Трагическое в творчестве А. Платонова («Чевенгур» и «Котлован»)
Описание файла
PDF-файл из архива "Трагическое в творчестве А. Платонова («Чевенгур» и «Котлован»)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
На правах рукописиКИМ ЕН УКТРАГИЧЕСКОЕ В ТВОРЧЕСТВЕ А. ПЛАТОНОВА(«ЧЕВЕНГУР» И «КОТЛОВАН»)Специальность 10.01.01 - русская литератураАВТОРЕФЕРАТдиссертации на соискание ученой степеникандидата филологических наукМосква2011Работа выполнена на кафедре истории русской литературы ХХ векафилологического факультета МГУ имени М.В. ЛомоносоваНаучный руководительдоктор филологических наук,профессор Колобаева Лидия АндреевнаОфициальные оппонентыдоктор филологических наук,профессор Клинг Олег Алексеевич,кафедра теории литературы, Московскийгосударственный университетимени М.В. Ломоносовауководителькандидат филолгических наук,доцент Чистяков Александр Валерианович,Росийский университет дружбы народовВедущая организацияЛитературный институт имени А.М. ГорькогоЗащита состоится « 30 » июня 2011 г.
на заседании диссертационногосовета Д 501.001.32 при Московском государством университете имени М.В.Ломоносова по адресу: 119991, Москва, Ленинские горы 1-й корпусгуманитарных факультетов, филологический факультет.С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале научнойбиблиотеки МГУ имени М.В. Ломоносова (1-й корпус гуманитарныхфакультетов).Автореферат разослан«23»Ученый секретарь дессертационного советадоктор филологических наук, профессормая2011 г.М.М.
ГолубковАктуальность темы диссертации определяется малочисленностьюработ системного анализа проблем трагического в творчестве А. Платонова.Категория трагического – одна из важнейших в философии и эстетике –пронизывает все творчество А. Платонова, в частности воплощается вромане «Чевенгур» и повести «Котлован». Несмотря на достаточнообширное количество работ о творчестве писателя, проблема трагическогоне становилась до сих пор объектом значительных литературоведческихисследований.
Необходимо осознать трагический конфликт в творчестве А.Платонова в свете субстанциальных основ трагического – непримиримыхпротиворечий между двумя бытийными силами. Поскольку произведенияписателя далеки от «классического» трагического, при их исследованиинужен особый подход к данной категории, характерный непосредственно дляXX века.Целью настоящей диссертационной работы является системнаяфилософская поэтическая реконструкция начал трагического в «Чевенгуре»и «Котловане» А. Платонова как сущностной художественной ценности вмире творчества писателя.
Для достижения этой цели решается рядследующих исследовательских задач:— определить методологическиеосновы исследования проблемтрагического в творчестве А. Платонова;— выявить сущность трагических мотивов в художественной системеА. Платонова как основы его трагического мироощущения;— исследовать черты «неклассического» трагического в творчестве А.Платонова и рассмотреть его как ведущий пафос в «Чевенгуре» и«Котловане»;— проанализировать художественную пространственно-временную1организацию в «Чевенгуре» и «Котловане» и показать своеобразие языкаэтих произведений как языка трагического абсурда.Объектом исследования определены произведения А.
Платонова1920-х годов, рубежа 1930-х годов и, главным образом, роман «Чевенгур» иповесть «Котлован».Теоретическуюдиссертационногоиметодологическуюисследованиясоставляютосновуработыпроводимогороссийскихизападноевропейских ученых, исследовавших проблему трагического вкачестве философской, эстетической категории. Данное исследованиеопирается на основы учения о трагическом Аристотеля, Д. Дидро, Г. Э.Лессинга, Ф. Шиллера, Ф.
Шеллинга, Г. В. Ф. Гегеля, А. Шопенгауэра, Ф.Ницше, С. Кьеркегора, М. де Унамо и др., а также отечественных философовXIX-ХХ вв. – Вл. Соловьева, Н. А. Бердяева, П. А. Флоренского, С. Н.Булгакова, Л. И. Шестова и других философов и теоретиков литературысоветского и постсоветского периодов – А. Ф. Лосева, М. М. Бахтина, Ю. Б.Борева, Т. Б. Любимовой, В. В. Бычкова, Е. С.
Громова, М. И. Михайлова, М.С. Кагана. И. И. Евлампиева.Научная новизна исследования определяется тем, что в немкомплексно рассмотрены трагические начала в творчестве А. Платоновавторой половины 1920-х и рубежа 1930-х годов. Это выражается— в раскрытии субстанциональных основ категории трагического всовременном научном понимании;— в анализе истоков непримиримых конфликтов в художественнофилософской системе А.
