Резюме (Симеон Полоцкий - первый придворный писатель практика создания образцовых текстов)

PDF-файл Резюме (Симеон Полоцкий - первый придворный писатель практика создания образцовых текстов) Филология (41907): Диссертация - Аспирантура и докторантураРезюме (Симеон Полоцкий - первый придворный писатель практика создания образцовых текстов) - PDF (41907) - СтудИзба2019-05-20СтудИзба

Описание файла

Файл "Резюме" внутри архива находится в папке "Симеон Полоцкий - первый придворный писатель практика создания образцовых текстов". PDF-файл из архива "Симеон Полоцкий - первый придворный писатель практика создания образцовых текстов", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст из PDF

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»»На правах рукописиПреображенская Анастасия АлександровнаПЕРВЫЙ ПРИДВОРНЫЙ ПОЭТ СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ: ЯЗЫКОВАЯЛИЧНОСТЬ В РАЗНЫХ ТЕКСТОВЫХ ЖАНРАХРезюмедиссертации на соискание ученой степеникандидата филологических наук НИУ ВШЭНаучные руководители:кандидат филологических наук,доцент Литвина А.

Ф.кандидат исторических наук,доцент Лаврентьев А. В.Москва 2018ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫОдним из наиболее ярких и известных проводников западной традициипри дворе московских царей во второй половине XVII в. был первыйпридворный поэт и проповедник Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович,известный под именем Симеона Полоцкого (1629–1680). В 1664 году, присодействии окольничего Федора Михайловича Ртищева Симеон оказался вМоскве.

Его положение при царском дворе было во многом уникальным.Полностью находясь на царском содержании, он был фактически первымрусским литератором, получавшим деньги за свой литературный труд; первымрусским придворным проповедником, произносившим и издававшим своисобственныепроповеди;первымчастнымлицомневысокогостатуса,управляющим типографией, подчинявшейся фактически только ему.Во время правления царя Алексея Михайловича, а затем и его сынаФедора Алексеевича при царском дворе и среди светской и церковной элитыактивно развивалась мода на европейский образ жизни. Переселившись вМоскву, образованный на западный манер Симеон оказался в нужное время внужном месте — его таланты отвечали потребностям и запросам царскогодвора, что и позволило ему занять такое уникальное положение в русскомфеодальном обществе второй половины XVII в.Симеон оставил после себя значительный корпус сочинений, центральноеместо в котором занимают разнообразные стихотворные сочинения.

Его перутакже принадлежит несколько пьес, написанных для придворного театра, рядораторских произведений, около двухсот сочинений эпистолярного жанра,повести, богословские трактаты и катехизисы, а также проповеди и духовныеграмоты.Актуальность диссертационного исследования. Наше диссертационноеисследование посвящено двум типам симеоновских текстов — проповедям идуховным грамотам, как наиболее любопытным с точки зрения авторскойработысинокультурнойлитературной2традицией.Западноевропейскаяпроповедь XVI в., а также польская барочная проповедь XVII в., на которыеопирался Симеон, в отличие от средневековых гомилий, все большестановились текстами индивидуальным, отражающим личность проповедника иего мировоззрение.Положение проповедей Симеона в литературном процессе допетровскогои петровского времени весьма любопытно.

«Обед душевный» (1681) и «Вечерядушевная» (1683) стали переходным звеном между русской средневековойкнижностью и литературной Нового времени. Его поучения должны былиодновременно решать две, во многом взаимоисключающие, задачи: с однойстороны, соответствовать православным традициям, с другой — отвечатьпридворным вкусам и моде на все европейское и в частности — польское.«Обед» и «Вечеря» несомненно демонстрируют высокое мастерствоСимеона как проповедника и литератора: его начитанность и эрудицию, умениеработать с чужим текстом и адаптировать его под конкретные реалии.Структурная организация составленных им сборников говорит о егосамостоятельности как автора — налицо не копирование и механическийперевод инокультурных и иноязычных текстов, но высокая степень авторскойпереработки и переосмысления существующих проповеднических традиций.Второй тип текстов, к которым мы обращались, это духовные грамоты,составленные Симеоном для себя и для пяти заказчиков. Московские духовныеграмоты раннего Нового времени представляют собой ценный источник дляисследованияфилологическихаспектов—формированияжанровиформуляров, влияния инокультруных традиций и т.

д. Духовные грамотыСимеона — это не только и не столько нотариальный акт, но и литературноепроизведение, в связи с чем извлекаемые из них сведения нуждаются втщательной интерпретации с учетом правил литературного этикета и «обычая».На фоне московских духовных грамот указанного периода составленныеСимеоном завещания выделяются своим формуляром, объединяющим впространстве одного текста характерные для церковных иерархов поучения и3подробнуюраспорядительнуючасть.Подобныйформуляротчетливопрочитывается как инокультурное заимствование и нуждается в подробномисследовании и комментировании.Новизна нашего диссертационного исследования заключается в том, чтопроповеднические сборники «Обед» и «Вечеря» Симеона была впервыеисследованы комплексно, как единое целое: была изучена структура сборникови выбор дней для проповедей в их отношении к польским гомилетическимобразцам; было проанализировано место проповеди в православной литургии.Также впервые была проведена большая работа по составлению корпусабиблейских цитат в сборнике «Обед».

