Диссертация (Поэтологические особенности романов Г. Майринка)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Поэтологические особенности романов Г.Майринка". PDF-файл из архива "Поэтологические особенности романов Г. Майринка", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Московский государственный университет им. М. В. ЛомоносоваФилологический факультетНа правах рукописиТеличко Анна ВладиславовнаПОЭТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНОВ Г. МАЙРИНКАСпециальность 10.01.03 – Литература народов стран зарубежья(европейская и американская литература)Диссертация на соискание ученой степеникандидата филологических наукНаучный руководитель:доктор филологических наук, профессорЧавчанидзе Джульетта ЛеоновнаМосква – 20142СодержаниеВведение ..................................................................................................................
3Глава 1. Романы Г. Майринка в свете модернистского переосмысленияпроблемы личности ............................................................................................ 131.1. Концепция личности и трансформация жанра «романа становления» влитературе модернизма ........................................................................................ 131.2. Поэтологические доминанты романного творчества Г. Майринка........ 24Глава 2.
Поэтика пути героя в «романе становления» Г. Майринка ...... 512.1. Концепция «разорванного» героя: от «големичности» к духовнойцельности ............................................................................................................... 512.2. Лейтмотив странствия ............................................................................... 682.3. Образ наставника на пути становления личности героя ................. 882.4. Роль мотива любви; женские образы .................................................... 95Глава 3. Художественная реальность как воспроизведение духовногомира героя ...........................................................................................................
1273.1. Город как «пороговый» топос ............................................................... 1273.2. «Закрытые» и «открытые» топосы на пути героя к вечности ................. 147Заключение ......................................................................................................... 167Библиография .................................................................................................... 1713ВведениеВ исследованиях по истории австрийской литературы ГуставуМайринку (1868-1932) обычно отводится более скромное место, чем такимавторам, как Г. фон Гофмансталь (1874-1929), Р. М. Рильке (1875-1926),К.
Краус (1874-1936), Р. Музиль (1880-1942), С. Цвейг (1881-1942), Ф. Кафка(1883-1924), М. Брод (1884-1968), Г. Брох (1886-1951), Ф. Верфель (18901945), Й. Рот (1894-1939), которые, как правило, ассоциируются слитературой начала нового века. Между тем, по мысли В. М. Жирмунского,для характеристики основных тенденций той или иной эпохи именнотворчество «литературных спутников»1 писателей, идущих в авангарде,может оказаться намного более показательным: «От индивидуальных,больших поэтов (…) исходят творческие импульсы; но именно поэтывторостепенные создают литературную «традицию»»2.Творчество Майринка обнаруживает чуткий отклик на актуальныетенденции времени, что обусловило живой интерес публики к первомуроману писателя «Голем» (1915 г.)3, при том, что в литературной критике еготворчество далеко не сразу было отрефлектировано как полноценный объектисследования. Произведения Майринка высоко ценили многие деятеликультуры и искусства того времени – М.
Брод4, Г. Гессе, Р. Штайнер,Э. Мюзам, Бо Ин Ра5, К. Г. Юнг6). Однако для исследовательской рецепцииЖирмунский В. М. Байрон и Пушкин. Пушкин и западные литературы. Ленинград: «Наука»,1978. С. 226.2Там же. С. 227.3В период между 1915 и 1925 гг. было продано более 220 000 экземпляров романа. (Gupte N.Deutschsprachige Phantastik 1900-1930: Studien und Materialen zu einer literarischen Tendenz. Essen:Die Blaue Eule, 1991.
S. 282).4Brod M. Streitbares Leben: Autobiographie. München: Kindler, 1960. S. 291-305.5См.: Smit F. Gustav Meyrink: Auf der Suche nach dem Übersinnlichen. München/Berlin: AlbertLangen – Georg Müller Verlag GmbH, 1990. S. 189; 167-168; 108; 171.6Имя Майринка появляется в работах «Психология и поэтическое творчество» (1930 г.), в разделе,посвященном визионерскому типу творчества (Юнг К. Г. Психология и поэтическое творчество //Самосознание европейской культуры ХХ века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры всовр.
об-ве. М.: Политиздат, 1991. С. 103-118.) и «Психология и алхимия» (1944 г.), (Юнг К.Г.Психология и алхимия. Издательства: АСТ Москва, 2008. С. 71).14самобытный стиль писателя, балансирующий на стыке художественныхтрадиций (сатира, готика, фантастика, эзотерика), создавал известнуюсложность в определении его творческого метода.
