Kuleva_summary in russian (Труд творческих работников России структурные условия, профессиональные идентичности и карьеры), страница 3
Описание файла
Файл "Kuleva_summary in russian" внутри архива находится в папке "Труд творческих работников России структурные условия, профессиональные идентичности и карьеры". PDF-файл из архива "Труд творческих работников России структурные условия, профессиональные идентичности и карьеры", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
Макробби показывает скрытые стороны карьер модных дизайнеров- серьезные ограничения, риски и жертвы, на которые они вынуждены идти36. Макроббитакже является автором нескольких работ, посвященных гендерным дискриминациям вкреативных индустриях37. Многие исследования посвящены неоплачиваемой работе,36McRobbie A. British fashion design: rag trade or image industry?. – Routledge, 2003;См., в частности, McRobbie A. Fashion culture: creative work, female individualization //Feminist Review. –2002. – Т. 71.
– №. 1. – С. 52-62.3710рискам и особенностям прекарной занятости в визуальных искусствах и медиа. В частности,Х. Стейрл обращает внимание на феномен «второй, денежной работы» - нетворческойзанятости, с помощью которой профессиональные художники поддерживают собственнуюхудожественную деятельность38. Большинство опубликованных исследований отмечаюткраткость трудовых контрактов и высокую конкуренцию за них. Так, П. Менгер39 пишет офрагментации французского рынка искусств: в условиях перенасыщенности рынкапредложением. Возросшее число творческих работников могут получить большее числоконтрактов, но на частичную занятость или короткий срок. Карьеры художников, такимобразом,скореепредставляютсобойпортфельнуюзанятостьипредполагаютбалансирование между трудоустройством и безработицей, дающей возможностьминимальных социальных гарантий — получения пособия.
Наиболее общими являютсятезисыо«предпринимательскомхарактере»творческойзанятости,изначальновключающей неизбежные риски, размытость границ между работой и другимижизненными сферами (например, «тусовками», посещением публичных мероприятий)40.Сферу креативной занятости характеризуют многочисленные неравенства.
Так,Б. Конор, Р. Гилл и С. Тейлор обращают внимание на парадокс: при декларируемыхоткрытости, разнообразии и богемном свободолюбии креативные индустрии они, какпоказывают эмпирические исследования, демонстрируют «масштабные и устойчивые»41неравенства, основанные, в частности, на гендерных различиях. Другой тип неравенствасвязан с принципом «winner takes all» («победитель забирает все»): существующие ресурсы(финансовые, ресурсы признания) неравно распределяются между большинствомработников и несколькими «звездами». Поскольку полностью предугадать результаттворческого проекта представляется сложным, многие творческие работники не уходят изиндустрии продолжая надеяться на «выигрыш». С.
Тейлор и К. Литтлтон называют этотпринцип идеей «большого прорыва» — внезапного карьерного взлета, который можетпроизойти с художником на любой стадии карьеры, в том числе и после смерти 42.Особенности труда творческих работников во многих европейских странах38Steyerl H. Politics of Art: Contemporary Art and the Transition to Postdemocracy // A. Vidokle,A. Vidokle, B. K. Wood (eds.) Are You Working Too Much?: Post-Fordism, Precarity, and the Labor of Art. Berlin:Sternberg, 2011 – p.
32.39Menger P. M. Artistic labor markets and careers //Annual review of sociology. – 1999. – Т. 25. – №. 1. – С. 541574.40Neff G., Wissinger E., Zukin S. Entrepreneurial labor among cultural producers:“Cool” jobs in “hot” industries//Social semiotics. – 2005. – Т. 15. – №. 3. – С.
307-334.41Conor B., Gill R., Taylor S. Gender and creative labour //The Sociological Review. – 2015. – Т. 63. – №. S1. – С.1.42Taylor S., Littleton K. Contemporary identities of creativity and creative work. Ashgate Publishing, 2012, 68-69.11достаточно представлены в исследовательской литературе (в частности, исследованиясотрудников театра в Германии43, исследования занятости в сфере визуального искусстваво Франции44, недавний активистский проект «Art Workers. Material Conditions and LabourStruggles in Contemporary Art Practice» и одноименная книга проливают свет на условиятруда художников в Скандинавии, Прибалтике и Германии45).Творческая занятость в сфере визуального искусства почти не изучалась вроссийском и постсоветском контексте: можно упомянуть лишь несколько работ.
Вчастности, А. Хохлова и А. Пивоваров анализируют участие художников в коллективнойработе (арт-группе) с помощью концепции рискового поведения «хождения по краю»С. Линга46. Автором активистского исследования Е. Абрамовой47 было проведено 15интервью с московскими художниками и кураторами, которые были опубликованы напортале Полит.ру. В своих комментариях к результатам проекта Абрамова упоминаетзначительную неформальность трудовых отношений, трудности в солидаризации иавтономизацию работников культуры.
