Диссертация (Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии". PDF-файл из архива "Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Содержит 5 полныхгимнов Романа и 39 фрагментов.8.Patmiacus 212 (P). XI век. 288 листов. Содержит 33 полных и 2фрагментированных кондака Романа9. Patmiacus 213. (Q). XI в. 153 лист.. Содержит 45 полных кондаков и одногофрагмента. Патмосские рукописи являются ключевыми для издания и изучениятекстов Романав. Италийские рукописи.10. Corsinianus 366 (C). XI в.
163 листа. Содержит 23 полных кондака,подписаных именем Романа и 13 фрагментов,11. Taurinensis 189 (anc. B. IV 34). XI в. 194 листа. Содержит 7 полных кондаков и19 фрагментов.12. Vindoboniensis Suppl. gr. 96 (V) XII в. 173 лист.Изкондаковпреп.РоманаСладкопевцапреимущественнобылииспользованы «Кондак на землетрясение и пожар», «Кондак на десять дев»,«Кондак на второе пришествие», «На Иосифа», «На Илию», «На монашескуюжизнь» и ряд других.
Историческая ценность их неравномерна. Наиболее ценнымпредставляется кондак «На землетрясение и пожар» (№ 54), который проливает6принципиальноинойсветнавосстаниеНикаиобстоятельства,предшествовавшие ему. Интересную информацию об апостольской географиипредставляет кондак «На Пятидесятницу». (см ниже). Кондаки «На десять дев»,«На второе пришествие» дают представление о землетрясениях шестого века ивосприятии их византийцами.Кондак на Иуду предателя, Кондак на Иосифа,Кондак на пророка Илию, «На жизнь монашескую» проливают свет напредставления византийцев о праве и обществе.Кондак «На освящение Святой Софии», по-видимому не принадлежащийпреп. Роману, предоставляет нам важные и, зачастую уникальные сведения овосстановлении храма святой Софии аи о ее восприятии верующим народомКонстантинополя.
Особое значение для работы имеет Акафист, который взначительной мере, хотя и не весь, возможно был написан преп. РоманомСладкопевцем. Акафист важен не только для истории догматики, но и длявоенной тематики, а также для истории культуры. В целом кондаки являютсяценным нарративным источником, т. к.
представляют собой повествовательнуютрадицию в гимнографии.Помимо кондаков, важным источником являются стихиры и каноны КосмыМаиумского8 (650-760), Андрея Критского, Иоанна Дамаскина, Георгия, ФеодораСтудита, Иосифа Гимнографа и ряда других византийских поэтов, чьи творениявошли в современный богослужебный корпус. Их произведения рассеяны по рядуизданийибогослужебныхкнигтаких,какМинея,Триодь,Октоих,Пентекостарий9. К сожалению, за исключением канонов, сохранившихся витальянских рукописях и изданных в Analecta Hymnica Graeca, а также рядаканонов Триоди, изданных Евтихием Томадакисом10 и отдельных канонов святым,8910Ряд канонов опубликован по нескольким рукописям в Anthologia Graeca carminumChristianorum /ed.
W.Christ, K.Paranikas. Lipsiae, 1871.Библиографию изданий см. Follieri. Initia hymnorum Graecorum. T.1-5. Roma, 1960-65.Τομαδάκης Ε. Ἆισματα τοῦ Τριῳδίου. Ἀθῆναι, 19957большинство гимнографического корпуса не имеет критического издания. Болеетого, ряд канонов до сих пор находится в рукописях и не изданы.Необходимодальнейшееисследованиерукописнойтрадициигимнографических памятников и, в частности, канонов. В научный обиход авторвводит ряд новых рукописей – РНБ Греч.7, РНБ Греч. 8, РНБ Греч. 41, РНБ Греч89, РНБ Греч. 227, БАН. Дмитриевский 25, БАН Р.А.И.К.
109, синайскиерукописи – МГ 5 (VIII-IX в.), Sin. Graecus 637, парижская рукопись -ParisinusGraecus1566.Помимо кондаков ценными гимнографическими источниками являютсяканоны. Это – каноны св. Андрея Критского (прежде всего Великий канон),Иоанна Дамаскина (канон на Благовещение, ямбический канон на Пятидесятницу,на Успение), Космы Маиумского (на Рождество, на Крещение, на ВеликийЧетверг, на Успение), Феодора Студита (в Неделю Страшного Суда), которыеявляются отражением и, в то же время, развитием православного богословия, вт.ч.
и важных для общества тем. Однако, они важны не только этим, но иотражением актуальной исторической информацией. Прежде всего это касаетсяканонов, посвященных святым императорам – Константину и Никифору, затем –неизвестным службам святым, таким как свят. Николай Мирликийский.Новым словом в работе является введение в научный оборот неизданных текстов.Прежде всего это канон св. императору Константину, написанный Иоанном.Подготовленокритическоеизданиенаоснованиисинайскихрукописейунциальной рукописи VIII-IX в.
МГ 5 и минускульной cинайской рукописиSinaiticus.Graecus 637. Затем в широкий научный оборот вводится службасвятителю Николаю, содержащаяся в рукописи Российской НациональнойБиблиотеки РНБ Греч. 89. Эта служба обладает целым рядом существенныхотличий по сравнению с другими известными последованиями, посвященнымиМир Ликийскому святителю, она отличается развитой библейской типологией и в8ней ставится особый акцент на посмертных чудесах святого, в частности –мироточении.Как полагаем, для исторической филологической и литургической науки,прежде всего русской, представляет интерес введение в широкий научный оборотгрузинского материала из Иадгари первой редакции – службы св. Або, службыУспения Пресвятой Богородицы и т.д., которые были до этого достоянием узкогокруга картвелологов и оставались закрытыми для большинства литургистов иисториков.
