Диссертация (Труд творческих работников России структурные условия, профессиональные идентичности и карьеры), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Труд творческих работников России структурные условия, профессиональные идентичности и карьеры". PDF-файл из архива "Труд творческих работников России структурные условия, профессиональные идентичности и карьеры", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Исследование основано на данных 20 поСм. Krikortz E., Triisberg A., Henriksson M. (eds.) Art Workers. Material Conditions and Labour Struggles in ContemporaryArt Practice. Berlin / Helsinki / Stockholm / Tallinn. 2015. URL: http://www.academia.edu/11660170/Art_Workers_Material_Conditions_and_Labour_Struggles_in_Contemporary_Art_Practice (дата обращения: 11.04.2017).3Абрамова Е. Условия труда творческих работников: итоги проекта.
2013. [Электронный ресурс]. URL: http://polit.ru/article/2012/09/30/altvorrabotnyki/ (дата обращения: 11.04.2017).454МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ № 2 (138) МАРТ — АПРЕЛЬ 2017М. И. Кулева 64СОЦИОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИлуструктурированных интервью с сотрудниками негосударственных арт-центров,вовлеченными в основную деятельность этих организаций, а также 20 сессиях наблюдения в офисах и на публичных мероприятиях арт-центров. Исследовательскийгайд включил в себя вопросы о личной и профессиональной биографии работников, образовании, карьерной траектории, организации труда в арт-центре(в частности, участники исследования рисовали схемы организационной структурыарт-центра), условиях труда, трудовой повседневности.Негосударственные арт-центры Москвы как места трудоустройстваВо второй половине 2000-х в Москве появляются сразу несколько частныхкультурных институций, поддержанных отечественными представителями крупногокапитала: например, в 2008 г.
Роман Абрамович (в 2016 г. — № 12 в Российскомсписке Forbes) и Даша Жукова стали учредителями музея современного искусства«Гараж» (тогда — Центра современной культуры), расположенного в Бехметьевскомгараже; в 2007 г. Роман Троценко (советник президента корпорации «Роснефть»)и его супруга Софья Троценко открыли центр современного искусства «Винзавод»в здании бывшего пивзавода; в 2009 г. под покровительством Александра Мамута(№ 38 в Российском списке Forbes) во дворе фабрики «Красный Октябрь» началсвою работу институт медиа и дизайна «Стрелка».Следует обозначить специфику новых московских институций в сравнениис другими российскими негосударственными институциями.
Во второй половине2000-х новые частные институции открываются и в Петербурге (подробнее об этомсм. [Кулева, 2015]). Они также использовали бывшие промышленные и нежилыезнания (например, переснимали пустующие особняки XIX века, расположенныев центре города). Однако в отличие от московских инициатив петербургские культурные институции были основаны молодыми креативными предпринимателями, обладающими несравнимо меньшими финансовыми ресурсами.
Во-вторых,отличие можно увидеть и в отношении городской администрации к новым инициативам: в Москве частные культурные институции нашли значительно большую поддержку, их развитие концептуально совпало с «креативной» городскойполитикой, проводимой Сергеем Капковым, в отличие от Петербурга, где новыенегосударственные инициативы игнорировались городской администрацией.Новые негосударственные арт-центры определяют себя через контраст с существующими традициям культурного производства, представленными государственными музеями, и ориентируются, в первую очередь, на зарубежный опыт. Так,например, Институт «Стрелка» на официальном сайте описывает свою деятельностьчерез концепт изменения: «Институт «Стрелка» был основан в 2009 году для изменения культурного ландшафта и физического облика российских городов.
Институтактивно занимается образовательно-просветительской деятельностью, посколькук положительным изменениям можно прийти, только формируя новые ценности,открывая принципиально иные возможности для обучения и показывая успешныепримеры развития. Главной темой исследования в институте всегда остается город» 5.Интернациональность проявляется не только в идеях по созданию этих институций,Институт социальных изменений [Электронный ресурс]. URL: http://www.strelka.com/ru/idea (дата обращения:10.04.2017).5МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ № 2 (138) МАРТ — АПРЕЛЬ 201755М. И. Кулева 65СОЦИОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИно в их практиках организации: образование в институте на английском языке, многие преподаватели — иностранные специалисты, начиная с Рема Колхаса, первогодиректора программы.
Официальные материалы, представляющие обновленныймузей современного искусства «Гараж», также содержат к себе как отсылки к глобальному опыту, так и направленность в будущее: «Что интересно, в случае «Гаража»,его делает постсоветское поколение, люди, которые родились в 1980-е и дажев 1990-е. «Гараж» — действительно продукт этого поколения, это новый способмыслить себе культуру в современном обществе», — говорит Кейт Фаул, главныйкуратор «Гаража» в видео, посвященному новому зданию музея. Ее коллега СнежанаКрастева добавляет: «Виктор Мизиано описал «Гараж» интересным образом.
