Специфика работы с источниками во Всемирной хронике Михаила Глики - творчество компилятора
Описание файла
PDF-файл из архива "Специфика работы с источниками во Всемирной хронике Михаила Глики - творчество компилятора", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
На правах рукописиЖаркая Варвара Юрьевна«СПЕЦИФИКА РАБОТЫ С ИСТОЧНИКАМИ ВО “ВСЕМИРНОЙ ХРОНИКЕ”МИХАИЛА ГЛИКИ: ТВОРЧЕСТВО КОМПИЛЯТОРА»Специальность 10.02.14 – классическая филология, византийская иновогреческая филологияАВТОРЕФЕРАТдиссертации на соискание учёной степеникандидата филологических наукМосква 2013Работа выполнена в Институте Высших Гуманитарных ИсследованийФедерального государственного бюджетного образовательного учреждениявысшего профессионального образования «Российский ГосударственныйГуманитарный Университет» (РГГУ)Научный руководитель:доктор исторических наукИванов Сергей АркадьевичИнститут Высших ГуманитарныхИсследований РГГУОфициальные оппоненты:доктор филологических наукАфиногенов Дмитрий ЕвгеньевичИнститут всеобщей истории РАНведущий научный сотрудниккандидат исторических наукАвилушкина Людмила ТимофеевнаСанкт-Петербургская государственнаяакадемия театрального искусстваВедущая организация:Институт славяноведения РАНЗащита состоится «14» июня 2013 года в 15.00 часов на заседаниидиссертационного совета Д 501.001.82 при Московском ГосударственномУниверситете имени М.В.
Ломоносова по адресу: 119991, Москва, ГСП-1,Ленинские горы, МГУ, 1-й учебный корпус, филологический факультет.С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московскогогосударственного университета имени М.В. Ломоносова.Автореферат разослан «____» ____________ 2013 года.Учёный секретарь диссертационного советакандидат филологических наукдоцент 2 Савельева О.М.В XII веке в византийской интеллектуальной жизни происходят важныеизменения: в словесности возрождаются давно забытые и складываются новыежанры, появляется фигура литератора, живущего на гонорары, предметомхудожественной рефлексии становится народный язык; в это же времязарождается византийская филология.
Невероятную популярность приобретаетастрология, считавшаяся серьезной наукой. В творчестве Михаила Глики,которому посвящена эта диссертация, можно узнать многие черты его эпохи:ему принадлежит поэма на народном языке; его филологические интересыотразились в составлении сборника пословиц; в своих Богословских письмах онбольшое внимание уделяет анти-астрологической полемике. Объектом женашего исследования являетсяВсемирная Хроника Глики, Biblos chronike,1представляющая собой компилятивное сочинение и по своему характеру, напервый взгляд, выбивающаяся из яркого литературного контекста эпохи.Жанр всемирной хроники также переживает в XII в.
второе рождение идает такие оригинальные плоды, как поэтическая хроника КонстантинаМанассии или политический памфлет Иоанна Зонары. Сочинение Глики наэтом фоне выглядит бледно. Однако, как мы постараемся показать, самоколичество и разнообразие источников, привлекаемых нашим хронистом, а ещеболее прихотливый способ их переработки скрывает непростой творческийзамысел автора.Гликино сочинение охватывает период от Сотворения Мира до 1118 г.Первую четверть памятника занимает обширный трактато шести дняхТворения, строящийся на святоотеческой и предшествующей византийскойтрадиции, но включающий также колоссальный материал, почерпнутый изантичной естественнонаучной литературы. Дальше последовательно излагаетсябиблейская, античная и византийская история.По причине колоссальногообъема памятника детальному анализу в диссертации подвергаются избранныеотрывки (42% текста): из шестодневного раздела – рассказ о Втором (созданиетверди), Четвертом (создание звезд), и Пятом (создание рыб и птиц) и части 1 Michaelis Glycae Annales / Ed.
I. Bekker. Bonn, 18363 Шестого (сотворение зверей) днях, из исторического раздела – римская историяот Тиберия до Адриана, и византийская от Константина Великого (303 г.) доКонстантина Мономаха (1057 г.).Главный предмет исследования – метод работы Глики со своимиисточникамиипринципыпостроенияизпереработанныхтекстов-собственного нарратива.Степень изученности темыПервая работа о Глике была опубликована «отцом византинистики»К.Крумбахером2, но он посвятил Хронике лишь пять страниц общих, хотя ипроницательных наблюдений. После Крумбахера наш хронист впал в забвениена 90 лет.
