Диссертация (Основные категории феноменологической философии пространства в современных исследованиях города), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Основные категории феноменологической философии пространства в современных исследованиях города". PDF-файл из архива "Основные категории феноменологической философии пространства в современных исследованиях города", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
например: Lefebvre, 1991; Virilio, 1991;Auge, 1995].Проблематика городского пространства становится настоящимвызовом философии, поскольку для философских рассуждений чащевсего было характерно изучение внеисторических и не антропогенныххарактеристикпространства,тогдакаксовременныйгородпредставляет собой не просто социальное образование, но особый типсуществования,гдесоциальноенаходитсвоёвоплощениевматериальном, точнее говоря, где вещное и социальное невозможноразделитьидифференцировать.Исследованиеповседневногогородского пространства не сводится к изучению его морфологии илиматериальногоустройства.Транзитивность,пористость,со-присутствие, переживание жителями времени и пространства, котороенаходит своё отражение в ритмах города, - вот те релевантные, на нашвзгляд,метафоры,которыепредлагаютиспользоватьведущиесовременные исследователи Н. Трифт и Э.
Амин для того, чтобыуловить особенности современного городского пространства[Амин,Трифт,2002:4].Какиерешенияможетпредложитьфеноменологическая философия?Собственнофеноменологиигородскогопространствакакфилософской дисциплины или субдисциплины никогда не было, нетеё и сейчас. Город никогда не был предметом «региональнойонтологии».Однакоможноговоритьометодологическихзаимствованиях из феноменологии со стороны тех, кто пытаетсяуглубленно изучать повседневное пространство города [подробнее об7этом см.
Casey, 1996]. Именно поэтому для нашего исследованиятеоретико-методологические вопросы представляют наибольшуюважность, именно они предполагают, прежде всего, реконструкциюфеноменологическогоподходаприменительнокизучениюповседневного пространства, исследование его возможностей иограничений.Кроме того, феноменология даёт возможность более детальнойпроработкипредметнойобластигородскихисследований.Вчастности, она делает доступными возможности изучения механизмовапперцепции отдельных, особенных «пространств» (поскольку можноговорить, например, о пространстве города или района [См.например:Wunderlich, 2010], а также о пространстве повседневныхперемещений людей [См.
например: de Certeau, 1988]). Именнофеноменология ориентирует нас на изучение того, как на основаниимоторного синтеза формируется представление о целостном или«большом» пространстве. А это позволяет, в свою очередь, работать стакими темами, которые становятся актуальными в исследованияхпространства именно в последнее время.СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫДля нас особый интерес представляют работы Э. Гуссерля, вкоторых он открывает для исследования новый предмет – восприятиепространства, и закладывает основания моторных (связанных сдвижением тела) теорий пространства.
Тема пространства былаактуальна для Гуссерля в разные периоды его творчества. Вчастности, рассуждения о пространстве появляются в «Вещи ипространстве» [Husserl, 1907 (1997)], во втором томе «Идей» [Husserl,2000],«Кризисеевропейских8наукитрансцедентальнойфеноменологии» [Гуссерль, 1994]. До известной степени Хайдеггер всвоих ранних работах, особенно в «Бытии и времени» развил ипреобразовал феноменологическую тематизацию пространства. Онвыдвинулположениявытекающиеизоприродефеноменологии,нопространственногопротиворечащиеопыта,подходуГуссерля. Особая роль в постфеноменологии принадлежит М.
МерлоПонти, который в «Феноменологии восприятия» предлагает рядважных дополнений к теории конституирования Э. Гуссерля. Работыэтих классиков являются для нас основополагающими.В последние годы феноменологические трактовки пространстваи тела развивались в работах Д. Захави [Zahavi, 1994, 2003],Ш. Галлагера[Gallagher,2005a,2005b],Б. Вальденфельса[Вальденфельса, 2002], М. Шитс-Джонстон [Sheets-Johnstone, 2010],Э. Холенштайна [Holenstein, 1999], С. Овергарда и Т. Грюрбаума[Overgaard, Grunbaum, 2007].Важным ресурсом для данного исследования становится пластисторико-философских работ в области феноменологии пространства.Историко-философскийанализтемыпространствавработахЭ. Гуссерля мы находим у Э.
Шерера [Scheerer, 1986], У. Клесгеса[Claesges,1964],Р. Соколовски[Sokolowski,1970].Феноменологическая концепция пространства в работах М. МерлоПонти становится предметом изучения К. Ромден-Ромулк [RomdenhRomluc, 2010], Ш. Келли [Kelly, 2004]. И, наконец, спецификуфеноменологическихвзглядовМ. ХайдеггераанализируютХ. Дрейфус [Dreyfus, 1995], Э. Штрекер [Ströker, 1965], И. Арисака[Arisaka,1995].анализируютКаквзглядыправило,встречаютсяотдельных9работы,феноменологов,которыеисключениемявляютсяработыЭ.
Кейси,которыйпомещаетработыпофеноменологии пространства в сопоставительную перспективу.В России феноменология пространства представлена рядомпереводов, появившихся на протяжении последних 15 лет ивключивших в себя основные работы как самого Гуссерля, так идругихфеноменологов,историковиинтерпретаторовфеноменологии[Артеменко, Чубаров, 2010]. Развитие отечественнойфеноменологическойтрадициивсовременномфилософскомпространстве проводится в двух направлениях.
