Диссертация (Основные категории феноменологической философии пространства в современных исследованиях города), страница 5

PDF-файл Диссертация (Основные категории феноменологической философии пространства в современных исследованиях города), страница 5 Философия (41040): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Основные категории феноменологической философии пространства в современных исследованиях города) - PDF, страница 5 (41040) - СтудИзба2019-05-20СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Основные категории феноменологической философии пространства в современных исследованиях города". PDF-файл из архива "Основные категории феноменологической философии пространства в современных исследованиях города", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 5 страницы из PDF

Вхаотичноммногообразиигородскихперемещенийонвидитупорядоченные ритмы, складывающиеся в констелляции звучаний иобразующих уникальную неповторимость места. Лефевр в своихработах развивает идею нестатичного пространства, связанного сопытом людей, проживающих в нем, с его историей [Трубина, 2011:186]. Для его анализа центральными становятся отношения тела ипространства[Simonsen,2005:1].Известный,преждевсего,неомарксистской критикой жизни городов, он уделяет значительноевнимание феноменологическому и социальному опыту восприятияпространства.

В 1974 году выходит его основной философский труд –«Производство пространства», в котором пространство анализируетсяв трех плоскостях: как воспринимаемое, постигаемое и проживаемое.27Изучение каждой из них возможно посредством рассмотрениятелесного опыта. Для того, чтобы его уловить, наблюдателюнеобходимо удалиться на «спектральное» расстояние, то есть занятьтакоеположение,котороепозволяетпрочитыватьгородсопределенной высоты и в определенной перспективе. Наблюдениеможетсопровождатьсятехнологическимиприёмами:картами,зарисовками, текстами, фотографиями или фильмами [Амин, Трифт,2002: 13].

Такая исследовательская перспектива отличается отпозиции фланёра,предлагаемой Беньямином.Если последнийполностью захвачен движением по городу и прочитывает его снекоторой поэтической чувствительностью, то в «спектральноманализе» ритмы города рассматриваются отстранённо. Иной точкизрения придерживается А. Лефевр и в отношении трактовки понятиядвижения. Если фланёру город открывается «от первого лица», помередвижения,тонаблюдательисследующийритмыможетсохранять неподвижность, пространство открывается ему черездвижение многих: спешащих или замедляющихся, пересекающих его,появляющихся в определенные часы дня и исчезающих в другие.Движение становится для него настолько же определяющим место,насколькоА.

Лефевраиматериальноеимелиустройство,решающееархитектура.значениедляРаботыразвитияпространственной проблематики как самостоятельного направленияисследований. Э. Соуджей, которому принадлежит авторство понятия«пространственный поворот», проводит детальный анализ подходаЛефевра и даёт множество отсылок к его работам.

По его мнению,пространственный поворот стал возможен во многом благодаряподходам к изучению пространства, которые предложил Лефевр [Soja,1996: 29].28Стиль теоретического описания города у М. де Серто получилназвание«гетерофеноменологии»,тоестьфеноменологииобусловленной гетерогенно конструируемым субъектом[Buchanan,1996: 112]. Де Серто проблематизирует вопрос о единстве телесногоопыта. Задав вопрос о том, как различные чувства и ощущенияформируют восприятиеокружающего мираон обращаетсякизучению пространственного опыта горожанина.

В работах де Сертоочевидно влияние философии М. Мерло-Понти, в то же время, онделает шаг в сторону ситуационизма: ему интересны практикиосвоениявлияниюпространства,большогокреативность,города.тактикиДляданногопротивостоянияисследованияпринципиальное значение имеет его работа «Практики повседневнойжизни» [1980(1984)]. В ней мы находим сопоставление двухисследовательскихперспектив,взглядовнагород:свысотымногоэтажного здания и перспективы пешехода.

Противопоставлениеэтих двух взглядов в такой радикальной форме интересно нам потому,что делает видимой как меняется система анализа различений: то, чтодоступно пешеходу едва ли улавливает взгляд наблюдателя «сверху».Кроме того, де Серто предлагает интересное решение вопроса оразличении места и пространства в городской среде.

Он задействуетдихотомию стабильного и мобильного: если место предполагаетпозицию, то пространство – конфигурацию позиций, перемещение [deCerteau, 1988: 117]. В этом случае во внимание, помимо положениятела, принимаются «векторы направления, скорости, темпоральнаясоставляющая»[deCerteau,1988:116],чтосоответствуетфеноменологической трактовке пространства. Такой подход позволяетему определить пространство как «посещаемое место», образуемоепересечением движущихся тел» пешеходов, которые преобразуют29улицу (геометрически определенную как место градостроителями) впространство.В то же время, де Серто говорит о пространстве как о тексте,который может быть прочитан пешеходом в практиках перемещенияпо городу [де Серто, 2008: 26], то есть обращается к метафорическойтрактовке города.На это различие перцептивного и метафорического стоитобратитьвнимание.Действительно,благодаряфеноменологиипоявилась возможность говорить о повседневном, городском, данномв опыте пространстве, однако, в то же время, пристальное внимание кпространству в социальных науках, акцент на том, что «пространствоимеет значение» для разных социальных процессов привело кпоявлению пространственных метафор, которые не тождественныперцептивному пространству.