То же касается и службы 2 мая, посвященную явлению Креста на небев Иерусалиме, впервые зафиксированную в Иадгари.Каноны и стихиры дают весьма интересную информацию как по событийнойистории, в особенности в том, что касается песнопений, посвященных отдельнымсвятым, так и в отражении правовых, общественных и культурных реалий.Автор привлекает также нарративные источники – «Историю войн» ПрокопияКесарийского, в особенности «О персидской войне»11 и его трактат «Опостройках»12. Среди византинистов существуют разные суждения относительноПрокопия как историка: одни исследователи полностью полагаются на егоинформацию, другие относятся к нему с известным недоверием, ставя ему вупрек с одной стороны гиперсервилизм трактата «О постройках», а с другойстороны – ядовитые и фантастические инвективы в адрес Юстиниана из «Тайнойистории»13.
На наш взгляд, истина лежит посередине и в целом, там где Прокопийне увлечен своим задетым самолюбием и не стремится выслужиться либо передимператором, либо перед сенатской оппозицией, на его сведения можнополагаться, естественно проверяя их из других источников, таких, как «О111213Procopius Caesariensis. De bellis, ed. G. Wirth (post J. Haury), Procopii Caesariensis opera omnia,vols. 1-2. Leipzig: Teubner, 1:1962.Lib. 1-2 = De bello Persico, lib.
1-2. 24, 1-44.Procopius. De aedificiis (lib. 1-6), ed. G. Wirth (post J. Haury), ProcopiiCaesariensis operaomnia, vol. 4. Leipzig: Teubner, 1964: 1, 5-186.См. в частности Курбатов Г.Л. Прокопий. Византийские портреты. Л., 1980. С. 100.-120.9магистратах» Иоанна Лида14.
«Историю» Псевдо-Захарии15, фрагменты КомитаМарцеллина и т. д.Большоезначениедлявизантийскойисторииимеютхроникиихронографии, начиная с «Хронографии» Иоанна Малалы (VI в)16. Следуетотметить большую беспристрастность Малалы по сравнению с Прокопием и егоширокий кругозор, а также историософскую глубину его построений. Менееинформативной является «Пасхальная хроника» (VII в.)17, однако некоторые еечасти, такие как «Акты Калоподия, представляют несомненную ценность.Наконец, «Хронография» Феофана Исповедника (+814) 18 в ряде случаев содержитуникальные сведения по истории Византии, особенно в том, что касается«Темных веков» – VII-VIII в. Следует также упомянуть Бревиарий Никифора,который связан с традицией Феофана Исповедника, отчасти представляетсамобытную линию в византийской историографии и освещает ряд фактов,неизвестных Феофану19.В диссертации также использовался текст «Жизнеопиисания византийскихцарей» или «Продолжателя Феофана», которое освещает историю Византии с 815по959г.Вхронографическогозначительнойпринципамереи«Продолжатель»основываетсянаотказываетсяантичномотпринципебиографии20.
Далеко не вся информация, сообщаемая им, может считатьсянадежной, поскольку текст создавался в кругах Константина Багрянородного иобслуживал связанный с ним династический и политический заказ. Так,Продолжатель Феофана явно демонизирует Михаила III, представляя его повесой,14151617181920Joannes Laurentius Lydus. De magistratibus populi Romani /ed. A.C. Bandy // Ioannes Lydus. Onpowers or the magistracies of the Roman state. Philadelphia: American Philosophical Society, 1983.P.
70-71.Zacharias Rhetor. Die so-genannte Kirchengeschichte / Ed. Ahrens K. Krueger. Leipzig, 1889.Joannes Malala. Chronographia /ed. L. Dindorf. Bonnae, 1831. P.473-477.Сhronikon Paschale. P. 620-629. ed. L. Dindorf. Bonnae, 1832.Theophanes. Chronographia. /ed. C. de Boor. Lipsiae: Teubneri, 1882. P. 181-186.Чичуров И.С. Хронография Феофана Исповедника и Бревиарий Никифора. М. Наука, 1980.Любарский Я.Н. Жизнеописания византийских царей. Спб: Наука, 1992.10пьяницей и безумцем на престоле, каковым он скорее всего не был.
И,однако,Продолжатель закрывает ряд лакун в наших знаниях о жизни Византии IX-X в. иявляется важным источником по военной, политической и, отчасти, социальнойистории Византии.Эпоха императоров Никифора, Иоанна Цимисхия и Василия Болгаробойцыотражена в «Истории» Льва Диакона, которая является достаточно надежным иинформативным источником, особенно в том, что касается военной историиВизантии Х в. Он ценен также объективным портретом императора Никифора,особенно важным для нас в связи с изучаемым каноном.В работе используются также Хронику XI в. Георгия Кедрина21. «Историю».Иоанна Зонары.Из житийных памятников используется мученические акты, самый раннийиз которых – Мученичество Поликарпа Смирнского «Житие преп.
АвксентияВифинского», «Деяния св. апостола Андрея»22, различные версии Житиясвятителя Николая, из которых самая древняя и надежная – Житие, написанноеархимандритом Михаилом около 800 года,, наконец – житие Або Тбилисского,созданное почти сразу после его мученической кончины в 785 году.Из источников по истории догматической мысли в значительной мереиспользуется гомилетический материал, в особенности – Три слова ИоаннаДамаскина на Успение, проповеди Григория Богослова на Рождество, Пасху,Богоявление. Далее, значительный интерес представляют экзегетические текстысв.