Диссертация (Труд творческих работников России структурные условия, профессиональные идентичности и карьеры), страница 7

PDF-файл Диссертация (Труд творческих работников России структурные условия, профессиональные идентичности и карьеры), страница 7 Социология (41034): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Труд творческих работников России структурные условия, профессиональные идентичности и карьеры) - PDF, страница 7 (41034) - СтудИзба2019-05-20СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Труд творческих работников России структурные условия, профессиональные идентичности и карьеры". PDF-файл из архива "Труд творческих работников России структурные условия, профессиональные идентичности и карьеры", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 7 страницы из PDF

Petersburg; PhD–fellow at the Centre for German and European studies SPbSU — BielefeldUniversity (zhenevskaya@mail.ru, mkuleva@hse.ru)11074Кулева М.И. Современное искусство как профессия...нений. В «современных» образовательных учреждениях делается акцентна приобретение студентами компетенций нематериального художественного производства: навыков написания текстов о своих работах,обсуждения их концепции и ее актуальности, а также на изучении истории и теории современного искусства.

Результаты исследования показывают, что образовательный бэкграунд в значительной степени определяет точки профессионального старта двух художников и их способыадаптации к художественному рынку.Ключевые слова: креативные карьеры, высшее образование, современноеискусство, профессиональные художники.ВведениеОсновным фокусом данной статьи являются пути профессионализации молодых художников в области современного визуального искусства. Тема карьерхудожников и шире — культурных работников («сultural workers») пользуетсязначительной популярностью в западноевропейских, в частности, в британских исследованиях на протяжении последних 20 лет.

Отчасти популярностьэтого направления исследований связана с интересом к неклассическим формам занятости на фоне больших структурных изменений в трудовой сфере:«концу работы» (Rifkin 1995), фрагментации и дестандартизации занятости,расшатыванию классических карьерных схем и устойчивых профессиональныхидентичностей.

При этом необходимо учитывать, что социальный статус творческих профессий изменился. В частности, в Британии, благодаря политикеподдержки креативных индустрий (см. Creative Industries Mapping Document1998), художники и другие творческие предприниматели стали образцом дляподражания, «пионерами Новой экономики» (McRobbie 2011).Результаты как качественных, так и количественных исследований показали сферу творческой занятости как высокорисковую для ее участников.

Какверно замечает Р. Бриджсток (Bridgstock et al. 2015), центральным для этих исследований становится термин «precarity» — «прекарность», «прекарныйтруд» — непостоянная, нестабильная занятость без социальных гарантий.В частности, П. Менгер (Menger 1999), анализируя рост французского рынкаискусств, говорит о фрагментации долгосрочных контрактов в условиях перенасыщенности рынка предложением: возросшее число творческих работниковмогут получить большее число контрактов, но на частичную занятость или короткий срок.

Карьеры художников, таким образом, скорее представляют собойпортфельную занятость и предполагают балансирование между трудоустройством и безработицей, дающей возможность хоть каких-то социальных гарантий — получения пособия. Еще одной популярной стратегией развития карьеры становится так называемая двойная жизнь: сочетание творческой карьерыи второй, «денежной работы», позволяющей поддерживать работника финансово (Taylor, Littleton 2012; Aranda et al. 2011).Результаты качественных исследований говорят о нарушении логики ступенчатого развития карьер в творческой сфере.

К. Литтлтон и С. Тейлор, в частности, вводят понятие «большого прорыва» — внезапного карьерного взлета,11175Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Том XIX. № 1 (84)который может произойти с художником на любой стадии карьеры, в том числеи после смерти (Taylor, Littleton 2012: 68–69). Другие исследования (Neff et al.2005; Neff 2005) говорят о вынужденном предпринимательском характере творческого труда: необходимо не только хорошо выполнять свою работу, но и заниматься ее продвижением, в том числе через практики неформального общения, размывая границы между работой и другими жизненными сферами.Выделяя общие черты, характерные для креативных карьер, важно при этомотметить, что ситуации риска и неопределенности распределяются между культурными работниками неравномерно: в частности, различия определяются такими структурными факторами, как гендер (Nochlin 2003 (1971); Gill 2002), социальный класс (McLeod et al.

2009), возраст (Carrigan, Szmigin 2003). Темаинституциональных и профессиональных различий и неравенств внутри креативных индустрий, однако, пока значительно менее изучена. Одно из недавнихисследований, например, показывает различия между отдельными творческими индустриями: молодые специалисты в области цифровых технологийв среднем зарабатывают больше, чем специалисты художественных специальностей, и чаще получают работу на полный день, однако в этой сфере наблюдается более высокий уровень безработицы (Comunian et al.

2015).Исследования, касающиеся роли образования в креативных карьерах, также относятся к новым направлениям анализа. К. Форкерт пишет об изменениикарьерных ритмов в современном искусстве: карьерный старт становится всеболее важным для художника. Так, если престижный приз Тернера ранее вручался как факт признания в мире искусства по сумме жизненных достижений,то сейчас его значение скорее сводится к признанию новых звезд в мире искусства (Forkert 2010: 80). Меняется и значение художественного образования:вместо пространства для поиска и эксперимента академия становится, по словам Форкерт, «ключевым местом для формирования представлений об успехеи будущей карьерной траектории» (Ibid: 81).

