Отзыв ведущей организации (сост. Соколова Е. В.) (Эволюция автобиографических форм в творчестве Ж.-П. Сартра (на материале «Дневников странной войны» и «Слов»))
Описание файла
Файл "Отзыв ведущей организации (сост. Соколова Е. В.)" внутри архива находится в следующих папках: Эволюция автобиографических форм в творчестве Ж.-П. Сартра (на материале «Дневников странной войны» и «Слов»), Документы. PDF-файл из архива "Эволюция автобиографических форм в творчестве Ж.-П. Сартра (на материале «Дневников странной войны» и «Слов»)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
г''" ' ';с"'~>"."1"","м ~4~ тверждаю>> «~~Ф» '~б;"(~ ф ,.; „' ог>и ",й.".. он рАН йцев 017 г. ОТЗЫВ ведущей организации о диссертации Шуриновой Натальи Сергеевны на тему «Эволюция автобиографических форм в творчестве Ж.-П. Сартра (На материале «Дневников странной войны» и «Слов»)», представленной на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10.01.03 — «Литература народов стран зарубежья (европейская и американская литература)». В своей диссертации Н.С. Шури нова обращается к наследию французского писателя и философа, одного из основателей экзистенциалистского направления в философии, Ж,-П.
Сартра (1905-1980), Сосредоточив внимание, главным образом, на автобиографических аспектах, диссертантка ставит своей целью проследить развитие формы проявления автобиографического в творчестве писателя на протяжении более 20 лет его творческой эволюции: с 1939 г., когда были начаты «Дневники странной войны», до середины 1960-х годов (1963 г. — год первой публикации «Слов»). Два текста, выбранные диссертанткой для подробного анализа, естественным образом структурируют исследование, разбивая его на три главы.
В первой изучается широкий контекст развития жанра автобиографии в пространстве французской культуры и обосновывается используемая далее методология. Во второй и третьей главах подробно исследуются два 1 названных выше произведения с точки зрения преломления в ннх (с учетом жанровых конвенций и особенностей) феноменологии самонаблюдения в том виде, какой она принимает у Сартра в соответствующий период времени. Иными словами, сосредоточив внимание «в крайних точках эволюции автобиографических форм в творчестве Сартра» (с.
9), автор диссертации впервые в отечественном литературоведении вскрывает «жанровую динамику автобиографической практики Сартра в связи с различиями в его экзистенциалистской концепции и литературных представлениях>э (с. 13) на разных этапах жизни н творчества. На пути к достижению основной цели исследования Н,С. Шуринова решает ряд вспомогательных задач, которые могут предсгавлять и самостоятельный интерес для исследователей в разных областях гуманитарных наук.
Так, в работе описываются и систематизируются важные свойства дневника и автобиографии как литературных жанров с акцентом на близких Сартру жанровых модификациях — в первую очередь, «экстимном дневнике», романизованной биографии и автобиографии; через выявление жанровых и стилистических особенностей анализируемых текстов раскрывается своеобразие сартровской «поэтологии самоисследования»; формулируются нюансы философских идей Сартра в разные периоды жизни в их феноменологическом, марксистском, экзистенциальном и психоаналитическом преломлении; интерпретируются и уточняются те понятия сартровского словаря, которые особенно важны для понимания его подходов к самоисследованию («трансцендентность эго», «универсальная единичность» и др.); вводится понятийный аппарат («экстимный дневнию>, «автотеоретнзация»), продуктивно служащий заявленным целям. Многоплановость попутно разрешенных задач обьясняется не только междисицплинарным характером самой заявленной проблематики, связанной с автобиографическими формами в литературе и с особенностями выбранного для исследования писателя, но и широким научным кругозором диссертантки, ее умением выбирать свежую перспективу, сочетать аналитические и синтетические подходы к научному исследованию.
С этой точки зрения диссертационное исследование Н.С. Шуриновой представляет интерес не только для литературоведов, но и для философов„и психологов, поскольку раскрывает возможности привлечения актуальных художественных текстов в качестве дополнительного источника материала, отражающего текущее состояние как личности — в ее творческой ипостаси; так и общества. К неоспоримым достоинствам данной работы помимо тщательного анализа выбранных текстов следует отнести продуманную структуру, последовательность и логичность изложения, ясный язык, наличие компактной формулировки основных выводов в конце каждой главы, Причем последнее нисколько не диссонирует с «Заключением» как самостоятельным разделом диссертации, подьггожившощим ее результаты.
Несмотря на то, что сущность выводов остается неизменной, диссертантке удается избежать неуместных повторов — за счет едва заметного смещения ракурса изложения представив содержание работы в концентрированном и по-новому проясненном виде. Выявленная в диссертации траектория эволюции автобиографической практики Ж.-П. Сартра позволяет увидеть не только ряд содержательных различий между произведениями, отнесенными к разным ее полюсам, но и глубинные сходства, которые теперь могут служить иллюстрацией индивидуальных особенностей, присущих личности писателя и характерных для его индивидуального стиля в целом.
