Источники российского трудового права, страница 4
Описание файла
PDF-файл из архива "Источники российского трудового права", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "юриспруденция" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата юридических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
С 23. Си.: Рубанов А.А, Лонятие источника права как проявление метафоричности юридического сознания - В кн.: Судебная практика как источник права. М., 1997. С 45 - 4б. 13 раскрыт исходя из исторического подхода к вопросу о его понимании. В юридической науке, как отечественной, так и зарубежной, нет ни только единого определения понятия «право», но и единого подхода к его определению и даже однозначного о нем представления .
Соответственно, сложилось множество теорий относительно понятия и ! сущности права Исходя из целей и задач настоящего исследования, в данной работе приводятся основные правовые теории лишь в общих чертах с целью показать чрезвычайную множественность и разнообразие точек зрения на понятие «источники права». Большинство авторов, исследовавших историю возникновения и развития правовых теорий (доктрин), их истоки и цели, справедливо выделяют два главных направления: идеалистическое и позитивистское.
Основной идеалистической теорией является одна из старейших и наиболее распространенных правовых доктрин — теория естественного права, которая в разные исторические периоды н у разных мыслителей (представителями естественно-правовой теории являются Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон, Г. Гроций, Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах, А.
Радищев и др.) приобретала неодинаковое содержание и идеологическую направленность. Наибольшее развитие и распространение эта теория получила в преддверии буржуазных революций Хч/П— ХУ111 вв., поскольку выражала буржуазные представления о справедливости и общем благе. Теория естественного права исходит из дуализма (двойственности) права. Наряду с позитивным правом, созданным государством, согласно этой теории существует высшее «естественное право», свойственное человеку от природы. «Естественное право» служит критерием оценки права позитивного.
Все, что в позитивном праве противоречит «естественному праву», недостойно уважения и не должно считаться правом. Поэтому право и закон могут не только не совпадать, но в некоторых случаях даже противоречить друг другу. Таким образом, с позиции теории естественного права главный источник правовых норм не воля законодателя (как считают представители юридического позитивизма), он заключен в самой природе вещей, человека, общества . з Теория естественного права подвергалась критике представителями исторической школы права (Г. Гуго, Ф. Савнньи, Г.-Ф.
Пухта и др.), особенно в Германии в начале Х1Х в. Они считали, что право — зто не более чем продукт эволюции народов, результат постепенного роста народного духа и свойственно каждой нации. Согласно учению этой Общая теория государства и права. Академический курс в 2-я т. /Отв. Ред. МИ. Марченко. М, 1998, Т.2. С. 7. Подробнее смг Голунский С.А., Строгович МС. Теория государства и права.
М, 1940. С 222 — 226; Шебанов А.Ф. О понятияя источника права и формы права // Правоведение, 1965, 1т 4. С. 23; Беряселв Ж. - Л. Общая теория права. М., 2000. С. 41; Теория государства и права: Учебник/Под ред. А.Ф Черданиева. М, 2001. С. 192-193; История политическая и правовыл учений: Учебник/Под ред. О.Э. Лейста. М, 2002.
С. 47- 58, бб — 70, 240 — 248, 258 — 263, 291 — 297, 327 — 333, 380 — 384, 643 - 647. 14 школы право не устанавливается государством, а источником права как силы, творящей право, является «народный дух», в котором заключено так называемое положительное право до того, как оно выразится вовне, в тех источниках права, по которым общество познает право (в обычае, законе и др.). Первоначальная форма права — обычай, который затем закрепляется государством в форме закона, а потом уже изучается и истолковывается юристами . Кроме теории естественного права, к идеалистическим теориям права относятся также теологические теории, психологическая теория права и др.
Теологические теории, которые тесно связаны с идеологией мировых религий; иудаизма, буддизма, христианства, ислама, были исторически первым объяснением сущности права: право создано Богом для регулирования поведения людей, дается человеку через посредника, пророка или правителя и выражено в Священном писании . Одним из выдающихся теоретиков права России Л.И. Петражицким в начале Х1Х в. была создана оригинальная психологическая теория права, идеи которой были восприняты и на Западе (представителями психологической школы права были Г. Тард, Л.