Какон заметил, это единственное место в Москве, где он чувствует принадлежностьк интернациональному контексту, но все еще может говорить по-русски» 6.Будучи своеобразным порталом, соединяющим глобальный арт-мир и локальные городские сцены, новые московские арт-центры превратились не тольков места для высокой культуры — созерцания выставок, но предлагают широкийдосуговый репертуар внутри и в публичных пространствах вокруг институций:интерактивные образовательные программы, экскурсии и прогулки, кафе и магазины, велосипеды и ролики, другие подвижные игры.
Огромное значение в создании таких переходных зон имеет дизайн среды: не только делающий местопривлекательным для посетителей, но и обосабливающий его от других городскихявлений и зон. Анна Желнина на примере петербургских культурных инициативуказывает на значение пространственной сегрегации как определенного социального фильтра для посетителей [Желнина, 2012].Перечисленные черты не только способствуют конструированию привлекательности и высокого статуса новых арт-центров как мест для посещения, но и какрабочих мест. Другой участник презентационного видео «Гаража», дизайнер, говорит «Я помню, когда я первый раз посетил «Гараж», я сказал себе, о, это место,где я должен быть.
Это место, где я должен жить и умереть» 7. Отношение к артцентру не просто как к месту труда, но как к долгосрочному месту обитания, жизни(и даже смерти!), выстраивает иные принципы выбора работы. Как показываетэмпирическое исследование, дизайн среды, качество производимых эстетическихпродуктов стали одной из сильнейших мотиваций для трудоустройства в одиниз арт-центров для многих участников исследования и для того, чтобы оставаться на рабочем месте, несмотря на многочисленные трудности, с которыми онисталкиваются:«Как посетитель я до сих пор очень люблю это место, мы делаем качественнуюработу» (жен., арт-менеджер),«Я думаю, что [арт-центр] — самое крутое место в Москве. Поэтому я тут и работаю[смеется].
Нет-нет, правда, даже когда я сюда еще не устроилась, мы ходили по выставкам и здесь мне очень понравилось, тут был очень крутой проект» (жен., координаторпроектов),Garage Museum Of Contemporary Art Opens June 12th! [Видеохостинг]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=2l_Ma6J6b1o (дата обращения: 10.04.2017).67Там же.56МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ № 2 (138) МАРТ — АПРЕЛЬ 2017М. И. Кулева 66СОЦИОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ«Важные люди приезжают со всего мира и могут рассказать тебе, как и что.
И ихотношение к [арт-центру] как к чудо-месту, это вау, это гордость и лояльность создает…»(жен., исполнительный директор).Зарубежные исследователи творческого труда, также отмечают влюбленность,очарованность «креативщиков» своей работой, однако эти чувства скорее адресуются индустрии в целом или характеру той работы, которую они выполняюти менее сфокусированы на конкретном рабочем месте.«Как растет трава»: организационные структуры московских арт-центровМосковские частные арт-центры являются молодыми организациями, покане сформировавшими собственную трудовую культуру, однако имеющими одновременно несколько ориентиров: европейские и североамериканские культурные институции (в первую очередь, MoCa — museums of contemporary art), советскую музейную культуру, культуру самоорганизованных инициатив советскогоандеграунда.Так, несмотря на то, что большинство информантов подчеркивало ориентациюна опыт западных культурных институций (например: «Ну, тогда конечно ориентацияна то, что мы — русский Tate» — жен., хранитель), изоморфизм в большей степенираспространяется на эстетическое и статусное (как в примере выше) подражание.Организационная же сторона культурного производства значительно отличаласьот западных моделей.
Можно выделить три характеристики, которыми обладаютарт-центры: организационная пластичность, высокий уровень неформальности, гибридность/связь с традициями культурного производства предыдущегопоколения.Организационная пластичность. Как уже говорилось выше, новые арт-центры определяют свои цели достаточно широко, они часто выходят за пределытолько производства культуры: в частности, в качестве целей информантаминазывались образование широкой публики, поднятие престижа визуальнойкультуры, изменения городской среды, развитие толерантности, архивация и изучение истории российского современного искусства, поддержка локальногоарт-сообщества.
При таком разнообразии целей сложно выделить те из отделов/сотрудников арт-центров, которые выполняли бы определяющие или, наоборот,дополнительные функции. Напротив, часто иерархии между отделами меняютсяили оспариваются:«Разве ты не слышала? Пиар у нас теперь главный. Долбанные начальники» (обсуждение выставочного плана и публичной программы, наблюдение, апрель 2016).Развитие тех или иных отделов, как правило, происходит достаточно быстро,в целом, горизонт организационного планирования арт-центров составляет не более трех лет, причем этот процесс обладает высокой неопределенностью: какзаметила одна из информантов, «растет как трава» (жен., куратор).Неформальность.