Заключение организации (Философско-богословские предпосылки становления учения о природе души в антропологии Фомы Аквинского)
Описание файла
Файл "Заключение организации" внутри архива находится в папке "Философско-богословские предпосылки становления учения о природе души в антропологии Фомы Аквинского". PDF-файл из архива "Философско-богословские предпосылки становления учения о природе души в антропологии Фомы Аквинского", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РАНХиГС. Не смотря на прямую связь этого архива с РАНХиГС, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
«УТВЕРЖДАЮ» Ректор Николо-Угрешской духовной семинарии игумен Иоанн (Рубин) « ~ б» декабря 2018 г. ЗАКЛЮЧЕНИЕ религиозной организации— духовнои образовательной организации высшего образования «Николо-Угрешская Духовная семинария Русской Православной Церкви» Диссертация «Философско-бого ф - сл овские предпосылки становления учения о природе души в антропологии Фомы Аквинского» выполнена на библейско-богословской кафедре Николо-Угрешской Православной Духовной Семинарии.
период подготовки диссертации Шилов Евгений Вадимович состоял преподавателем библейско-богословской кафедры Николо-Угрешской Православной Духовной Семинарии (2014-2018) со и ), социально-гуманитарного факультета Российского Государственного Социального Университета (2009-2010, 2018). В 2003 году Шилов Е. В. окончил о бучение в Православном Свято-Тихоновском Богословском Институте по спе и ту ц альности «Теология» с присвоением степени «Бакалавр теологии» и в 2005 год магист ат ) у р 'уру по направлению «Теология». В 2008 году ок нч <бучение в заочном отделе аспи ант ь году окончил р туры Института Философии РАН по специальности «История западной философии» 09. ф ф ( .00.03), а также в очном отделе аспирантуры Православного Свято-Тихоновского о Гуманитарного Университета по направлению 09.00,13 — Философия и исто рия религии, философская антропология, философия культуры.
Научный руководитель — доктор философских наук, профессор Шмидт Вильям р афедры государственно-конфессиональных отношений Института государственной службы и управления ФГБОУ ВО Р «оссийская академия народного хозяйства и гос да ственн " у р ои службы при президенте Российской Федерации». По итогам обсуждения диссе та р .ции на библейско-богословской кафедре принято следующее заключение: 1.
Оценка выполненной соискателем работы. Диссертация Е. В. Шилова на тему: «Философско-богословские предпосылки становления учения о природе души в антропологии Фомы Аквинского» по специальности 09,00.13 — философская антропология, философия культуры, представленная на соискание ученои степени кандидата философских наук, является самостоятельной научно- квалификационной работой, в которой осуществляется системная реконструкция и комплексный анализ основных философских и богословских предпосылок «томистского синтеза» в отношении учения о природе души. Е.В. Шилов выделяет и раскрывает два основных подхода в учении о души, сформировавшиеся в античности — учение Платона и Аристотеля, которые характеризуются им как две независимые научные парадигмы. Далее автор рассматривает рецепцию этих парадигм христианскими авторами и выделяет основную проблематику, изза которой синтез этих систем казался невозможным.
Рассматривая эпоху Средневековья, Е.В. Шилов рассматривает попытки синтеза у представителей двух орденов доминиканцев (Альберт Великий) и францисканцев (Бонавентура). Наконец, в последней главе своего исследования автор анализирует учение Фомы Аквинского о природе души и причины„по которым синтез двух парадигм оказался успешным. Текст исследования характеризуется внутренним логическим единством и когерентностью, содержит новые научные результаты и положения, свидетельствующие о личном научном вкладе автора диссертации. Диссертант успешно решает поставленные задачи и достигает заявленной цели. Необходимо отметить достоверность и оригинальность сделанных выводов, а также качественное решение основных задач. Работа соответствует научным требованиям и критериям, что подтверждается планом диссертационного исследования и теоретико-методологическим инструментарием исследования.
Диссертация выполнена на высоком профессиональном уровне и представляет собой основательное, грамотное и подробное исследование в области философской антропологии. 2. Личное участие соискателя в получении результатов, изложенных в диссертации. Автором диссертационного исследования: а) Выявлены основные этапы формирования, развития, интерпретации и рецепции учения о душе от античности до Средневековья, существовавшего в виде двух парадигм, которые могли рассматриваться и как взаимоисключающие и взаимно противоречивые, и как взаимодополняющие, но, в любом случае, существующие самостоятельно вплоть до эпохи Позднего Средневековья; б) Реконструированы учение Платона о душе (как «старая парадигма») и учение о душе Аристотеля (как «новая парадигма»); в) Выявлены основные вехи рецепции этих двух парадигм через христианское осмысление (блаженный Августин, апологеты, представители Александрийской школы) и через мусульманское осмысление (Ибн Сина); г) Дан анализ учения о природе души у Ибн Сины, который явился своего рода связующим элементом в передачи аристотелевского учения о душе и рецепции этого учения на христианском Западе (в частности, Альбертом Великим); д) Проанализировано учение о разумной душе у непосредственных предшественников Фомы Аквинского — Альберта Великого и Бонавентуры; е) Показан процесс формирования мысли Фомы Аквинского в отношении учения о природе души как критическое осмысление двух существовавших парадигм; ж) Изучены особенности рецепции Фомой двух парадигм н пути их органичного синтеза.
