Отзыв официального оппонента (авт. Кабанова И. В.) (Трансформация жанра биографии в творчестве Питера Акройда), страница 2
Описание файла
Файл "Отзыв официального оппонента (авт. Кабанова И. В.)" внутри архива находится в следующих папках: Трансформация жанра биографии в творчестве Питера Акройда, doc. PDF-файл из архива "Трансформация жанра биографии в творчестве Питера Акройда", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Шубина называет«деперсонализированными биографиями». По поводу такой набирающей унас популярность проблемы, как география места в литературе, следуетотметить полную самостоятельность М.В. Дубковой в привязкевозникновения жанра к эпохе постмодерна, в определении местагеобиографии среди прочих жанровых разновидностей литературыпутешествий. В работе не упомянуты ни создатели западной геокритикиБертран Вестфаль и Роберт Тэлли, ни наш Дмитрий Замятин, автор книги«Культура и пространство: моделирование географических образов».Диссертантка, однако, разрабатывает в первых разделах главыинструментарий, необходимый ей для анализа ее материала.
В анализепрекрасно изученного бестселлера «Лондон. Биография» ей удается открытьновые грани в сложном тексте Акройда через сопоставление с «БиографиейЛондона» К. Хибберта. Двухстраничный раздел «Лондон глазамифантазеров» слишком мал по объему, чтобы адекватно раскрыть значениевыделения соискательницей трех эпох в истории Лондона, констант ихсоотношения в романах Акройда. Раздел «Темза» проводит мысль обиспользовании автором символики воды и реки в качестве метафор для егокартины мира, для иллюстрации постмодернистских идей изменчивости,динамики и непознаваемости бытия. Раздел «Венеция» также содержитматериал для развития мотивов забкости, тайны, зазора между видимойповерхностью и истинной сущностью, своего рода когнитивного тумана, носоискательница, приводя соответствующие цитаты, подчеркивает, чтодоминантами в образе Венеции становятся ее экономика и культура. Ввыводах из второй главы появляется акройдовская концепция императива4места, которая лежит, как мы считаем, в сердце его творчества и наиболееплодотворно разработана для Лондона.
Упоминание ее служит мостиком ктретьей главе диссертации, где заключительный раздел подробнокомментирует смысл и значение акройдовского «императива места». Втораяглава о «геобиографиях» показалась нам одновременно самой показательной,самой отважной, и самой удачной в диссертации.Третья глава уточняет предложенную А.В. Шубиной классификацию,выделяя среди ее «деперсонализированных биографий» особый подвид,представленный в диссертации одним текстом – «Альбион.
Истокианглийского воображения». Для его анализа привлекаются сборники эссеписателя. Если в «геобиографиях» объект описания – некое географическоепространство – Акройд прямо уподоблял человеку и тем оправдывалприменение к ним термина «биография», то в «Альбионе» объект описания –английскость, сложный духовный конструкт; М.В. Дубкова полагает, что издесь понятие биография уместно, поскольку а) воображение живет иразвивается (с.
129), б) в центре английского воображения неизменно стоитличность (с. 130), а самым характерно-английским типом личностиоказывается «фантазер». Указывая на фрагментарную, эссеистическуюформу «Альбиона», соискательница и сама как будто создает в этой главецепочку эссе, каждое из которых посвящено какой-то стороне поэтикиАкройда – влиянию на него модернизма, пониманию традиции иинтертекстуальным связям внутри его творчества, концепции «императиваместа».Все три главы завершаются подытоживанием выводов по каждой израссмотренных жанровых разновидностей биографии. Окончательныевыводы по работе содержатся в заключении, где убедительноформулируются особенности консервативного (в смысле смотрящего назад, вмодернизм) постмодернизма Акройда, лирическая открытость авторапризнается характерной чертой поздних биографий, написанных в формеэссе.
Вывод о том, что Акройд «уничтожает границу между биографией иисторией, с одной стороны, и биографией и художественной литературой, сдругой» (с. 150) полностью отвечает современной теории биографическогожанра.Приложения к диссертации А и Б – «Об игре» и «О философииБергсона» – опять-таки чрезвычайно лаконичны, их необходимость вструктуре работы под вопросом.Библиография к диссертации насчитывает 158 названий.Как известно, Акройд работает не в одиночку; сражать читателяэрудицией ему помогают исследователи-помощники, и трудно предъявлять кдиссертантке требование соответствовать по эрудиции этому коллективу.Однако отметим, что первый роман Акройда – не «Последнее завещаниеОскара Уайлда» (с. 27), а вышедший годом ранее «Великий лондонскийпожар»; трудно опознать Уиндэма Льюиса в П.У. Льюисе со с. 55 (хотя,разумеется, это его полное имя); Чосер бывал в Италии, но никак не мог там5Кабанова Ирина ВалерьевнаПрофессор кафедрырусской и зарубежной литературыИнститута филологии и журналистикиФГБОУ ВПО Саратовский государственный университетимени Н.Г.
Чернышевского,доктор филологических наукдоцентПочтовый адрес: ул. Астраханская, 83, СГУ, XI корпус, комн. 222, Саратов,410012.Тел.: 8-8452-210637Электр. почта: ivk77@hotmail.comПубликации:Английская проза XIX-ХХ вв.: Учеб. пособие по спецсеминару для студентовнаправления «Зарубежная филология». Саратов, ИЦ «Наука», 2014.Образ тропической колонии в творчестве Ивлина Во // Изв. Сарат. ун-та. Нов.сер. Сер.
Филология. Журналистика. 2015. Т. 15, вып. 1. С. 77 -8.Философия романа Дж.М.Кутзее «Детство Иисуса» // Вестн. Пермск. ун-та.Российская и зарубежная филология. 2015, вып. 1 (29). С. 137-145.Рец. на: Вулф В. Обыкновенный читатель.
М., 2012; Вулф В. День и ночь.М., 2013. Сост. и пер. Н. Рейнгольд. ( Серия Литературные памятники. //Вопросы литературы. 2015, № 5. С. 400-403.