Диссертация (Поэтологические особенности романов Г. Майринка), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Поэтологические особенности романов Г.Майринка". PDF-файл из архива "Поэтологические особенности романов Г. Майринка", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Ласкер-Шюллер («Конец света»),А. Эренштейна («Бог умер»), сборник стихотворений Й. Р. Бехера «Распад и торжество».59Пестова Н. В. Немецкий литературный экспрессионизм: Учебное пособие позарубежной литературе: первая четверть ХХ века. Екатеринбург, 2004. С.117.16смещение акцентов прослеживается и в новеллистике этого периода(новеллы А. Дёблина, А. Эренштейна, Г. Бенна, К. Штернхейма).
Жанроваяспецифика прозаического произведения (фигура рассказчика, наличиеопределеннойсюжетнойлинии,способыраскрытияобразагероя)предполагает качественно иные средства выражения общих принциповэкспрессионистской эстетики. Особому состоянию зыбкости и ненадежностиположения человека в мире на грани краха во многом способствуетобращение ко всевозможным «пограничным» состояниям человека: сон,болезнь, сильные аффекты, галлюцинации и помешательство. В светенабирающего силу психоанализа, стремящегося объяснить недоступныебудничному пониманию процессы душевной жизни, эти мотивы обнажаютбездны бессознательного и вскрывают основания тотального одиночестваличности, ее «сломанности», «дезинтегрированности» в нарастающем хаосе.«Эволюция субъективности» в культуре XIX в., по замечаниюВ.
М. Толмачева, «постоянно переиначивая свое представление о «старом» и«новом», «верхе» и «низе», «духе» и «материи», испытывала все большиесложности в разграничении реального и нереального в творчестве»60.Трагические события начала ХХ в. (Первая мировая война, падение империйи, как следствие, крушение иллюзий) еще больше усилили интерес кфантастическому как попытке выразить невыразимое, творчески осмыслить«пограничное» состояние духа и эпохи. Это представляется вполнезакономерным в свете модернистского обращения к эстетическим принципамромантизма:какфантастическоговутверждаетР.
Лахманн,«подспудноетекстахпоследующихэпохприсутствие»«свидетельствуетонеисчерпаемости романтического наследия»61. Генетически восходя кромантическойнеудовлетворенностисуществующимиформамидействительности, фантастическое в литературе начала ХХ в. неизбежно60Толмачев В. М. Экспрессионизм: конец фаустовского человека.
Послесловие //Энциклопедия экспрессионизма: Живопись и графика. Скульптура. Архитектура.Литература. Драматургия. Театр. Кино. Музыка / Л. Ришар. М.: Республика, 2003. С.395.61Лахманн Р. Дискурсы фантастического. М.: Новое литературное обозрение, 2009. С.14.17проходит сквозь призму современной мысли. Романтическая категория«непостижимого» приобретает в модернизме научные – философские,психологические – основания: «неведомые» силы, которым подвластначеловеческая судьба, «ночная сторона» души рассматриваются в светешироко распространившихся теорий Э. Маха, Р. Штайнера, З.
Фрейда,К. Г. Юнга.Приметы времени, так или иначе связанные с проблемой всеобщего«распада», по-новому актуализируют в литературе начала XX в. темуформирования личности. Это предполагает переосмысление традиционныхформ художественного выражения, и прежде всего романа. Развивая мысльМ. М. Бахтина о романе как «единственном становящемся и еще не готовомжанре», рождение и становление которого «совершаются при полном светеисторического дня»62, Н. Т. Рымарь отмечает, что роман каждый разполучает новое развитие в переходные моменты истории культуры, когда,«происходит проблематизация традиционных способов понимания личности,когда распадаются формы единства человека и мира, личности и общества,происходит отчуждение личности от общества»63.
Драматичный переход от«переломного» периода рубежа веков к началу новой эпохи сопровождаетсяочередным «рождением» романа: по словам М. М. Бахтина, «толькостановящийся сам может понять становление»64.После кризиса традиционной формы романа на рубеже веков,обнажившего, по словам Ю. Якобса и М. Краузе, «сомнения относительноцельности личности и дезинтеграцию личностного опыта», возникаетнеобходимость«переосмыслитьпрежниекатегорииизображениядействительности в романе»65.
Неразрешимость внутренних противоречий62Бахтин М. М. Эпос и роман (О методологии исследования романа) // Бахтин М. М.Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Худож. лит., 1975. С.447.63Рымарь Н. Т. Романное мышление и культура ХХ века // Литературный текст:Проблемы и методы исследования: Сб.
науч. трудов. М; Тверь, 2000. Вып.6. С.95.64Бахтин М. М. Указ. соч. С. 451.65«Под угрозой оказываются структурное построение фигур, обозримостьхудожественного изображения, последовательность в представлении о времени»18культуры начала века, связанных с проблемой личности, утратившейценностные ориентиры и внутреннюю опору, приводит к актуализации нановом витке и в новом виде такой исторически сложившейся формы, как«роман становления».Сложность и неоднозначность перевода на русский язык обозначенийразныхтиповэтогоромана(Entwicklungsroman,Erziehungsroman,Bildungsroman) отмечает В. Н. Пашигорев в своей диссертационной работе«Роман воспитания в немецкой литературе XVIII-XX веков.
Генезис иэволюция». Автор рассматривает три типа романа как «три различных уровняиспособасамораскрытияEntwicklungsromanпонимаетсяСвободнойкак«романволииндивида»66,развития»,где:котороенеобязательно завершается качественным изменением, Erziehungsroman – как«роман воспитания» в его дидактическом аспекте, и Bildungsroman – как«романобразования»,подразумевающийпоследнююступень«динамического саморазвития духовной субстанции личности, на высшем,интеллектуально-мифопоэтическом уровне»67. В нашей работе последнийтипромана,рассматриваемыйвперспективеначалаХХ в.,будетобозначаться как «роман становления», что, с одной стороны, снимаетизлишний назидательный подтекст (не актуальный для модернистскоговарианта романа), с другой стороны – наиболее емко передает процесспостепенного формирования и качественного изменения личности героя вшироком философском смысле.Отталкиваясь от размышлений М.
М. Бахтина о том, что «в жанревсегда сохраняются элементы архаики», что «эта архаика сохраняется в немтолько благодаря постоянному ее обновлению», что «жанр всегда и стар и(Jacobs J., Krause M. Der deutsche Bildungsroman: Gattungsgeschichte vom 18. bis zum 20. Jh.München: Beck, 1989. S.199).66Пашигорев В. Н. Роман воспитания в немецкой литературе XVIII-XX веков. Генезис иэволюция: Дис. … док. филол. наук. Ростов-на-Дону, 2005. С. 19.67Там же.
С. 20.19новодновременно»68,рассматриватькакмодернистскийэтап«романобновлениястановления»традиции,котораяможноначинаетформироваться со второй половины XVIII в. Выделяя четыре историческихтипа романа (роман странствований, роман испытаний, биографическийроман, роман воспитания)69, М. М. Бахтин рассматривает складывающийся вэпохуПросвещенияBildungsromanкаксинтетическийроман,подготовленный развитием более ранних жанровых форм, в котором образ«готового» героя замещается образом «становящегося» человека. При этомсуть процесса становления меняется в зависимости от смены доминирующейпарадигмы мышления.Становление личности в рационалистическую эпоху Просвещенияпредполагает путь «от эстетической иллюзии, возвышенной, но удаленной отпрактической деятельности, к более продуктивным формам существованиягероя»70 (такова, к примеру, дилогия Гете о Вильгельме Мейстере, 1795-1796,1807-1810). В раннем романтизме акцент переносится с внешнего навнутреннийпроцесспознания:вместорациональногоосмыслениядействительности – интуитивизм, «таинственное вчувствование»71 (романыФ.
Шлегеля «Люцинда», 1799, Л. Тика «Странствия Франца Штернбальда»,1798, Новалиса «Генрих фон Офтердинген», 1800). Высшей формойдуховной деятельности человека мыслится искусство, и достичь конечнойцели своего пути герой может, как отмечает Д. Л. Чавчанидзе, «лишьблагодаря своему идеальному (в немецком романтизме значит: творческому)началу»72. Более поздний этап развития романтической эстетики, однако,обнаруживает трагический разрыв идеального и действительного, крушение68Бахтин М. М.
Проблемы поэтики Достоевского. М.: 1972. С.178-179.Отмечая при этом, что «ни одна конкретная историческая разновидность невыдерживает принципа в чистом виде, но характеризуется преобладанием того или иногопринципа оформления героя» (Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.:Искусство, 1979. С.188).70Пашигорев В. Н. Указ. соч. С.