3. Степень достоверности результатов проведенных исследований. Достоверность информации об исследуемом предмете достигается за счет всестороннего анализа выполненных ранее научно-исследовательских работ по изучаемой проблеме и применения философско-религиоведческого научно-методического аппарата. При использовании исследовательской и критической литературы автор учитывает различные точки зрения и формулирует собственную позицию с учетом актуальных научных разработок по изучаемой теме. Достоверность результатов проведенного исследования обосновывается и выбранной методологией, носящей комплексный характер, а также адекватным ее использованием.
Для обеспечения достоверности автор диссертации уделяет максимальное внимание оригинальным текстам Фомы Аквинского, а также текстам, использовавшимся диссертантом в ходе выявления основных философских и богословских предпосылок учения о душе рассматриваемого автора. Апробация результатов исследования осуществлялась в течение 14 лет в ходе лекционных и семинарских курсов, докладов на конференциях, рецензиях и статьях.
Материалы исследования: 1) применены при проведении лекционных и семинарских занятий в рамках преподавания курсов «Патрология», «Памятники древней церковной письменности», «Святоотеческая письменность», «Памятники древне-церковной мистической традиции» (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет и Николо-Угрешская духовная семинария, Центр дополнительного образования при Московской духовной академии), «История философии» 1Николо-Угрешская семинария), «Христианская антропология» (Центр дополнительного образования при Московской духовной академии), «Христианская антропология и поздневизантийское богословие» и «Религиозная философия» (Российский государственный социальный университет); 2) апробированы на заседании Семинара молодых исследователей ПСТГУ (доклад «Учение Фомы Аквинского о душе: старые проблемы, новые решения», 2012 г.), на международной и междисциплинарной конференции "Веаше, Ропчо1г е1 Чегщ дапз Гип1чегз сне 1а репзее аг1з1о1е11с1еппе" (1Л)пгчегз11е Раг1з 1Ч-БогЬоппе, Париж, Франция, 2013 г.), на международной богословской конференции, проводимой Институтом Восточно- христианских исследований Университета Неймегена им.
святого Радбода Утрехтского (2014 г.), на международной конференции, проводимой Стокгольмским Университетом (2015 г.), на 1Ч Научно-практической конференции «Культура в отражении философии и богословия: человек и символ» (РГСУ, 2018 г.); 3) доложены на заседании кафедры патрологии ПСТГУ (2007 г.), на методологическом семинаре сектора истории философии ИФ РАН (2009 г.), на презентации перевода «Дискуссионных вопросов о душе» Фомы Аквинского в Институте св, Фомы (2017 г.). Таким образом, результаты диссертационного исследования являются обоснованными, а высокая степень их достоверности достигается тем, что теоретические положения и выводы построены на проверяемых фактах и прошли апробацию в ходе научных дискуссий, а также последующую корректировку, сделанную на основе полученных в ходе обсуждений рекомендаций экспертов.
4. Научная новизна полученных результатов. Несмотря на наличие множества работ, освящающих отдельные вопросы, касающиеся исследуемой темы, до настоящего времени в отечественной науке не предпринималось попыток комплексного рассмотрения предпосылок томистского синтеза в учении о природе души. В данном диссертационном исследовании впервые: 1) проведена реконструкция развития двух ключевых парадигм — платоновской и аристотелевской, нашедших свое объединение в учении Фомы Аквинского; 2) расширен научный аппарат за счет конкретизации представлений о природе души у Ибн Сины и Альберта Великого, оказавших определенное влияние на Фому; 3) комплексно рассматрено учение о природе души по мало изученному и недавно переведенному на русский язык сочинению Фомы «Дискуссионные вопросы о душе»; 4) выявлена основная проблематика двух указанных парадигм, которая нашла свое разрешение в учении Фомы Аквинского.
5, Теоретическая и практическая значимость полученных результатов. Осуществленное Е.В. Шиловым диссертационное исследование имеет теоретическую и практическую значимость в контексте современных проблем философской и богословской антропологии и содержит перспективный потенциал для дальнейшей междисциплинарной разработки полученных результатов.