Диссертация (Логико-онтологические основания современной аналитической теологии (на материале концепции Алвина Плантинги))
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Логико-онтологические основания современной аналитической теологии (на материале концепции Алвина Плантинги)". PDF-файл из архива "Логико-онтологические основания современной аналитической теологии (на материале концепции Алвина Плантинги)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Национальный Исследовательский Университет«Высшая Школа Экономики»На правах рукописиГОРБАТОВА Юлия ВалерьевнаЛогико-онтологические основания современной аналитическойтеологии(на материале концепции Алвина Плантинги)Специальность 09.00.01 – Онтология и теория познанияДиссертация на соискание ученой степени кандидата философскихнаукНаучный руководительд.филос.н., профессор Порус В.Н.Москва – 2012ОглавлениеВведение………………………………………………………………4I.
Теоретические основания аналитической теологии………..151. Онтология: предварительный анализ…………………………....171.1 Уровни анализа и понятие существования…...…………….171.2 Положения дел и возможные миры…………………………221.3 Объекты и их свойства………………………………………271.4 Выводы……………………………………………………….382. Понятие «бог»……………………………………………………..402.1 Проблема рационального исследования: теологический ифилософский подход…………………………………………….402.2 Особенности объекта исследования………………………..462.3 Н.А. Васильев и А.
Плантинга: «бог» и его логика…….....502.4 Выводы……………………………………………………….553. Простота как характеристика бога………………………………563.1 Фома Аквинский о простоте бога…………………………..573.2 Алвин Плантинга о простоте бога………………………….603.3 Выводы………………………………………………………..664. Определение абсолютного объекта……………………………...674.1 Внутренний и внешний максимум………………………….704.2 Совершенствообразующие свойства………………………..754.3 Величие и максимальное величие…………………………..774.4 Выводы………………………………………………………..795. Всемогущество как совершенство бога………………………....805.1 Понятия всемогущества в аналитической традиции………825.2 Наилучший из возможных миров и «миры Адамса»……...875.3 Какие миры может сотворить всемогущий бог?..................955.4 О видах актуализации………………………………………10225.5 Выводы………………………………………………………110II.
Решение традиционных метафизических проблемсредствами аналитической теологии………………………1116. Зло и свобода воли……………………………………………...1116.1 «Проблема Мэки»…………………………………………..1136.2 Концепция Защиты Свободы Воли и трансмироваяпорочность………………………………………………….1206.3 Выводы………………………………………………………1317. Космологическое доказательство бытия бога………………...1327.1 Космологический аргумент: методология и понятиенеобходимости……………………………………………..1337.2 Проблема перевода: аллогеническая и идиогеническаятрадиции…………………………………………………….1427.3 Выводы………………………………………………………1478. Онтологическое доказательство бытия бога………………......1488.1 Модальный аргумент и его формализация………………..1508.2 И. Кант и существование как реальный предикат………..1538.3 Критика модального аргумента……………………………1578.4 Двухуровневая онтология: проблемы и пути решения…..1668.5 Выводы………………………………………………………169Заключение………………………………………………………...171Библиография……………………………………………………..1793ВведениеАктуальность темы исследования.
Во второй половине ХХ в. вамериканской аналитической философии широко распространилсяинтерес к теологическим вопросам. Возникло практически целоенаправление —т. н.«современнаясхоластика».Вновьсталиактуальными как будто бы давно ушедшие в тень вопросы о сущностии атрибутах бога, о доказательствах его бытия, об обоснованииналичия зла в мире, созданном всеблагим богом. Разумеется, в рамкахданного направления все перечисленные темы зазвучали иначе,поскольку к их исследованию авторы приступили с имеющимся у нихновым логическим аппаратом — прежде всего, это модальная логика(как первопорядковая, так и более высоких порядков), а также тесносвязанная с ней семантика возможных миров.Следует иметь в виду, что этот подход базируется на сознательномотказе от исторического рассмотрения исследуемых вопросов: вместопогружения в традицию — стремление разобраться в проблеме «какона есть», с помощью методов логического и лингвистическогоанализа.
С такой установкой можно соглашаться или не соглашаться.Но в любом случае необходимо понимать, что за более чем сто летсуществования аналитической философии её методы сами положилиначало определенной традиции, так что оценивать их следует сучетом того понимания сущности философского исследования, накоторое они опираются.В работе «Логические методы анализа научного познания»В. А. Смирнов формулирует основные задачи современной онтологии,а также намечает путь к их адекватному решению. Он отмечает, чтонынешние проблемы отличаются от тех, что стояли когда-то:«Онтологическиепроблемы[…]решаютсяневрамкахнатурфилософии и не методами, подобными естественнонаучным, а4путем анализа познавательных процедур и категориальной структурымышления» [Смирнов, 2002: 144].
Таким образом, поставленные поновому онтологические проблемы требуют новых методов решения.Особое внимание в современной онтологии должно уделяться тому(как правило — искусственному) языку, с помощью которогоосуществляется анализ, поскольку ни выбор этого языка, ни сам язык,ни средства этого языка, с помощью которых будет осуществлятьсяанализ, не безразличны к объекту исследования: выбранный языквынуждает принять определенную онтологию. В силу этого, одна иззадач современной философии состоит в том, «чтобы установитьсвязь между принимаемыми средствами выражения и рассуждения, содной стороны, и допущениями об объектах рассуждения — с другой.И не только описать, но и четко сформулировать и обосновать.Конструирование искусственных языков и выяснение содержащихся внихонтологическихдопущенийявляетсяхорошимсредствомизучения проблем онтологии» [Смирнов, 2002: 144].
