Отзыв официального оппонента (авт. Полосина А. Н.) (Философско-антропологические аспекты художественного творчества Л. Н. Толстого в контексте феномена интермедиальности)
Описание файла
Файл "Отзыв официального оппонента (авт. Полосина А. Н.)" внутри архива находится в следующих папках: Философско-антропологические аспекты художественного творчества Л. Н. Толстого в контексте феномена интермедиальности, Документы. PDF-файл из архива "Философско-антропологические аспекты художественного творчества Л. Н. Толстого в контексте феномена интермедиальности", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Отзыв официального оппонента о диссертации Светланы Александровны Асеевой «Философско-антропологические аспекты художесгвенного творчества Л.Н. Толстого в контексте феномена интермедиальности», представленной на соискание ученой степени кандидата филологических наук 1специальность 10.01.01 — русская литература).
Исследование С.А Асеевой посвящено важной проблеме творчества Л.Н. Толстого и построено на материале произведений Л.Н. Толстого «Война и мир», «Анна Каренина, «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», а также иллюстраций к этим произведениям М,С. Башилова, Л.О. Пастернака, Д.А. Шмаринова, А.В, Николаева, М,А. Врубеля, М,В. Нестерова, О,Г. Верейского, Е.М, Бем, Г.М. Манизера, А.А.
Алексеева, К.И. Рудакова, Н.А. Тырсы, Н.И. Пискарева, А.И. Самохвалова, И.Е. Репина, В.М. Басова, И.И. Харкевича, Н.А. Ломакина, К.Ф. Саксена, Р. Принс, В. Гейера, Ю.В. Иванова, Р.В. Писарева и, кино- и телеэкранизаций, необходимом для репрезентации филосОфско-антрОпОлогических смыслОВ художестВенного творчества Л.Н.
Толстого, кото1?ый позволил диссертанту сформулировать новое представление о понимании феномена интермедиальности. Диссертация СА. Асеевой свидетельствует о том, что ею проделана значительная исследовательская и источниковедческая работа, введены новые материалы. Подняты и разработаны важные для толстоведения проблемы, Современное толстоведение постоянно находится в пОиске, формирук?тся новые подходы, В том числе пОдхОд, предлагаемый диссертантом, методологическую основу которого составили идеи системного подхода к изучению проблемы философско-антропологических аспектов художественного творчества Л.Н.
Толстого в контексте феномена интермеДиальности, В Диссертационном исслеДовании основательно отражено зто направление в изучении художественного творчества Л.Н. Т~~стого. ИстОрия изучения вопроса, предмет, цель и задачи исследования обоснованы и четко сформулированы, ярко раскрыта научная новизна и положения, вынесенные на защиту. Диссертация С.А. Асеевой посвящена такой чрезвычайно интересной и редкой теме, как сопряжение художественного гворчества Л.Н.
Толстого с такими видами искусства, как живопись, музыка, кинематограф, телевидение, которая в толстоведении почти не затрагивалась. Автору удалось не только привлечь к ней внимание, но и разработать ее в разных аспектах. Взаимодействие литературы с этими видами искусства раскрывает возможности творческого подхода к новым интерпретациям в живописи, графике в Х1Х-ХХ вв. как это показано диссертантом. Исследования иллюстраций и экранизаций произведений Толстого имеют важное практическое значения в сфере музейного дела, поскольку они расширяют наши представления о творчестве писателя-мыслителя, художника слова.
Диссертационное исследование С.А. Асеевой актуально для современной российской гуманитарной науки тем, что в нем впервые рассматривается проблема, связанная с современными тенденциями литературоведения в исследовании художественного метода Л,Н. Толстого как процесса творческого осмысления и восприятия традиций толстоведения, Тема диссертации обусловлена необходимостью осмысления философско- антропологических аспектов художественного творчества Л.Н, То~стого в контексте феномена интермедиальности, Композиция диссертационного исследования С.А.
Асеевой отличается выверенностью и взвешенностью. Живописные, графические, кинематографические и телевизионные интерпретации примеров иллюстрирования и экранизаций произведений Л.Н. Толстого таких, как «Война и мир», «Анна Каренина, «Смерть Ивана Ильича», а также «Крейцерова соната», обстоятельно изучены, скрупулезно разобраны и блестяще соотнесены диссертантом с авторскими смыслами.