Также впервые были систематизированыи изучены как единое целое проповеднические прилоги в сборниках «Обед» и«Вечеря»; основное внимание было уделено проповедническому «бестиарию»Симеона. Духовные грамоты Симеона были впервые исследованы как часть еголитературного наследия и в сравнении с польско-литовскими образцами.Цель исследования: изучить приемы и механизмы авторской работыСимеона с текстами инокультурной литературной традиции на примересоставленных им проповедей и духовных грамот, отвечающих одновременномоде царского двора на европейскую культуру и требованиям православнойцеркви.Задачи диссертационного исследования:1) определитьместо проповеди Симеона как жанра в литературномпроцессе: выявить и описать предшественников и последователей,установитьсвязьсюжнозападнорусскойиевропейскойпроповедническими традициями;2) определить место возрожденной Симеоном устной проповеди в контекстеправославной литургии;3) описать структурно-прагматическую составляющую возрожденного исозданного Симеоном условно нового жанра проповеди: структурусборников «Обед» и «Вечеря» и выбор дней для проповедей;44) описать роль библейского текста в проповедях и духовных грамотахСимеона: выявить и проанализировать библейские цитаты и их функции;5) проанализировать принципы работы Симеона с «чужим текстом»:описать механизмы создания прилогов, описать их источники и функции;6) выявить особенности бытования, жанра и формуляра духовных грамот,составленных Симеоном;7) изучить монашеские завещательные практики в культурно-историческомконтексте.Источники.

При проведении диссертационного исследования мыработали преимущественно с изданными текстами проповедей; черновикитакже не остались за рамками нашего исследования.В нашей работе мы пользовались старопечатными изданиями «Обеда» изМузея книги РГБ; «Вечери» из Музея книги РГБ и из Отдела редких книг ирукописей библиотеки МГУ им. М. В. Ломоносова. Мы также обращались кпоучениям: «Поучение о благоговейном стоянии в храме ...» (Москва, Печатныйдвор, ок.

1668) и «Два поучения: ...» (Москва, Печатный двор, ок. 1668), и трислова на праздник Казанской Богородицы (РГАДА Ф. 196. Оп. 1. д. 679-4°).Любопытнымисточникомдляпонимаяструктурысимеоновскихсборников представляется стихотворный «Месяцеслов», изданный в 1680 г.

ипереизданный в 1882 г.Для анализа структурных особенностей сборников также привлекался рядпроповеднических сборников XVI –XVII в. польского и западноевропейскогопроисхождения.К русским, южнозападнорусским, литовским и польским духовнымграмотам XVI–XVII вв. мы обращались в рукописной традиции и к их изданиямв составе собраний документов XIX и XX вв., а также к современным изданиям.Два списка собственной духовной грамоты Симеона содержатся в двухсборниках: ГИМ ОР Увар. Собр. №167 и ГИМ ОР Увар. Собр.

№ 247. Тридуховных грамоты, составленные для митрополитов, известны каждая в двух5списках. Также известны четыре завещательные преамбулы Симеона изрукописи ГИМ ОР Синод. Собр. № 229).Степень разработанности проблемы. Проповеди Симеона Полоцкого,равно как и его духовные грамоты, в большинстве случаев оставались в тениего поэтического творчества — только некоторые из многочисленныхисследователей литературного наследия поэта останавливались на егобогословско-учительных сочинениях и в целом — на прозаических сочинениях.Так, эпистолярным сочинениям Симеона посвящено несколько статей (PeterRolland 1985, 1993; О.

Н. Лазаренко, 2004) и диссертационное исследование (И.Ф. Подтергера, 2002), тогда как ораторские речи, вкладные и духовные грамоты,а также переводные сочинения остались только фрагментарно исследованными.К проповедям и духовным грамотам поэта частично обращались еще вXIX веке (В. Ф.

Певницкий, В. Е. Попов, И. А. Татарский, К. В. Харлампович), азатем и современные исследователи (М. С. Киселева, М. А. Корзо, Л. И.Сазонова). Связи творчества Симеона с проблемами литературы барокко былирассмотрены в статье А. А. Морозова (1982). Важные обзорные статьи (1982,1989)принадлежаттворчествопоэтаохарактеризовавшейА.вС.Елеонской,литературныйегоработусвписавшейпроцессцерковно-учительноедопетровскойпольско-латинскимиРусиибогословскимисочинениями и описавшей процесс подготовки сборников к изданию.Бытование сборников «Обед» и «Вечеря» в XVIII–XIX в.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5166
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее