Диссертация (Традиции русской классической литературы в осмыслении китайских прозаиков (Чехов и Лу Синь)), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Традиции русской классической литературы в осмыслении китайских прозаиков (Чехов и Лу Синь)". PDF-файл из архива "Традиции русской классической литературы в осмыслении китайских прозаиков (Чехов и Лу Синь)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
он встретил около почтызнакомого полицейского надзирателя, который поздоровался и прошёл с ним поулице несколько шагов, и почему-то это показалось ему подозрительным» [Чехов1977, 8 т: 77]. Болезнь со временем прогрессировала. Громов начинает избегатьлюдей и стремиться к уединению. Его преследует панический страх того, что егоподставят или он сам по неосторожности допустит серьёзную ошибку, из-закоторой у него начнутся неприятности на работе.
Здесь писатель А. П. Чехов какврач очень тонко и детально показывает душевные муки больного, боящегосянегативных действий со стороны чужих людей.48Вместе с тем Чехов также следит за внутренним превращением доктора Рагина:«Когда-то очень давно доктор Рагин энергично работал, пробовал добиватьсяулучшений, но скоро убедился в безнадёжности всех попыток упорядочить дело<…> Он замкнулся в своей квартире и ушел в чтение философских иисторических книг» [Бомейко, 2009: 57].Доктор Рагин как живой труп, равнодушный к страданию чужих, к презрению,к пошлости поведения. Он знал, что это не самый лучший путь, но не имел волиизменить что-либо. После разговоров с больным Громовым о философии иистории доктор Рагин начинает считать, что Громов говорит очень правильно имысли его даже мудры.
Так Рагин был «пробужен» словами Ивана Дмитрича,сумасшедшего, лежавшего в палате № 6. Как будто после двадцати летразмышления он наконец-то понял истину и пришел к мысли, что больнообщество, а не этот человек.После разговора с Иваном Дмитричем Громовым доктор не боится высказатьсвое мнение и не волнуется, насколько то, что он советует, действует на других.Когда сторож больницы ругает его, он решительно отказывается примириться сситуацией.Чехов не был первооткрывателем темы сумасшествия в русской литературе.Здесь он наследует традиции Гоголя, автора «Записок сумасшедшего».Крупнейшие представители мировой литературы исследовали эту тему в своихпроизведениях.
У многих из них образы сумасшедших сквозные, они проходятчерез все творчество: Э. Т. А. Гофман, Ф. М. Достоевский, Э. А. По, У. Шекспир,М. Сервантес, А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. С. Пушкин, М. А. Булгаков, Ф,Сологуб, А. Камю, В. М. Гаршин, П, Зюскинд, Дж. Р. Фаулз и Кен Кизи и др.Порой авторы изображают сумасшедших через их иррациональное поведение,чтобы оттенить их образами так называемое «рациональное общество», вдействительности очень нездоровое. Также и в двух рассматриваемых повестях49писатели-врачи предлагают нам как диагноз болезнь социума и указывают напричины внутреннего заболевания.Чехов и Лу Синь ставят один и тот же вопрос перед читателями: ктонастоящий сумасшедший? И доктор Рагин, и рассказчик в «Дневникесумасшедшего» (его имя не названо) задаются тем же вопросом: кто болен,пациент или общество? А в девятой главе повести «больной» Иван ДмитричГромов говорит: «Но ведь десятки, сотни сумасшедших гуляют на свободе,потому что ваше же невежество не способно отличить их от здоровых...
Вы,фельдшер, смотритель и вся ваша больничная сволочь в нравственном отношениинеизмеримо ниже каждого из нас, почему же мы сидим, а вы нет?» [Чехов, 1947, 8т: 130].Громов как бы озвучивает то, о чём читатель думает. Он никому не мешает,никого не грабит и не убивает, даже не говорит гадостей. Если мы сравниваемГромова со смотрителем, кастеляншей и фельдшером, которые грабили больных,а также со старым доктором, который занимался тайной продажей больничногоспирта, оказывается, что Громов очень порядочный человек. Хотя в характередоктора Рагина существуют явные недостатки, всё же он не намерен делать плоходругому и даже никогда не общается в приказном тоне с нижестоящими.Доктор Рагин – человек мыслящий, он чётко знает, что для улучшениябольницы недостаточно одной только его воли. Он приходит к выводу, что «еслифизическую и нравственную нечистоту прогнать с одного места, то она перейдётна другое; надо ждать, когда она сама выветрится» [Чехов, 1977, 8 т.: 83].
Нотаких умных людей, как доктор Рагин, мало. Герой отчасти напоминаетреволюционера Ся (персонаж из рассказа Лу Синя «Снадобье»). Похож надоктора Рагина и Иван Дмитрич Громов, который имеет передовые мысли и недумает о своей выгоде, однако то, что он говорит и делает, вредит интересамдругих людей, удобно устроившихся и живущих в соответствии с законами этого50общества.Разумеется, такой передовой человек не может получить поддержку народа, ион не избегает несчастной судьбы. В рассказе Лу Синя «Снадобье» человек такжеостаётся одиноким потому, что мыслит. В такую мрачную эпоху только немногиелюди готовы противостоять обществу — такие, как доктор Рагин, революционерСя, Иван Дмитрич Громов и даже сумасшедший в «Дневнике сумасшедшего»(хотя в конце повести он покорился судьбе).
Немногие из них решаются в итогена протест, только доктор Рагин и революционер Ся.Диалог между сумасшедшим Иваном Дмитричем и доктором АндреемЕфимычем Рагиным показывает читателю, что речь пациента выстроенадостаточно логично, слова Ивана Дмитрича полны осмысления жизни с точкизрения философии. Удивительно, но пациент легко понимает особенностихарактера доктора Рагина и его отношение к работе и жизни: «От природы вычеловек ленивый, рыхлый и потому старались складывать свою жизнь так, чтобывас ничто не беспокоило и не двигало с места. Дела вы сдали фельдшеру и прочейсволочи, а сами сидели в тепле, да в тишине, копили деньги, книжки почитывали,услаждали себя размышлениями о разной возвышенной чепухе и <...> выпивахом»[Чехов, 1947, 8 т: 138].
Иван Дмитрич умеет увидеть негативное в характереАндрея Ефимовича, осознать опасность его пассивной доброты.Интересно отметить, как здоровые с точки зрения общества люди относятся квзглядам на жизнь Ивана Дмитрича. Когда доктор Рагин встречался с городскимголовой, воинским начальником, штатным смотрителем, членом управы (эти людиявляются выразителями общественного мнения и представителями руководства),завидующим ему доктором Хоботовым и одним незнакомым доктором, онпредлагал полезный проект, который мог бы принести выгоду и городу, и больнице.Но вышеперечисленные влиятельные особы не обратили внимания на его совет.Когда доктор Рагин жалуется на то, что горожане тратят свою жизненную энергию,51своё сердце и ум на карты и сплетни, собеседники начинают думать, что доктортяжело болен.
Для них, не намеренных менять что-либо в своей жизни и вобщественном устройстве, подобные слова – это всего лишь бред сумасшедшего.Следовательно, это неестественное (с позиций общества того времени)поведение и слова, кажущиеся странными по мнению людей, позиционирующихсебя как нормальных членов социума, а также желание коллеги – доктораХоботова – занять место заведующего больницей способствуют тому, что Рагинасчитают таким же сумасшедшим, как его недавних пациентов, и помещают впалату № 6, сопоставимую с тюрьмой.Итак, можно отметить, что тема сумасшествия, связанная с образами главныхгероев «Палаты № 6» и «Дневника сумасшедшего», метафорична: пациентыоказываются здоровыми духовно. Эти произведения вскрывают проблемы нетолько человеческой личности, но и злоупотреблений общества, вследствие чегобольшинство людей не может правильно познать мир.
Именно поэтому писателитак заботятся о будущем народа и общества.Концовка произведений также похожа. В «Палате № 6» доктор Рагин умер,победило отсталое общество. После смерти героя в обществе ничего неизменилось. У Лу Синя сумасшедший не погибает и даже выздоравливает, но онпокорился судьбе, став обычным человеком, и больше не говорил абракадабру —то есть, снова побеждает общество. И Рагин, и китайский сумасшедший оба не всилах изменить ничего. Оба они — жертвы тёмного общества.
Лу Синь иА. П. Чехов как врачи-писатели имеют особый авторский взгляд на вещи иширокий гуманистический кругозор.Сумасшедшие у Лу Синя и Чехова оказываются слабыми перед обществом,хотя являются олицетворением его передовых сил. Общество пока не готово к ихпоявлению, не в силах оценить мысли подобных людей. Так как их врагизанимают господствующее место в социуме, то их влияние слишком велико.
В52случае, если они замечают, что кто-то может нарушить их покой, затронуть ихинтересы, они непременно объединяются, чтобы уничтожить передовые силы.Недаром в конце «Дневника сумасшедшего» Лу Синь взывает: «Спасите детей!»[Лу Синь, 1 т.; 1954: 73]. Безусловно, дети – это символ надежды на будущеегосударства. Писатель не хочет, чтобы уродливое общество навредило им. Этоткрик как звонок, как сигнал, требующий особого внимания представителейинтеллигенции, в то же время этот крик чётко выражает суть этой повести.Через слова сумасшедших писатель доносит до читателя то, о чём такназываемые «здоровые» люди не могут говорить.