Диссертация (Суд, право и правосудие у чеченцев и ингушей (ХVIII–ХХ вв.)), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Суд, право и правосудие у чеченцев и ингушей (ХVIII–ХХ вв.)". PDF-файл из архива "Суд, право и правосудие у чеченцев и ингушей (ХVIII–ХХ вв.)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "юриспруденция" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора юридических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Правовые обычаи чеченцев и ингушей отличались единствомпринципов. Вместе с тем, существовали специфические особенности, вчастности множественность субъектов, неразработанность видов доказательств.Изучение норм и принципов обычного права чеченцев приводит к выводу отом, что их лейтмотивом не была лишь идея «око за око», о которойвысказываются многие исследователи. Обычно-правовая система чеченцев иингушей носила упредительный характер и предостерегала от самогонамерения совершения преступления, при этом право чеченцев и ингушейпредполагало и процедуру примирения без осуществления наказания занекоторые преступления. Обозначена высокая роль адатско-шариатских нормпри урегулировании конфликтов в Чечне и Ингушетии на различныхисторических этапах, в том числе и на современном этапе.3.
Право чеченцев и ингушей не являлось неизменным в процессеэволюционного развития. Несмотря на отсутствие фиксированной письменнойкодификации, оно сохранилось не только благодаря преемственности, но иумению адаптироваться в соответствии с тенденциями времени. Адаты,регламентировавшие правосудие, характеризовались преимущественно устнымхарактером процесса, партикуляризмом, неразвитостью многих правовыхинститутов. Процесс носил обвинительно-состязательный характер.
Полностьюне сформировался институт подсудности. На каждом уровне общественнополитической организации чеченцев и ингушей действовали свои суды(тукхума, тайпа, некъи).В научныйоборотвводятся национальныеопределения суда (кхел), права (бакъо), наказания (таIзар).164. На примере мало изученного древнего чеченского и ингушскогоинститута Мехк-Кхел (Верховного Суда страны) обоснована существовавшаядревняя судебно-правовая организация у данных народов. Исследованаструктура,составиполномочияданногооргана.Обозначенаегопринадлежность как верховного судебного органа.5.
В доисламский период развития Чечни и Ингушетии дела в Мехк-Кхелерассматривались по обычному праву. После принятия ислама нормы обычногоправа и шариата тесно переплетаются и взаимодействуют между собой.Автором установлено, что после принятия ислама чеченцы и ингушигражданско-правовые вопросы решали на основе шариата, а уголовныепреступления–наосновеадата. Обозначенаспецифическаямодельтрадиционного ислама, которая прошла многовековую историю развития иукрепленияввайнахскомобществеподвоздействиемсуфизма,функционирующего в виде двух тарикатов – накшбандийа и кадырийа.6. Основные правовые отношения по шариату у чеченцев и ингушейпроявляются на примере регулирования брачно-семейных отношений, а такжепреступлений на почве кровной мести (чIир).
Автором установлено, что поадатской правовой системе чеченцев и ингушей эти преступления неклассифицировались на преднамеренные и неумышленные, до установлениявины и наказания виновного ответственность за совершенное деяние(преступление) лежала на всех членах тайпа. Шариат, в отличие от адата,унифицировал систему отправления правосудия. Если же при адатскойправовой системе в тех или иных областях Чечни и Ингушетии существовалипартикулярные адаты, то с принятием ислама шариатское судопроизводствостало единым для всех представителей чеченского общества, поскольку недавало, в отличие от адатской системы судопроизводства, права широкоготолкования.7. Чеченцы стремились к скорейшему утверждению ислама, но при этомочень медленно переходили на шариатскую судебно-правовую систему,17пытаясь оставить адат там, где это не противоречило бы шариату. С начала 30-хгг.
XIX в. благодаря имаму Шамилю было создано единое государство Имамат,объединившее народы Чечни и Дагестана. В это время произошла унификациясудебно-административного управления Чечни. Шариатская судебная системаИмамата Шамиля в ХIХ в. способствовала консолидации горских обществ вединое государственное образование, привела к ликвидации правовогопартикуляризма,способствоваларазвитиюгражданскогоиуголовногосудопроизводства. Были усовершенствованы система и виды наказаний.Негативным результатом судебной реформы имама Шамиля было упразднениедревнего чеченского суда Мехк-Кхела.8. Взаимоотношение обычного и позитивного права в контекстесоотношения политико-правовых систем России и вайнахов, с одной стороны,характеризуется унифицированием правовых обычаев и использованием ихвместе с нормами позитивного права, с другой стороны – противостояниемдвух правовых систем ввиду того, что адатское и шариатское право длительноевремя были господствующими системами права в Чечне и Ингушетии.