Несмотря на то, что это исследование являетсяважным для понимания творческого труда в России, представляется необходимымупомянуть некоторые ограничения избранной методологии: например, выбранный форматинтервью (необходимость публикации) мог повлиять как на ход интервью, так и на отборинформантов.Несмотря на то, что российские работы по исследованию непосредственнотворческого труда пока немногочисленны, активно развиваются исследования по смежнымнаправлениям, результаты которых были учтены в работе над данной диссертацией.
Вчастности, российские исследования труда достаточно активно работают с проблематикойнестандартной занятости. Существуют как количественные, так и качественныеисследования фрилансеров, причем некоторые из изучаемых групп можно отнести к43Eikhof D.
R., Haunschild A. Lifestyle meets market: Bohemian entrepreneurs in creative industries //Creativityand innovation management. – 2006. – Т. 15. – №. 3. – С. 234-241; Eikhof D. R., Haunschild A. For art's sake!Artistic and economic logics in creative production //Journal of organizational behavior. – 2007. – Т. 28. – №. 5. –С. 523-538.44Benhamou F. Artists’ labour markets //A handbook of cultural economics. – 2003. – С. 69-75; Sanchez-Serra D.Artistic creative clusters in France: a statistical approach //Territoire en mouvement Revue de géographie etaménagement.
Territory in movement Journal of geography and planning. – 2013. – №. 19-20. – С. 6-18.45Erik Krikortz, Airi Triisberg & Minna Henriksson (eds.) Art Workers. Material Conditions and Labour Strugglesin Contemporary Art Practice» Berlin / Helsinki / Stockholm / Tallinn 201546Пивоваров А. М., Хохлова А. М. Риски творческой деятельности художников: «За» и «Против» участия варт-сообществах //Журнал социологии и социальной антропологии. – 2014. – Т. 17. – №. 1. – С. 139-154.47Абрамова Е. Условия труда творческих работников: итоги проекта.
2013 [онлайн] Доступно на:http://polit.ru/article/2012/09/30/altvorrabotnyki/ (дата доступа: 16 октября 2016)12творческихработникам(Д.Стребков,А.Шевчук)48:былиизученытакиепрофессиональные группы как дизайнеры, иллюстраторы, копирайтеры и переводчики,архитекторы49. Также в российской дискуссии представлены исследования IT сектора,прилегающего к креативным индустриям: О. Шкаратан, С. Инясевский и Т. Любимова50, Л.Земнухова51. Исследованы и уникальные группы, не часто становящиеся предметомотдельного анализа, например, работники заемного труда И.М. Козиной52.Цель и задачи исследованияОсновная цель данного исследования – определение специфики труда творческихработников, их идентичностей и карьер в контексте национальной системы производствакультуры в современной России.Подсистемойпроизводствакультурыпонимаетсякомплексинститутов,включающий в себя меры культурной политики (поддержки культуры); организации,связанные с созданием культурных продуктов, их распространением и потреблением,обучением искусству; сообщества производителей культуры.Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:1.
Дать общую характеристику актуальных теоретико-методологических подходов кизучению творческого труда на основании анализа существующей российской изарубежной научной литературы;2. Выявитьключевыечертысовременнойроссийскойсистемыкультурногопроизводства через сравнение с системами культурного производства западныхстран (на примере Великобритании);3.
Проанализировать условия труда в государственном и частном секторах сферывизуального искусства в России (макро уровень);48Стребков Д. О., Шевчук А. В. Трудовые траектории самозанятых профессионалов (фрилансеров) // МирРоссии. Социология. Этнология. 2015. Т. 24. №. 1; Стребков Д., Шевчук А. Фрилансеры в информационнойэкономике //Социальная реальность. 2008. №. 1. С. 23-39.49Стребков Д. О., Шевчук А. В., Спирина М. О. Самостоятельная занятость на рынке удалённой работы:распространение инновационной трудовой практики // Мониторинг общественного мнения: Экономическиеи социальные перемены.
2016. № 6. С.89-10650Шкаратан О. И., Инясевский С. А., Любимова Т. С. Новый средний класс и информациональныеработники на российском рынке труда // Общественные науки и современность. 2008. (1): 5–27.51Земнухова Л.В. «Айтишники чаще любят свою работу»: к обсуждению результатов исследования //Петербургская социология сегодня: Сборник научных трудов социологического института РАН. Вып. 4.СПб: Нестор-История, 2012: 88–115.52Козина И. М. Работники заемного труда // Социологические исследования.