Кнапп, А. Бирлинг, Э. Ленинг, Р. Вест, П. Сорокин)~. Л.И. Петражицкий считал, что «обычное право, законное право и т.д., т.е. веления законодателя и т.д., не есть само позитивное право, а разве только «источник» его, факты, вызывающие в психике знающих о них позитивные правовые переживания», а «под именем учения о так называемых с<источниках права» «скрывается учение о видах позитивного права» . Исходя из этого, сторонники психологической школы права считали, что первичными в праве являются психическое правовое переживание, правовые эмоции, а норма права представляет собой результат такого переживания, а значит источником права является «сочетание неких атрибутивных и императивных притязаний, проявляющих себя в комплексе в эмоциональной сфере адресата права»~.
Позитивистские теории также неоднородны, и их трудно объединить в одну общую теорию. Как правило, выделяют следующие виды позитивизма: юридический, ' См.: Шебанов А.Ф. О понятиях источника права и формы права // Правоведение, 1965. Лй 4. С. 23 — 24; Вержель Ж-Л. Указ. соч. С. 45; Голунский СА,, Строгович МС. Указ. соч. С. 228 — 230; История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. М., 2002. С. 413- 416. Подробнее см.: История политических и правовых учений: Учебник /Под ред. О Э. Лейста.
М, 2002. С. 26 — 31, 70 — 77 80 — 82, 99 — 102. Теория государства и права. Учебник/ Под ред. А.Ф. Черданцева. М, 2001. С 191-192. Подробнее смл Шебанов А.Ф. О понятиях источника права и формы права//Правоведение, 1965, Лй 4. С. 24 — 25; Голунский С.А, Строгович МС. Указ. соч. С. 236 — 239; Теория государства и права: Учебник ' Под ред. А.Ф. Черданцева М, 2001. С.
195-196; История политические и правовых учений: Учебник/Под ред. О.Э. Лейста. М, 2002. С. 607 — 610. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности СПб., 2000. С. 412; Кечекьян С.Ф. О понятии источника права // Ученые записки М1 У. Труды юридического факулыпета. Вып 116. Кн. 2. М, 1946. С. 7, 15 — 16. ВенгеровА,Б. Теория государства и права/Учебник.
М, 1998, С. 403. 15 социологический и научный . Юридический позитивизм отрицает «естественное право», посколысу познаваема только позитивная реальность. Согласно этой теории право — факт реальности, позитивный факт, который исходит от власти, является приказом власти, поддержанным санкцией принуждения. Соответственно, право есть результат только правотворческой функции государства, независимой от экономических и классовых отношений.
Исходя из этого, в рамках юридического позитивизма создается концепция правового государства, Одним из направлений юридического позитивизма является нормативизм, 3 который характеризуется крайним проявлением формализма в теории права, поскольку рассматривает право только как объекгивную логическую форму, абстрагированную от социального, психологического и исторического содержания, существующую как бы в «чистом виде» (отсюда и название нормативизма — «чистая теория права»). В соответствии с нормативистской теорией каждая норма низшего порядка действует согласно процедуре, указанной высшей нормой, сила одних норм опирается на другие, высшие нормы, а не на реальные факторы.
В основании пирамиды норм, составляющих позитивное право, лежат индивидуальные нормы (решения судов илн административных органов, договоры н т.п.). Исходя из этого, источником права признается некая абстрактная «основная норма>, существование которой презюмируется. При этом источник права может обозначать как способы создания права, так и способы его применения". Социологический позитивизм (социологическая школа права) сложился в полемике с юридическим позитивизмом.
Сторонники социологического направления подчеркивали недостаточность нормативного подхода к праву. Они рассматривали общество как целостный организм, все части которого подчинены единым законам, и призывали изучать право во взаимодействии с другими элементами социальной системы, Представители социологической теории (Е. Эрлих, Р. фон Иеринг, Л. Дюгн, М. Ориу, Р. Паунд, М. Вебер, Т.
Парсонс и др.) противопоставили праву в законах понимание права как «живого», динамичного правопорядка . 4 Согласно теории научного позитивизма источником права являются факты Бержель Ж.-Л. Общая теория права. М, 2000. С. 48. Подробнее смг Бержель Ж-Л Указ. соч., С.
48-52; Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.Ф. Черданцева. М, 200!. С. 193-194; История политическик и правовык учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. М, 2002. С. 429 — 442, 486- 490. Подробнее см.: голунский С.А., Строгович МС. Указ. соч.