Например, гетеротопии, о которыхпишет М. Фуко, пространства одновременно мифологические иреальные, с воображаемыми и материальными элементами[Foucault,1986: 24]. «Можно обозначить два уровня этого понятия: 1)гетеротопия как социальный факт (с производными проблемаминаблюдаемости этого факта, фиксируемости, описания, объяснимостив целом) и 2) гетеротопия как «утопическая реализация» городскойсреды с ее культурной спецификой, гипертрофирующая характерныеособенности данного конкретного города» [Баньковская, 2011:25].Самапосебеметафорагетеротопиипозволяетраскрытьспецифику повседневности городской жизни, однако, по своей сутипринадлежитдругойисследовательскойоптике,котораянепредполагает обращение к феноменолгической традиции изученияпространства.

Для нашего исследования данное различение значимопотому, что позволяет дифференцировать существующие подходы к30изучениюгородскогопространстваисосредоточитьсянафеноменологической традиции изучения пространственного опыта.Работы Беньямина, Лефевра и де Серто оказали определяющеевлияние на развитие урбанистических исследований. Однако, стоитупомянуть еще ряд фигур, которые имеют значение для данногоисследования.

В работах французского антрополога М. Оже уделяетсявнимание меняющимся характеристикам пространства и места,особенностям их освоения и проживания. Он обращается к изучению«немест» как противостоящих «местам» повседневной жизни [Augé,1995]. Согласно определению, они сформированы особеннымиобластями реальности (транзитнымпребыванием,транспортом,отдыхом) и взаимоотношениями индивидов с этими местами [Auge,1995: 94]. Не являясь пунктом конечного назначения, т.е. «местами»,такие пространства на время объединяют путников, следующихкаждый по своему маршруту. Неместа объединяют как незнакомыеместа/части города, которые не связаны с воспоминаниями, знаниямио городе субъекта, т.е.

«пустыми», так и места настолько хорошознакомые,чтостановятсянезаметнымивсвоейрутинности.Особенность представления пространства как совокупности мест инемест в том, что логику иерархии замещает логика дополнения:неместа заполняют «промежутки» между местами.Типичный пример «неместа» - скоростная магистраль, котораяпредполагает постоянное движение. Она имеет своё расположение впространстве, но быть «в» ней как в определенном месте не возможно,хотя опыт пребывания в пути доступен каждому. Оже анализирует то,из чего складывается опыт восприятия и взаимодействия с даннымтипом пространств.

Для нашего исследования это означает, чтопоявляется еще один класс интересных объектов и ситуаций: мест,31которые можно идентифицировать только благодаря движению иобретающих свой смысл только в нём.Другой автор, известный благодаря исследованиям «науки оскорости» или дромологии, Поль Вирилио.

Для него скорость, илиотносительное движение, является элементом или средой в которойраскрывает себя наш опыт [James, 2007: 2]. Вирилио анализируетвременные ритмы, используя категории пространства: плотность,сложность и разнородность [Virilio, 1991: 102]. Центральное для егоработ понятие «политики взгляда» [Virilio 1994: 4], то есть того,благодарячемуодниэлементывизуальногополяостаютсянезаметными для наблюдателя, а другие, напротив, становятсявидимыми и приобретают значение, раскрывается им в классическойфеноменологической манере.

Он обращается к феноменологии визучении вопросов восприятия и телесности. В работах Гуссерля[1997] и Мерло-Понти [1999] он заимствует тезис о связи восприятияпространства с позицией субъекта и движением тела и обосновываетспецификупространственно-временнойприродыдвиженияискорости. В то же время, феноменология становится для него лишьодним из ресурсов концептуализации пространства, тогда какосновной его интерес выстраивается вокруг того, как пространствообретает статус объекта в системе социальных и политическихотношений.Синтез немецкой и французской традиций осуществляетБ. Вальденфельс:емупринадлежитисследованиепонятия«жизненного мира» в «Кризисе европейских наук» Гуссерля,«повседневности» в работах А.

Шютца, а также перевод ряда работсвоего учителя, М. Мерло-Понти [Dallmayr, 1989: 683]. Теоретическойрамкой подхода служит концепция жизненного мира, в границахкоторогосмыкаютсяразличные32социально-историческиеспецифицированные отдельные миры, образуя своеобразные сети исцепления [Waldenfels 1985, Kap. 1]. В исследовании городской средыон обращает внимание на способы упорядочения представлений огороде как о сочетании логик движения и оседлости, безопасности иавантюры, которая показывает нам, сколь различным образом человекзаселяет мир и делает его пригодным для своей жизни [Вальденфельс,2002, 3]. Для нашего исследования основной интерес составляют егоработы по изучению восприятия и переживания городской жизни[Вальденфельс, 2002] и понятия «повседневного», переоценки ролиповседневных знаний и опыта [Вальденфельс, 1991].Безусловно, работе будут использоваться и работы другихисследователей.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
428
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее