Отзыв официального оппонента (авт. Сушилина И. К.) (Проблема национального самосознания в творчестве В. Г. Распутина)
Описание файла
Файл "Отзыв официального оппонента (авт. Сушилина И. К.)" внутри архива находится в следующих папках: Проблема национального самосознания в творчестве В. Г. Распутина, документы. PDF-файл из архива "Проблема национального самосознания в творчестве В. Г. Распутина", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
официального оппонента Сушилиной Ирины Константиновны о диссертации яла Сяоди «Проблема национально~о самосознания в творчестве ВХ. распутина», представлен~ОЙ на ~он~~ание у~в~ой С~~~в~~ кандидата филологических наук по специальности 10. 01.
ОХ - Русская Сломаные процессы инте~рации, ГлОбализаЦИН, характерные Для современного состояния мира, чреватые деформацией культуры и даже утратоЙ ее национальной Са~обыт~ости, вызыва~от Обострен~ыЙ ~н~ерес к проблемам национальноЙ Самоиден~ификации, Обращение ~о~с~а~еля к исслеДОванию проблем наЦиональноГО самосОзнания 6 т6Орчестве В.Г. Распутина„писателя-традиционалиста, принадлежащего к такому яркому явлению на~ией литературь~ второЙ половин~ ХХ века, как «деревенская проза», 8 этой связи является актуальным и ~ред~тав~яет несомненныЙ научный интерес.
тема диссер~ац~и закл~очает в себе межд~сц~пли~ар~ыЙ ас~е~т и Обусловливает необходи~ость рассмотрения философских ка~е~ор~й— прусская идея»„«самосознание», «миропонимание», «национальное самосознание», «соборность», - а зна~и~, и о~сылшу к ~руда~ тех русс~~~ философов и писателей, которые в своих работах поднимали зти проблемы на Теорети~еском уровне, что и Сделано 8 первой главе диссертации «Деревенская проза» и проблема национального самосознания 6 контексте русской философской мысли Х1Х-ХХ веков.
Идея соборности». Названы 666 От ДостоевскОГО ДО бердяева упомянуты и современньге исследователи. Правда, этот философский дискурс в работе из-за Об~ли~ имен и Цитат получился несколькО калейДОскопичным и конспективным. С другой стороны, совершенно закономерно, что именно предмет исследования — «худОжественное воплОщение национальнОГО самосознания в Темах, мотивах, образноЙ системе творчества Распутина» - побуд~л диссертанта в этой главе сделать акцент, прежде всего, на характеристике «деревенской прозы, «генетически связанной с народным самосознанием 8 широком смысле зтОГО понятия». ВеДь 8 русле зтОГО направления развивалось т6орчество писателя. В нашем лит~ратуроведении о «деревенской прозе» и творчеове одного из лучш~х ее представителей В.Г.
Распутина написано немало, Методологической базой исследования Ма Сяоди стали труды таких авторитетных ученых, как А.Ю. Большакова, А.А.Газизова, М,М. Голубков, И.А, Дедков, В.Я. Курбатов, И,А. Панкеев, С.Г. Семенова„Н.М. Солнцева, Н.С. Тендитник и др. увлеченность материалом, основательность, научная добросовестность, филологическая культура и уважение к трудам предшественников вдохновили молодого исследователя и на поиски собственных подходов к художественному миру писателя и к решению поставленных в диссертационном исследовании задач, побудили к ра~~рытию творчества Рас~у~~~а в ед~нс~ве его эс~е~~~ес~~~ и философских исканий, что представляется верным и научно плодотворным, В объектную область диссертации Ма Сяоди вошли произведения Распутина разных жанров - От первых публикаций до сегодняш~е~о дня, Диахронический ракурс исследования позволил проследить творческую эволюцию писателя и придал рабОте соискателя нзучную корректность.
При этОм 6Ольшое Внимание уделено пОзднему твОрчеству писателя, рассказам 1990-х годов и повести «Дочь Ивана, мать Ивана», что представляется в особенности научно значимым, так как в этих произведениях со всей Очевидностью ~ройала~~ авторс~~~ ~оз~ц~я и мировидение писателя. Важно и то, что эти произведения изучены в меньшеЙ степени. Диссертантка рассматривает художестВенныЙ мир Распутина не только во взаимосвязи с социокультурным контекстом эпохи, особенностями «деревенской прозы», но и в его обусловленности традициями русской классической литературы Х1Х века, а также этико- мировоззренческими и религиозными представлениями писателя, что свидетельствует о научной основательности рецензируемой работы.
ДиссертаЦия Ма СВОди четко структурирована: Она сОстОИТ из трех глав, Введения и Заключения. В первой главе обозначен философский и историко-литературный кОнтекст изучения прОблемы наЦионзльного самосознания, Во второй главе «Отражение национального самосознания в поэтике произведений В.Г. Распутина» дается детальный анализ произведений писателя под углом зрения выдвинутой научной проблемы.
Этз глава -содержательный центрдиссертации. Соискатель стзвитперед собой сложную литературоведческую задачу - выяв~~~ способы Вьгрзжения в художественном тексте авторской позиции и различные приемы раскрытия писателем характерных черт нзциОнзльногО сзмОсознзния. Диссертантка методологически верно выделяет основные аспекты исследования национального самосознания в творчестве Распутина; мифопоэтические элементы в художественной ткани произведений; трагедийностьсюжета; сложная мотивная структура; фольклорные образы, использованные писателем„" различные формы организации художественной речи. АвтОр ДиссертаЦИИ В кажДОМ из раэДелОВ второЙ глаВы, посвященных рассмотрению того или иного выявленного уровня художественной структуры проиэвеДений писателя, не ОбхОДит Вниманием «субьективированнь~й голос автора, с в~сот~ ~рис~ианс~~~ ~р~вс~ве~~оэстетических ценностеЙ ОцениВающий все происходящее» (С.14), что характерно не только для творческого почерка Распутина, но и для других писателей деревенской прозы, что и определяет ее специфику, В обсуждаемой работе продемонстрирован плодотворныЙ исследовательский прием: детальный анализ отдельных художественных приемов писателя, как правило, подводит автора работы к убедительным обобщениям о картине мира, созданной в данном художественном тексте, об эстетических и мировоззренческих предпочтениях писателя.
Так, в первом параграфе анализ рассказа «Женский разговор» отличает точность интерпретации функций диалога, который является и сюжетной основой произведения, и на уров~в ~~кс~~ес~~~ ОППО~~Ц~Й по~~~~е~ ощу~~~~ различ~е цен~остных ориентаций героинь — бабу~Хи и в~у~~~, и становится средстВОМ раскрытия характеров, и, В кОнце кОнцОВ, ведет читателя к по~иманию ис~оков национально~о са~осознания. В Отсутствии морализаторского сглаженного финала диссертант справедливо видит проявление авторской позиции: открытым финалом писатель подчеркивает дра~ат~зм разрыва связей ПО~ОЛ~~~Й, показывает„что только в старо~ем покОлении еще живет историческая память и Верность традициОнным нравственным ценностям. Анализ других произведений в этом разделе также отличает точность и аналитичность наблюдений и выводов, Научный интерес представляет и своеобразная типология монолога в произведениях Распутина, предложенная авторомдиссертации, опирающаяся на предс~авление о природе и фун~ц~~~ ~онолога В.Е.
Х~~изева, Ана~~з мотивной структуры произведений Распутина, ~редпр~ня~ЫЙ В зтоЙ главе„ отличается убедительностью и закономерно подводит Ма Сяоди к выявлению в художественном мире, созданном писателем, святости и юродства, идеала и религиозных начал и в национальной жизни и самосознании. Хотелось бы подчеркнуть, что автор диссертации в равной мере успешно справляется с анализом как небольших рассказов писателя, так и его зпически развернутых повествований, например, повестей «Прощание с Матерой», «Последний срок». Пожалуй, только первая повесть Распутина «Деньги для Марии» в наименьшей степени затрОнута в диссертации, хотя, на наш взгляд, она дает интересный материал для размышлений в русле темы диссертации, Вывод, данный в конце второй главы работы, естественно вытекает из предпринятого анализа.
Ма Сяоди подчеркивает, что «авторская концепция народного самосознания основана на глубоком понимании и проникновении в суть специфики народной жизни, которую определяют и бытовой уклад, и реалии трудовой крестьянской жизни, и духовно-нравственные представления». В третьей главе диссертации «Восприятие и изучение творчества В.Г. Распу~ин~ в Китае» подняты проблемы ~ежнац~онал~~~~ культурных связей и взаимодействий. Она содержит интересный и плодотворный для даль~еЙшего изуче~~я твор~ества Распут~~а ~атер~а~. В диахроническом срезе — от 1950-х годов до сегодняшнего дня показана динамика переводов„ а, следовательно, и интереса к произведениям русской литературы.
Показательно, что в нынешней ситуации сокращается количество переводов и изданий, но неуклонно возрастают требования к их качеству, Погруженность в творчество писателя, свободное владение материалом и методикой литературоведческого анализа, в том числе и на уровне языка и стиля„а также непрОтивОречивОсть терминолОгическОГО аппарата — несомненньге дОстоинства Обсуждаемой работы. КрОме ТОГО, невозможно не с~азать о ~оро~ем русс~о~ языке и стиле работы. В диссертационном исследовании Ма Сяоди достигнута поставленная цель- на репрезентативном фактическом материале (рассказы, повести В.Г. Распутина~ раскрыты особенности концепции национального самосознания, выявленные в художественной фактуре его произведений.
Материал третьей главы, раскрывающий особенности рецепции ~в~рчеств~ В.Г. Распутина в Китае, систематизированный и введенный в научный оборот соискателем, дает творческий импульс, открывает новые перспективы в исследовании проблем взаимодействия и взаимовлияния различных национальных культур в современном литературоведении. Все поставленные Ма Сяоди научные задачи в целом в д~ссер~ац~~ у~~еш~о решены. Однако нельзя не отметить и некоторые недочеты работы. При всей научноЙ значимостивторой главыдиссертации, ее дробнаяструктура„ графически не унифиЦированная, и 60льшОЙ Объем по сравнению с лаконичными первой и третьей главами приводят к некоторой композиЦИОннОЙ диспропорЦИИ работы.