Этому принципуследует данная работа.Степень разработанности темы. Аналитическая теология —течение современной философской мысли, представляющее собойсвоеобразный синтез аналитической философии, метафизики исовременной модальной логики.В последней четверти ХХ века благодаря развитию модальнойлогикиираспространениютрадиционныетеологическиечастности,работахвнеклассическихтемыА. Плантингиобрелибыласемантиквторуюмногиежизнь.Впродемонстрированапродуктивность применения семантики возможных миров дляпрояснения и даже окончательного (на его взгляд) решения основныхпроблем теологии. Вместе с тем, в методологии американского5исследователя имеются серьезные недочеты, заставляющие поставитьпод сомнение обоснованность сделанных им выводов.Исследования в этой области весьма популярны на Западе: вавторитетных научных журналах ведутся развернутые дискуссии,маститые издательства выпускают монографии и сборники, в томчислеполемическогоконференции,вхарактера,университетахпроводятсячитаютсямеждународныеспециализированныеучебные курсы по аналитической теологии.Спецификаданнойобластиисследованийзаключаетсявнеоднозначном характере ее идейной зависимости от различных школаналитической метафизики, с одной стороны, и традиционныхбогословских концепций — с другой.
Эта двойственность порождаетпричудливыебогословского,сочетаниястрогойдоктринальноаналитическойдиктуемогоформысодержания.иСледуетотметить, что поскольку в своих работах теологи-аналитики нередкопользуются формализацией, их тексты, как правило, выпадают изполя зрения представителей традиционного религиоведения. В то жевремя специфически религиозная направленность данных работзачастуюоставляетравнодушнымисобственноаналитическихфилософов и логиков, подобные проблемы воспринимающих сподозрением.Однако именно такое сочетание логического и теологическогопредставляет, на наш взгляд, несомненный интерес для философскогоисследования, позволяя не только прояснить логико-онтологическиеоснования различных концепций аналитической теологии, но иобогатить арсенал логической науки сравнительно новыми для нееконцептуальными проблемами и нюансами, которые могут найтиприменение в других областях знания.6В зарубежной философской литературе основные проблемы иаргументы аналитической теологии — такие как природа чудес,основы религиозной эпистемологии, отношения религиозной веры инравственности, логическая корректность защиты свободы воли какспособа разрешения проблемы зла, аргументы в пользу бытия Бога —исследованы в работах А.
Плантинги, У. Олстона, Р. М. Адамса,Р. Суинбёрна, Дж. Л. Мэки, Э. Флю, Г. МакКлоски, Н. Малкольма,Э. Виеренги, Д. Блюменфельда, М. Тули, Р. Бёрча, П. Гича, П. Тихого,Д. Ховарда-Снайдера, Ф. Ховарда-Снайдера, Дж. О’Лири-Хотхорна,П. ван Инвагена, Э. Залты, М.
Стюарта, Н. Пайка, Э. Хмары и др.Вотечественнойфилософскойлитературеисследованиюконцептуальных основ аналитической теологии как целостногофилософского направления уделяется сравнительно мало внимания.Тем не менее, отдельные аспекты этой области исследованийразрабатываются в рамках различных школ и течений российскойфилософии.Втеоретико-методологическомпланеосновныеконцепции и аргументы, лежащие в основе аналитической теологии,были проанализированы в работах по логической семантике иформальной онтологии Е.
Д. Смирновой, А. Л. Никифорова, З. А. Сокулер, В. А. Бочарова и Т. И. Юраскиной, В. В. Целищева, Е. Г. Драгалиной-Черной, Л. Б. Макеевой, В.Л. Васюкова, А. А. Веретенникова,А. Л. Блинова, В. А. Суровцева, В. А. Ладова, Е. В. Борисова и др. Наисторико-философские аспекты становления и развития основныхидей аналитической теологии в ее связи с классической метафизикойи средневековой схоластикой проливают свет работы А.
Ф. Грязнова,В. В. Васильева,М. В. Лебедева,С. В. Никоненко,исследованиясредневековой рациональности В. П. Гайденко и Г. А. Смирнова,А. Я. Гуревича,Т. Ю. Бородай,Г. Г. Майорова,С. С. Неретиной,М. М. Гейде и К В. Бандуровского и др. Важный вклад в изучение7данной проблематики в религиоведческом ключе внесли работыВ. К. Шохина, Ю. А. Кимелева, Ф. Ю. Бородина, А.
М. Шишкова идругихпредставителеймосковскойипетербургскойрелигиоведческих школ.Объект и предмет исследования. Объектом исследованияявляетсясовременнаяаналитическаятеологиякакцелостноенаправление, объединенное специфическим пониманием целей изадачрелигиозно-философскогодискурса,своеобразнойметодологией и концептуальным аппаратом.Предметомисследованиявыступаетсистемалогико-онтологических предпосылок, лежащих в основе этого направления, атакже связанных с ними философских категорий — в частности,анализу и экспликации подвергаются понятия «возможного мира»,«свободыволи»,«контингентности»«зла»,и«всемогущества»,«необходимости»,«всезнания»,«трансмировойидентификации» и «трансмировой порочности», а также важнейшиедля современной аналитической метафизики концепты «эссенции»(«сущности) и «эссенциальных свойств». Особое внимание уделяетсякритическомуразборусовременныхверсийтрадиционныхтеологических аргументов, их логического статуса и степениобоснованности в терминах современной модальной логики.Цель и задачи исследования.