К сущностным сходствам обоснованно отнесены отраженная в обоих текстах «идея экзистенциального проекта» (с. 155); выход за пределы традиционных реализаций выбранного жанра подачи автобиографического материала; коммуникативная направленность, выраженная как в «Дневниках» ~через присутствие «косвенного адресата»), так и в «Словах» ~за счет «ангажированности» вЂ” в смысле стремления к опровержению $ $ ! социального мифа об исключительности писательской судьбы).
Кроме того, оба текста пронизаны писательской метарефлексией, сомнениями Ж.- П. Сартра в принципиальных возможностях автобиографического жанра как инструмента самопознания — проявляющимися через «метафизический оптимизм» в «Дневниках» и через «писательский невроз» (с.
155) в «Словах». Замечания немногочисленны, носят сугубо частный характер н затрагивают лишь уровень стиля — в целом, почти безупречного. Так, некоторое недоумение вызывает содержащая логический парадокс фраза: «...он был вынужден совершать свободный выбор» (с. 61). На следующей странице ~с. 62) — по контрасту со стилистической выверенностью остального текста внимание читателя отвлечено стилистической небрежностькк за троекратным повтором однокоренных слов «задумываетэ - «задумка» " ((задумал» навязчиво следуют три «которых» в четырех строчках. На с, 110 отмечено избыточное повторение характеристики «метода эмпатии».
На переходе ог с. 111 к с. 112 читатель несколько теряется, не в силах обнаружить момент, когда автор диссертации перешел от обсуждения «Идиота в семье» к «Словам», и рискует причислить и первую из названных книг к автобиографиям... Не ясно также, о какой переводчице «Слов» идет речь на с. 129, где цитируется французский первоисточник, указание на русский перевод отсутствует, а в примечании внизу страницы приведен перевод автора диссертации. При этом содержательность и научная ценность диссертационного исследования Н.С.
Шуриновой не вызывают сомнений. В нем разрабатываются актуальные идеи, предлагаются интересные ракурсы и подходы, помогающие глубже понять явления современной культуры в их взаимосвязи. Исследование обладает научной новизной, характеризуется независимостью суждений и полностью соответствует требованиям п, 9-11, 13, 14 «Положения о присуждении ученых степеней» (утверждено Постановлением Правительства РФ от 24 сентября 2013 г, № 842), предъявляемым к диссертациям на соискание ученой степени кандидата наук, а ее автор заслуживает присуждения искомой ученой степени. Содержание работы адекватно отражено в авторефераге и публикациях, Отзыв составлен старшим научным сотрудником Отдела литературоведения, кандидатом филологических наук Е.В.
Соколовой, обсужден и утвержден на заседании Отдела литературоведения (протокол № 9 от 13.04.2017). Зав, Отделам литературоведения ИНИОН РАН, кандидат филологических наук /Е.А, Цурганова/ 18 апреля 2017 г. Составитель отзыва: Соколова е,лизавета Всеволодовна кандидат филол. наук, старший науч. сотр. Отдела литературоведения ФБГУН ИНИОН РАН Почтовый адрес: 117420, г. Москва, ул. Профсоюзная д, 43, к,1, кв. 6. Тел.: +7 903 6258135 Избранные публикации (2015-2016 гг.): 1.
Соколова Е.В. «Освоение прошлого» через расширение автобиографического дискурса: П. Шнайдер «Возлюбленные моей матери» (2013) и Пер Лео «Вода и почва» (2014) Р Метаморфозы жанра в современной литературе: Сб, науч. тр, / Отв. ред, Е.В. Соколова, Сост,: Н,Т. Пахсарьян, А.А. Ревякина. — М.„20Г5 — С. 227-246.
2, Соколова Б.В. Освоение прошлого в литературе современной Германии: Аналит. обзор / Отв. ред. Е.А. Цурганова. — М., 2016. — 107 с. Плут, монстр или святой? М. Кельмайер «Приключения Йоэля Шпацирера». (Сводный реферат) д Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7. Литературоведение: РЖ / РАН ИНИОН, Центр гуманит. науч.-информ, исслед. Отдел литературоведения. — М., 2016.— №1.
— С. 178-184. Пер Лео: Роман «Вода и почва» и следование «Воля к сущему». (Сводный реферат) д Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература, Сер. 7. Литературоведение: РЖ / РАН ИНИОН, Центр гуманит. науч.- информ. исслед. Отдел литературоведения.
— М., 2016. — №1.— С. 184-192. .