По мереукрепления российской власти наблюдается существенное влияние российскогоправа на правовую культуру чеченцев и ингушей. Наиболее ярким примеромэтого является учреждение в крепости Грозная специального управления и суда«Мехкеме Чачани» (1852 г.) по аналогии с Мехк-Кхелом.9. Своеобразие судебной системы в период падения Имамата Шамилязаключается в том, что на территории Чечни смешанно функционировали триправовые системы – адатская, шариатская и российская. С укреплениемпозиций царской России на Северном Кавказе происходит процесс образованияокружных судов, которые вобрали в себя как нормы обычного адата, так ишариатского права, но с учетом позиций российского законодательства. Послеразделения Терской области в военном и административном отношениях в 1862г. произошли изменения как в целом в системе судопроизводства, так и вправилах выбора членов народных судов.
Результаты Судебной реформы 186418г. для Терской области (на территории которой проживали чеченцы и ингуши)не привели к введению таких институтов, как адвокатура и суд присяжныхзаседателей.10. Систематизация и инкорпорация систем права и судебных органовчеченцев и ингушей в законодательство и имперскую юстицию Россиивыражены следующим образом. Судебная система на Северном Кавказе впериод конца XVIII в.
носила по своей сути компромиссный характер.Первоначально вопрос институционализации был вынужденным факторомсдерживания, который входил в общую политику России в отношении горцевСеверного Кавказа. Однако в конечном результате институционализацияприобрела качественно иной характер, став из вынужденной меры достаточноэффективным и мощным регулятором общественно-правовых отношений врегионе. Таким образом, на Северном Кавказе проявляется плюрализмправовой системы.11. В 60–70-х гг. XIX в. в Чечне царская администрация столкнулась ссерьезнымикадровымипроблемами–отсутствиепрофессиональныхпереводчиков, слабый профессиональный уровень судей.
На этом фоне весьмажесткий характер носила система наказаний, в частности практиковаласьсмертная казнь через повешение, увеличилось общее число арестантов икаторжников.12. После установления советской власти в 1918 г. шариатские судыоткрылись во всех крупных северокавказских городах с мусульманскимнаселением – Владикавказе, Грозном, Нальчике, Темир-Хан-Шуре. Как и дореволюции, в 20-е гг. ХХ в. характерной особенностью Северного Кавказаявлялся правовой плюрализм. Судебная система на территории современныхЧечни и Ингушетии в рассматриваемый период носила двойственный характер,где шариатское судопроизводство на переходном этапе отчасти играло дажедоминирующую роль, но позже эта тенденция начала стремительно меняться.Процесс национально-государственного строительства на Северном Кавказе19условно можно разделить на 4 этапа.
Образование Терской АвтономнойСоветскойРеспубликиявилосьпервымэтапомновогонационально-государственного строительства; создание Горской АССР – второй этапданного строительства; образование отдельных национальных автономий(областей) – третий этап такого строительства; четвертый этап характеризуетсясозданием автономных республик, в частности Чечено-Ингушской АвтономнойСоветской Социалистической Республики (ЧИАССР).13. С восстановлением ЧИАССР в 1957 г. начался новый этап развитиясудебнойсистемыреспублики,вчастностиактивноформируютсянациональные кадры для судов республики. Структура судебной системыЧИАССР соответствовала структуре других автономных республик.
Наравне ссоветскими народными судами в республике практически в каждом районеЧечни и Ингушетии действовали кхелы (суды), в состав которых входилиавторитетные представители тайпов, в основном люди преклонного возраста. Внекоторых случаях на местах партийные руководители из лиц чеченской иингушской национальности не препятствовали осуществлению адатскогоправосудия, если речь шла, к примеру, о примирении кровников, и сами,вопреки всему, участвовали в урегулировании данных конфликтов.14.