Первой источники исторического раздела Хроники почтиисчерпывающим образом отождествила в своей неопубликованной диссертацииС.Мавромати-Катсуянопулу в 1984 году3. Мавромати раскрывает техническуюсторону работы Глики, классифицирует его приемы обращения с текстомисточников.ОднакоработаМавроматиноситпопреимуществуисточниковедческий характер, она мало интересуется тем, как Глика создаетновые смыслы из старого материала.Что касается шестодневной части Хроники, то здесь Мавромати проделаналишь небольшая часть работы по отождествлению источников4, и потому вэтой части диссертации нам приходится попутно решать и множествособственно источниковедческих задач.В отечественной науке единственное объемное исследование Хроникипринадлежит Л.Т.Авилушкиной – это ее кандидатская диссертация, также не 2K.
Krumbacher. Michael Glycas. Eine Skizze Biographie und seiner litterarischen Thaetigkeit nebsteinem unedirten Gedichte und Briefe desselben // Sitzungsberichte der philos.-philol.U. Hist. Cl. D. K. Bayrischen Akademie der Wissenschaften. München, 1894, H. III, 391-460, esp.393-3973S.Mavromati-Katsougiannopoulou, Η Χρονογραφία του Μιχαήλ Γλυκά και οι πηγές της (περίοδος 100π.X.-1118 µ.X.). Thessaloniki, 19844Σ.Μαυροµάτη-Κατσουγιαννοπούλου, Η Εξαήµερος του Μιχαήλ Γλυκά: Μία εκλαϊκευτικήεπιστηµονική πραγµατεία του 12ου αιώνα // Βυζαντινά 17 (1994) 7-70 4 опубликованная5. В ней, а также в ряде статей подробно разобрана рукописнаятрадиция Хроники и раскрыты многие вопросы, касающиеся жанра сочиненияГлики и его места в византийской литературе.
Однако, за исключениемнескольких важных наблюдений, Л.Т.Авилушкина не обращалась к проблемамтого, как наш хронист работал со своими источниками.Научная новизна работыВизантийская словесность до недавнего времени воспринималась либо какбезликий источник исторических сведений, либо как неумелое подражаниеантичным образцам. Лишь в самые последние десятилетия, усилиями такихученых как А.П.Каждан, Я.Н.Любарский, М.Маллетт и др., византийскуюлитературу начали постепенно судить по имманентным ей самой критериям.Если говорить об историках, то первыми удостоились внимания, именно вкачестве писателей, такие яркие фигуры, как Пселл или Хониат.
Хронистыначали привлекать к себе внимание позднее (Э.Джеффриз, Р.Макридес,Д.А.Черноглазов), но Михаил Глика по-прежнему неизменно остается напериферии.Иногда внимание исследователей привлекала его «тюремнаяпоэма», иногда – его высказывания по поводу астрологии, но до сих пор небыла проанализирована как авторское произведение его Всемирная Хроника –сочинение от начала до конца компилятивное, то есть вроде бы по определениюне творческое.Цель исследования - рассмотреть, как сквозь толщу чужих текстовпроявляется авторское начало Глики, понять, чем он руководствовался,создавая свое сочинение, и по возможности распознать его собственные вкусыи взгляды, то есть попытаться подойти к Всемирной Хронике Глики не как кисторическому источнику, а как к литературному произведению.Мы разделили задачи на частные и общие:Частные: 5 Л.Т.Авилушкина.
"Хроника" Михаила Глики (ХII в.) и ее роль в истории византийской культуры. Диссертация. СПб. 1996 5 1)Проследить, как Глика изменяет при заимствовании текст источника:что он сокращает, что опускает, нарушает ли он последовательность.2)Выяснить,как автор дополняет сведения одного источника припомощи другого, как сочетает сведения из разных текстов, как рекомбинируеткуски заимствуемых текстов.3)Попытаться понять, почему он, используя подолгу один текст, вдруготступает от него и обращается к другим сочинениям.
Если используетсянесколько текстов одновременно, путем сравнения разных версий одногоэпизода приблизиться к пониманию того, почему автор предпочел ту или инуюиз них.4)Определить, в каких случаях Глика привносит что-то от себя и, недовольствуясь заимствованиями, говорит собственным голосом.5)Проследить, каких авторов источников Глика упоминает,какихцитирует без указания на источник и допускает ли ложные атрибуции.Общие задачи1)Выяснить, создает ли автор смысловые связи, отсутствующие висточнике.2)Установить, можно ли обнаружить какой-либоалгоритм вдействиях компилятора: последовательно ли он выбрасывает или сокращаетматериал по определенным темам и тем самым попытаться определить, какиетемы Глику привлекают больше и какие он не склонен освещать.3)Выяснить, каково в его тексте соотношение церковного и светского,«священного» и «научного».4)Понять, видит ли Глика жанровую разницу между текстами, которыеон использует, и важна ли она для него.5)Проследить, как автор сочетает тексты разных дискурсов, в томчисле в рамках христианской традиции.6)Составить общее представление о широте кругозора автора наосновании источников, к которым он обращается, и круга тем, которые оносвещает.