Во-первых, болеефундированное изучение первоисточников самой феноменологии и ееосновных наследников, продолжателей и критиков, которое мынаходимвработахИ. С.Вдовиной[Вдовина,2009],Н. В.Мотрошиловой [Мотрошилова, 2005], В. А. Куренного[Куренной,2005], С.А. Гашкова[Гашков, 2010]. Во-вторых, это применениесобственно феноменологического метода к анализу центральных темвфеноменологии,как,например,вработахВ.И. Молчанова[Молчанов, 2006].В западной литературе, касающейся вопроса о повседневномпространстве достаточно много теоретических работ, находящихся настыке философии и специальных исследований. Применительно кизучению городского пространства необходимо упомянуть работыМ.
де Серто [deCerteau, 1988], М. Оже [Auge, 1995], П. Вирилио[Virilio, 1991], А. Лефевра[Lefebvre, 1996], проблематика апперцепциирассматриваетсявработахБ. Вальденфельса[Waldenfels,1985],А. Ноуи [Noё, 2004], Г. Бёме [Boeme, 1993]. Значительным вкладом восмысление городского пространства стали теоретические работы вконкретных дисциплинах.
Так, систематизация феноменологическогометода и возможность его применения в социальной географии10осуществляется Д. Малпасом [Malpas, 2012], С. Элденом [Elden,2001], Э. Соуджеем[Soja, 1996]. В области теоретической урбанистикидля данного исследования представляют интерес работы такихавторов как: В. Беньямин [Беньямин, 2012], А. Лефевр[Lefebvre,1991], Н. Трифти Дж. Мей [Thrift, May, 2003]. И, наконец, моторныеаспекты восприятия получили детальную теоретическую проработку вработахтеоретиковмобильностей:Дж.
Урри[Urry,2005],Т. Кресвелла[Cresswell, 2010].Что касается русскоязычных работ, то в настоящее времянаблюдается рост интереса к тематике пространства и, в частности,города. Наиболее продуктивной в развитии данного направленияявляются социальные науки. В то же время, назвать примерытеоретических работ, выполненных в феноменологической рамкедостаточно сложно. Упоминания и работу с феноменологическойтерминологией применительно к изучению пространства можно найтив работах А.Ф. Филиппова[Филиппов, 2008], Е.Г.
Трубиной [Трубина,2011], О.Н.Запорожец и Е.В Лавринец[Запорожец, Лавринец, 2007].ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯОбъектомисследованиявыступаютосновныеконцепциифеноменологической философии пространства, оформившиеся в ихрамкахподходыкпроблематикевосприятияпространстваитеоретико-методологические основания концепций повседневногопространства. Предметом исследования выступают методологическиепринципы и философские обоснования изучения повседневногогородского пространства, сформулированные и развиваемые в этихтеоретических концепциях.11ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯЦель диссертационного исследования состоит в теоретическойреконструкцииисопоставлениитеоретическихоснованийфеноменологических подходов к пространству как методологическогоресурса современных исследований города.Сформулированная цель исследования предполагает решениеряда задач: Исследованиеприменимостифеноменологическойтеоретическогофилософиипространствадляаппаратаизученияповседневного пространства; Экспликация и сопоставление основных положений теорийвосприятияпространстваЭ.
Гуссерля,М. Мерло-Понти,М. Хайдеггера; Использование феноменологического подхода к рассмотрениюпроблематики повседневного пространства.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИССЕРТАЦИИПоставленные в диссертации задачи предполагают изучениетого, как определенные вопросы решались в выбранных для анализаработахфеноменологов.Дляизученияпространственнойпроблематики в их работах был задействован метод теоретическойреконструкции, который применялся для определения ключевыхпредпосылокидопущенийвотношениицентральныхдляисследования тем. Необходимость использования данного методабыла вызвана тем, что задействованные в исследовании работы12принадлежаткхронологически-разнымэтапамразвитияфеноменологии и охватывают идеи, формировавшиеся на протяжениивсего ХХ века.
Обращение к методу теоретической реконструкциипозволяет определить основные этапы развития идей, обозначить ихпреемственность не хронологически, но содержательно.Методсравнительногоанализапозволилпоместитьвсопоставительный контекст выбранные феноменологические подходыприменительнокизучениюпространственнойпроблематики.Наконец, при работе с первоисточниками и работами историкофилософскогохарактерабылиспользованисточниковедческийметод.НАУЧНАЯ НОВИЗНА РАБОТЫДиссертационнаяработапредлагаетисследованиефеноменологических категорий восприятия пространства как ресурсадля современных подходов к исследованию города. В качествеосновного было выбрано направление, обозначенное в литературе как«пространственный поворот», обозначены его основания и связь сфилософской традицией.
Впервые проведен сопоставительный анализключевых положений в изучении пространственного опыта вподходах Э. Гуссерля, М. Мерло-Понти, М. Хайдеггера, их рецепция всовременных феноменологических работах и исследованиях города.Входеисследованияполученыследующиезначимыерезультаты: выделены основные методологические особенности теориивосприятия пространства в феноменологической философии;13 определены и получили дальнейшую разработку основныепонятия феноменологии пространства; осуществленанализвозможностейпримененияфеноменологических подходов к изучению повседневногопространства; данкритическийанализрецепцииисследованиях городского пространства.14всовременныхНАУЧНАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯТеоретическая значимость исследования определяется тем, чтопредставленныйвработематериалпозволяетсформироватьцелостное видение феноменологии пространства как философскогонаправления, детализировать и прояснить ресурсы теории восприятияпространствадляпоискаответовнаактуальныевопросывсовременных исследованиях пространстваПрактическая значимость работы заключается в том, чтопредставленные материалы и выводы могут быть использованы приподготовкелекционныхкурсовисеминарскихзанятийпофеноменологии, теоретической урбанистике, написании учебныхпособий в обозначенных областях и проведении последующихтеоретических исследований.ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ1.