Платонова как основы трагического в егопроизведениях второй половины 1920-х годов;— в раскрытии черт «неклассического» понимания трагического при2анализе концепции народного героя в «Чевенгуре» и «Котловане» А.Платонова;— в выявлении сущности трагического пафоса, который отражен вмотивах «отчуждения», «скуки», «одиночества» героев этих произведений А.Платонова;—ванализепространственно-временнойструктурыромана«Чевенгур» и повести «Котлован», в которых герои обречены натрагическую гибель;—вхарактеристикеособенностейстиляА.Платоновакакхудожественного выражения абсурдности бытия в утопии;ДиссертациясостоитизВведения,трехглав,ЗаключенияиБиблиографии.Во введении обосновывается актуальность темы диссертационногоисследования, анализируется степень научной разработанности проблемы,рассматриваетсяисторияисследований,посвященныхтворчествуА.Платонова. Научное изучение творчества А.
Платонова, по сути, начинаетсянарубеже60–70-хгодов.После«второгорождения»1писателяисследователи стали относиться с большим научным интересом к еголитературному наследию. Исследование творчества А. Платонова ведется поразным направлениям. Среди бесчисленных работ, посвященных творчествуА. Платонова, заслуживают особого внимания те исследования, которые такили иначе затрагивают тему трагического: это работы С. В.
Семеновой, Н. Г.Полтавцевой, С. Федякина, В. В. Заманской, высказывания писателя В.Распутина и др.1Шубин Л. Поиски смысла отдельного и общего существования. Об Андрее Платонове. Работыразных лет М., 1987. С. 173.3В первом разделе первой главы рассматриваются эволюция категориитрагического в эстетике, проводится анализ содержания основных понятий,связанных с этой категорией, дается обзор художественных произведениймировой и отечественной литературы, в которых, с точки зрениябольшинстваисследователей,определенноехудожественноетрагическоенаходитвыражение.Каксвоеследуетполноеизиэтогорассмотрения, сущностью трагического в его классическом пониманииявляютсяпредельносущественныеосновыбытия,вступающиевнеразрешимый конфликт между собой.В трагическом мироощущении, по А.
Ф. Лосеву, как это показано вовтором разделе первой главы, находят отражение сами скрытые основы«построения» бытия. В трагическом присутствуют два плана - это мироваяжизнь и человеческая личность, которая связана с мировой жизнью и в то жевремя является чем-то отличным от нее, несущим в себе «principiumindividuationis».
Первый план представляется как «бесформенное» или«имеющеесвою,не-человеческуюорганизацию»2.Втрагическомпонимании мир оказывается разделенным на две неравные части, одна изкоторых является видимой и «окружает нас видимой оформленностью истройностью», другая же есть «бесформенное, мятущееся множество,содержащее в себе неизъяснимые ужасы и постоянно прорывающеевидимый мир»3.
Второй план бытия – человеческая личность, стоящая награнивышеуказанныхчастеймира,которая«переживаетпрорывкосмического бытия в ясный и оформленный мир видимой действительности,которая сама являет собою раздвоение и сама становится воплощенным23Лосев А.Ф. Форма-Стиль-Выражение. М., 1995. С. 316.Лосев А. Ф. там же.4противоречием» 4 .
Эти два плана прямо и непосредственно связаны, втрагическом мироощущении все творится относительно этих планов бытия.Трагическое рассматривается А. Ф. Лосевым как объективный, так исубъективный феномен, поскольку трагическая раздвоенность оказываетсязаключенной в самом мироздании и во внутреннем переживании человека.По мнению диссертанта, концепция А. Ф. Лосева позволяет включать впонятие трагического самый широкий спектр вариантов трагическогомировосприятия и типов трагических конфликтов.Если в категории классического трагического фиксируются, в первуюочередь, более внешние, объективные признаки трагического, то вконцепциях, которые обращаются к самому переживанию неклассическоготрагического,тоестьвфилософии«иррационализма»и«экзистенционализма», основное внимание обращается на субъективноепереживание (трагизм человеческого существования).
Главным источникомтрагизмаоказываетсянекаядисгармоничность,абсурдностьсамогопребывания человека в мироздании. Большое значение в экзистенциальномпереживаниитрагическогоимеетощущение«иррациональности»источников абсурда и его недоступности человеческому пониманию.Соответственно, в отличие от классических произведений, гдеконфликты проявляются в более объектных формах, в традиционной,«архетипической» 5 сюжетной структуре, в формах «неклассического»трагического, к которым тяготеют произведения ХХ века, конфликты чащевсего неуловимы, скрыты, но постоянно «окрашивают» жизнь героев,составляют некий фон, выражены в большей степени во внутреннем,45Там же. С.
316-317.Хализев В. Е. Теория литературы. М., 2007. С. 237.5подтекстном плане, в «субъектных» формах выражения авторской позиции –в оттенках повествования, в стиле, в психологии героев и т.д.В третьем разделе первой главы отмечается «субстанциональнаядвойственность» русской ментальности, которая способствует особенноявственному ощущению «расщепленности мироздания» и порождает такжецелый комплекс трагических переживаний и настроений. По наблюдению И.И.