Несмотря на сложнейшие, философски насыщенные произведения Толстого, трудно поддающиеся интермедиальной трактовке, то есть, переводу на язык других видов искусства, решены веско и доказательно, При переводе литературного произведения на языки других искусств диссертантка видит свою цель в выявлении возможности передать «философски-антропологические смыслы», которые представлены в художественных произведениях Л.Н. Толстого. Одной из самых привлекательных сторон работы является убедительное теоретическое обоснование возможности воссоздания философского потенциала художественных произведений в пространстве изобразительного искусства, кинематографа и телевидения в контексте таких ключевых„толстовских категорий, как рождение, смерть, любовь, природа.
Надо признать, что автору весьма успешно удалось представить многообразный материал по теме: живописные и графические работы, кинофильмы и сериалы, которые тщательно систематизированы диссертантом. Особое внимание автора сосредоточено на интермедиальной интерпретации философских аспектов исследуемых текстов, характерных для творческого стиля Толстого, в котором сочетаются элементы романа и философии. Автор убедительно доказывает, что художественное творчество Л.Н. Толстого образует единую эстетико-философскую систему, центральное место в которой занимает проблема бытия человека в мире, в значительной определяющегося такими антропологическими категориями, как рождение„смерть, любовь, природа.
Уже в названии отражена уникальность темы диссертации, многосоставность объекта изучения и многоаспектность методологии, Диссертация является блестящим образцом исследования форм философско-антропологических аспектов художественного творчества Л.Н. в контексте феномена интермедиальности, который соответствует художественной целостности произведений Толстого.
Автореферат автора позволяет составить хорошее впечатление о логике исследования, изложение материалов ведется на высоком научно- теоретическом уровне. Диссертационное исследование актуально научным поиском, научной проблематикой, научной новизной, содержанием и авторским вкладом в исследование философско-антропологическнх аспектов художественного творчества Л.Н. Толстого, Автор вносит свой вклад в изучение литературоведческих концепций на уровне отдельных положений.
Диссертация, Светланы Александровны Асеевой отличается глубиной исс~~довательскоЙ мысли, строгой ~ау~~~Й корректностью, тшательным филологическим анализом, соответствует квалификационным требованиям, применяемым к кандидатской диссертации ~п, 9, 10 «Положения о присуждении ученых степеней»). Ее автор заслуживает присуждения ей ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10.01.01— русская литература, Федеральное Государственное Учреждение Культуры Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н.
Толстого «Ясная Поляна». Алла Николаевна Полосина Старший научный сотрудник Кандидат филологических наук (ИМЛИ РАН 2008) 300039 Тула„у. Макаренко„9, кв. бб Музей-усадьба Толстого «Ясная Поляна» Адрес 301214 Музей Л.Н.Толстого и/о Ясная Поляна, Щекинский р-н, ~4872) 24-22-64 (дом,) А.Н. Полосина Последние публикации: 1. А.Н. Полосина. Переводные книги ХЛ11 — начала Х1Х вв. в библиотеках А. С. Пушкина и Л.Н.
Толстого // Михайловская пушкиниана: «... по утрам я читал, упражнялся в переводах...» 1«Библиотека в усадьбе») // Михайловское: Пушкинский заповедник, 2016. Вып. 67. С. 65 — 77. 2, А.Н. Полосина, История французских книг ХЪ'Ш века в личной библиотеке Л.Н. Толстого // Россия и западно-европейское Просвещение: Сборник научных трудов // Санкт-Петербург: Российская национальная библиотека; Петровское историческое общество, 2016. С. 456-470. 3. А.Н. Полосина, «История государства российского» Н.М, Карамзина в восприятии А.С, Пушкина, И.С.
Тургенева и Л,Н. Толстого // Проблемы изучения русской литературы ХЧ111 века: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 17. Санкт-Петербург; Самара: ООО «Научно-технический центр», 2016. С. 88-95. 4, А.Н. Полосина «Необходимая неприятность?» (Гендерные воззрения Льва Толстою) // Философия России.
Первая половина ХХ века / Ред. А,А. Гусейнов, Т,Г. Щедрина, М.: РОССПЭН, 2014. С. 130-139, 574 с, 5. А11а Ро1ояпа, 1.'аг1 рауза8ег с1апз 1а ле ет Гиц те де То1зто1 // СаЫегз 1.еоп То1з1о1: 1.а пашге дапз Гсемте де То1зто1, риЫ1е зопз 1а гедаст1оп де М1с1зе1 Апсоцшпег. Раг1з: 1пзйш д'еШдез з1а~ез, 2013, № 25, Р, 73-88. .