Конец ХX в. для Чечено-Ингушетии ознаменовался распадом наЧеченскую Республику, взявшую курс на суверенитет и независимость, иРеспублику Ингушетия, вошедшую в состав Российской Федерации. В начале90-х гг. в Чечне происходит слом позитивной правовой системы и федеральнойюстиции,Ингушетияразвиваетсявсоответствиисфедеральнымзаконодательством. Судебная система в годы правления генерала Д. Дудаева(1991–1995 гг.) носила лишь представительский характер, большинстворешений по гражданским делам и приговоров по уголовным делампринималось под контролем режима. Нормативно-правовое регулирование наначальном этапе осуществлялось на основе принятых еще в советский периодвремени законов. Период характеризуется трансплантацией экзогенных20религиозно-правовых форм и институтов в управление и судопроизводство.Слом и разрушение духовных ценностей под воздействием негативныхпроцессов способствовали расширению сфер влияния маргинализированнойчасти общества и снятию всех морально-волевых запретов, что неизбежноприводило к беззаконию и вседозволенности.15.
Руководством Ичкерии (1996–1999 гг.) был принят ряд нормативноправовых актов, которые в корне изменили судебно-правовую системуЧеченской Республики Ичкерия, переведя ее светскую основу в шариатскую.Произведенный анализ и хронологическая реконструкция законодательстваИчкериивыявилипротиворечивостьнормативно-правовойбазы,регулировавшей деятельность шариатских судов. Шариатские судьи вбольшинстве своем не имели необходимого теологического образования.Шариатская судебная система характеризуется частой сменой судейскогокорпуса, процессуальной неразработанностью, сказывающейся на слаженностии общем профессионализме, что способствовало выработке устойчивогонедоверия у населения к деятельности судебной системы в ЧеченскойРеспублике Ичкерия 1996–1999 гг.16. Восстановление федерального конституционного правового порядка исудебной системы в Чеченской Республике проходило в сложных условияхбоевых действий в рамках введенного режима контртеррористическойоперации.Несмотрянавосстановлениефедеральнойсудебно-правовойсистемы, в Чеченской Республике наблюдается сильное влияние адата ишариата.Научнаяновизнаисследования.Даннаяработапредставляетобстоятельное исследование суда и права чеченцев и ингушей на различныхисторических этапах.Новизна диссертационного исследования определяется в конкретныхтеоретическихпредложениях,вкоторыхотмечаетсявозможностьэффективного использования опыта прошлого при осуществлении судебного21реформирования на современном этапе не только в Чеченской Республике, но ив Северо-Кавказском федеральном округе.
В результате проведенного анализатеоретических и нормативных источников, а также материалов эмпирическогохарактера автором высказываются рекомендации, применение которых вправотворческой и правоприменительной деятельности будет способствоватьдальнейшему положительному развитию судебной власти в ЧеченскойРеспублике. Высказываются практические предложения по использованиюадатско-шариатских норм в третейском судопроизводстве как инструментов,направленных на взаимодействие с позитивной системой права и правосудия.Данная работа носит междисциплинарный характер и учитывает, помимоюридических, исторические и этноправовые аспекты опыта правового развитиячеченцев и ингушей.Непосредственнаянаучнаяновизнадиссертационногоисследованиязаключается в следующем:- сформулированы теоретико-методологические характеристики права исуда у чеченцев и ингушей в контексте различных концепций правопонимания;- представлены особенности системных параметров обычного права,шариата, российского (имперского) и советского права в правопониманиичеченцев и ингушей;- выделены модели адатского и шариатского права и суда, существовавшиеучеченцевиингушей,реконструированыпроцессывозникновения,функционирования и развития судебной системы на основе плюралистическихправовых систем;- определена структурно-функциональная основа адатской и шариатскойсистем права чеченцев и ингушей;- выявлены закономерности и особенности векторов развития правовойкультуры чеченцев и ингушей в различные исторические эпохи;- осуществлен системный анализ источников обычного права чеченцев иингушей, мусульманского права;22-установленыполитико-правовыеособенностифункционированияорганов судебной системы в советский период;- на основе новейших источников представлен объективный анализпроцессов и факторов, способствовавших слому федеральной судебноправовой системы в Чеченской Республике в 1991–1999 гг.