Рост цен на учебу заставляет молодых художников видеть образование в наиболее прагматическом ключе — какресурс для развития карьеры, которая могла бы впоследствии «окупить» годы,проведенные в вузе. Другие исследования показывают связь образовательногобэкграунда с дальнейшим развитием карьеры. В частности, А. Миллер и А. Дамфорд рассматривают влияние художественного вуза на развитие креативностикак карьерного ресурса (Miller, Dumford 2015).Вопросы, связанные с профессиональными путями в искусстве, затрагивались и несколькими российскими авторами.

В частности, М. Магидович рассматривает связь профессиональной идентичности агента в поле искусстваи его трудовой практики (Магидович 2004). Проблемы высокорисковой занятости художников исследуются в статье А. Пивоварова и А. Хохловой (Пивоваров, Хохлова 2014). Однако в данных работах напрямую не затрагиваютсяаспекты, связанные с ролью художественного образования в профессиональном включении в сферу искусства.Цель данной статьи — рассмотреть, как различающийся образовательныйбэкграунд влияет на особенности карьерного старта молодых петербургских художников, наделяя их определенными профессиональными компетенциями,11276Кулева М.И. Современное искусство как профессия...представлениями о мире искусства и социальными связями.

Статья представляет результаты эмпирического исследования молодых художников-профессионалов: студентов старших курсов и недавних (до 2 лет после выпуска, за исключением оговоренных случаев) выпускников петербургских образовательныхучреждений. Информанты — молодые художники от 21 до 32 лет, представители городских образовательных институций Петербурга: факультета свободныхискусств и наук (ФСИН) СПбГУ (магистерская программа по направлению«Визуальные искусства»*) и Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица (неформально известна как «Муха»). Были также взяты три дополнительных интервью — у студентов программы для молодых художников фонда «Про Арте» и Школывовлеченного искусства арт-группы «Что делать?» (ШВИЧД).

Эмпирическаябаза исследования составила: 15 глубинных интервью (7 из них взяты у студентов и недавних выпускников «Мухи», 6 — у студентов ФСИН СПбГУ, 2 — у студентов «Про Арте» и 1 — у студента ШВИЧД, который также учится во ФСИН).Важным критерием при выборе информантов был профессиональный опыт,который был концептуализирован через опыт участия в групповых выставкахили проведения собственных (такой опыт был у 10 из 14 информантов). В целом степень профессионализации участников исследования была схожей, заисключением двух случаев, выпускника и студента «Про Арте»: это были более«взрослые» (и в отношении возраста, и в отношении профессионального включения) художники, обладающие определенной известностью на российскойсцене современного искусства. Были также проведены 10 наблюдений, основной целью которых стала попытка уловить основные ситуации учебной и рабочей повседневности молодых художников, а также моменты их профессиональной социализации.

Наблюдения были проведены в художественныхобразовательных институциях (на занятиях, в публичных пространствах университета), на выставках, так или иначе имеющих отношение к деятельностиинформантов, в учебных мастерских художников.Исследовательский гайд включал в себя следующие тематические блоки вопросов: биографический; связанный с образовательной институцией и отражающий другие источники фоновых знаний респондента; посвященный пониманию искусства и профессионализма; иллюстрирующий профессиональныеи дружеские сети. Анализ интервью был направлен на реконструкцию карьерных и жизненных траекторий информантов, их ресурсов профессионализации,формирующихся практик профессионального участия.

Особое внимание такжеуделялось анализу нарративов, связанных с производством искусства, анализировался категориальный аппарат, с помощью которого молодые художникиописывают произведения искусства и процесс их создания.* Согласно описанию программ ФСИН «Визуальные искусства» и «Кураторскиеисследования», они в первую очередь направлены на подготовку исследователей, кураторов и критиков в области современного искусства.

Однако, как показал мой предыдущий опыт исследования, на петербургской культурной сцене есть практикующиехудожники, закончившие эту программу. Все интервьюируемые выпускники и студенты также были отобраны исходя из их профессиональной идентичности — «художник».11377Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Том XIX. № 1 (84)Художественное образование и петербургский культурный контекст:1990–2010 гг.Поворотным моментом в петербургской (как и в российской) индустриисовременного искусства можно считать распад Советского Союза.

После потери официальной советской культурой доминантной позиции многочисленныеандеграундные художественные инициативы получили право на легитимациюнаряду с неофициальной литературой и музыкой. Наиболее ярким примеромпризнания андеграундного искусства на городском уровне стала история «Пушкинской 10» — одного из первых сквотов, известного, в первую очередь, благодаря движению «Новые художники». Начав свою деятельность с захвата пустующего жилого дома, товарищество художников в начале 1990-х гг. смоглодоговориться с городской администраций и приобрести официальный статусарт-центра.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5209
Авторов
на СтудИзбе
431
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее