависимости от него. Веллеш много занимался метрикой канонов и ихисполнением, их музыкальными текстами72. Результаты своих исследований онобобщил в своей фундаментальной работе «История Византийской музыки игимнографии»73.
Эта книга до сих пор сохраняет свое значение, как обобщающийтруд по истории Византийской гимнографии.Через четыре года после выхода в свет труда Веллеша появляетя работаНиколая Томадакиса «Византийская гимнография и поэзия» 74. Проблемы историиканона занимают в ней достаточно скромное место и в этой книге рассмотреналишь ранняя история канона, то есть – творчество Андрея Критского и ИоаннаДамаскина. Однако эта работа весьма значима для исследования метрики и стиляранних канонов.70Winkler G. The Armenian night office II: The Unit of Psalmody, Canticles and Hymns with ParticularEmphasis on the Origin and Early Evolution of Armenian Hymnography // Revue des EtudesArmeniens.
1983. Vol.17.71Wellesz E. Kontakion and Kanon // Atti del Congress Internazionale di Musica Sacra Rome, 1951.Paris 1952. Эта же линия прослеживается в работах Томадакиса - см, например - Tomadakes N.Pourquoi nous sommes passés de kontakion au kanon?// Studi Bizantini e Neoellinici. Roma, 1953. T.7.72Cм.
Wellesz E. The poetical Forms of Byzantine Hymnography // New Oxford History of Music.Oxford, 1954.73Wellesz E. A history of Byzantine music and hymnography. Oxford, 1961.74Τομαδάκης N. Βυζαντινηὸ ὑμνογραφία και ὸ ποίησις. Θεσσαλονίκη, 1965.22В тридцатые-шестидесятые годы ХХ в. в Дании создается школаисследователейВизантийскойгимнографии,котораяотмеченаособымизаслугами в исследовании канона, в особенности, ирмосов и ирмология, каклитургической книги.
Еще в 1936 году один из самых знаменитых ученых этойшколы Иорген Рэстед опубликовал ирмологий Лавры св. Саввы75. В 1951 году подредакцией Карстена Хёга на основе ряда греческих рукописей X-XI векапубликуется «Ирмологий»76.В пятидесятые-шестидесятые годы начинаются интенсивные исследованияне только греческого, но и славянского ирмология. Начало было положенопубликацией Хиландарского ирмология77. В исследовании славянского ирмологияособеннозначительнызаслугивеликогосербскогоученогоМилошаВелимировича. В своей работе «Византийские элементы в ранних Славянскихпеснопениях»78 он подробно рассматривает древнейшую историю славянскогоирмология и переводов канонов на древнеславянский язык, показывает связиславянского мира с Палестиной и с Лаврой Св.
Саввы, которые проявляются вобщности построения святосавского ирмология и древнейших славянскихирмологиев по принципу Ode Order (порядок ирмосов согласно библейскимпесням). В 1973 году Велимирович обобщает свои наблюдения над греческими иславянскими текстами ирмосов в работе «Византийский ирмос и ирмологий»79.75Hirmologium Sabbaiticum. Codex Monasterii S.Sabbae 83 / Ed.
Raasted J. // Monumenta MusicaeByzantinae. Cobenhaven, 1936. T.3.76The Hymns of Heirmologium. Part I / Transcribed by Aglaia Ayutanti and Maria Stohr, Revised andannotated by Carsten Hoeg. - Copenhague, 1952. Monumenta Musicae Byzantinae. Transcripta.Vol.VI.77Fragmenta Chiliandarica palaeoslavica, praefatus est Roman Jakobson. B. Hirmologium. Codexmonasterii Chiliandarici 308. Monumenta Musicae Byzantinae. Copenhagen, 1957.
Vol.V78Velimirovic M. Byzantine Elements in Early Slavic Chant//Monumenta Musicae Byzantinae.Subsidia. Copenhagen, 1960.79Velimirovic M. The Byzantine Heirmos and Heirmologion // Gattungen der Music inEinzeldarstellungen. Gedenkschrift Leo Schrade. Munchen, 1973.23Ирмосом и ирмологием также занимался Иосиф Широ 80.
Однако егоосновная заслуга состоит в издании многотомного собрания южноиталийскихканонов в сборнике Analecta Hymnica Grаeca 81. Иосифу Широ удалось собратьблестящий коллектив таких ученых, как Ада Дебиаси Гонзаето, АугустаАккончиа Лонго, Афанасиос Коминис, Евтихиос Томадакис, Алкестис Пройу ит.д. Издание столь обширной антологии заняло всего 14 лет, при том что в 12томах заключены каноны почти на каждый день года. В этом изданииопубликован ряд неизвестных архаических канонов, ряд которых имеет вторуюпеснь и возможно связаны не только с южноиталийской гимнографическойтрадицией, но также и палестинской.
Автором некоторых канонов является св,Андрей Критский, а возможно некоторые из них – древнее преп. Андрея82.Среди других итальянских исследователей византийской гимнографииследует особо выделить Энрику Фольери, которая в 1961-65 опубликовалауникальный справочник – Initia hymnorum Graecorum83, содержащий начала(инципиты) всех опубликованных на 1960 год византийских гимнов, кондаков,стихир, тропарей, ирмосов. Для исследователей канонов справочник Фольериявляется незаменимым пособием, так как в нем даны начала всех тропарей всехопубликованных канонов, (к сожалению, за последние пятьдесят лет этотсправочник несколько устарел)84.Целой эпохой в исследовании византийской гимнографии являются трудызамечательного ученого Гродидье де Матона.