Это обусловиломногочисленные подходык интерпретациипроизведенийМайринка,предлагавшиеся исследователями в разное время.Ранние рассказы писателя (сборники «Горячий солдат и другиерассказы», 1903 г., «Орхидеи. Странные истории», 1904 г., «Кабинетвосковыхфигур»,1907 г.)рассматривалисьсовременникамипреимущественно в свете эстетики экспрессионизма. В литературнойэнциклопедии А. Зергеля, изданной в 1926 году, еще при жизни Майринка,его имя появляется в одной главе с целым рядом «авторов необычныхрассказов»(«dieSchöpferseltsamerGeschichten»)7,писателей-экспрессионистов: К.
Г. Штроблем, Г. Г. Эверсом, А. Кубином. В болеепоздних, переработанных изданиях энциклопедии имя Майринка можнонайти в разделе «Гротески Югендстиля» («Die Grotesken des Jugendstils») –как автора уже не только сатирических гротескных рассказов, но и«страшных романов» («Die Gruselromane»)8.После выхода романов («Голем» 1915 г., «Зеленый лик» 1916 г.,«Вальпургиева ночь» 1917 г., «Белый доминиканец» 1921 г., «АнгелЗападного окна» 1927 г.), в которых на первый план выходит эзотерическийсимволизм, литературная критика постепенно теряет интерес к фигуреписателя.
В 1918 г. появляется работа Х. Шпербера, посвященная отдельнымпроизведениям Майринка, выполненная на стыке литературоведческого илингвистического анализа9. Затем, после небольшого восторженного эссе7Soergel A. Dichtung und Dichter der Zeit. Eine Schilderung der deutschen Literatur der letztenJahrzehnte. Neue Folge: Im Banne des Expressionismus. Leipzig: Voigtländer, 1926. S. 65-66.8Soergel A., Hohoff C. Dichtung und Dichter der Zeit: Vom Naturalismus bis zur Gegenwart. Bd.2.Düsseldorf: Bagel, 1963. S.
60-62.9Sperber H. Motiv und Wort bei Gustav Meyrink // Motiv und Wort. Studien zur Literatur- undSprachpsychologie. Leipzig: O.R.Reisland, 1918. S. 7-52. Хотя едва ли эта работа отражаеткритическое восприятие эпохой творчества Майринка. Автор мотивирует выбор материалаисследования тем, что для разработки лингвопсихологического метода ему был необходимписатель современной ему эпохи, носитель южнонемецкого или австрийского варианта немецкогоязыка (S.
9).5Г. Фритче10 о философских взглядах Майринка, написанного вскорости послесмерти писателя, творчество австрийского модерниста предается забвениювплоть до второй половины ХХ в., когда новая волна интереса к мистике ифантастике вновь пробуждает к нему исследовательский интерес. В этомотношении заслуживают внимания работы З. Шёделя11, А. Кизерлинга12,Ф. Марцина13,П. Черсовски14,Ф. Смита15,М. Вюнш16,Р. Райтера17,Т. Хармсена18. При этом нельзя не отметить постепенно меняющеесявосприятие объекта исследования. Если в начале ХХ в. М. Брод писал опроизведениях Майринка как о «вершине современного литературноговымысла»19, утвердив за ним славу классика фантастики ХХ в.20, то во второйполовине века творчество австрийского прозаика рассматривают скорее врамках массовой литературы (Trivialliteratur)21.Повышенный интерес к Майринку во второй половине столетияпрослеживается и в англоязычной критике.
Появляется целый ряд какспециальных работ, посвященных биографии и творчеству писателя10Fritsche H. August Strindberg, Gustav Meyrink, Kurt Aram. Drei magische Dichter und Deuter.[Reprint der Originalausgabe von 1935]. Leipzig: Amazon.11Schödel S. Studien zu den phantastischen Erzählungen Gustav Meyrinks., 1965.12Keyserling A. Die Metaphysik des Uhrmachers von Gustav Meyrink. Wien: Verlag der Palme, 1966.13Marzin F. Okkultismus und Phantastik in den Romanen Gustav Meyrinks.
Essen: Verlag Die BlaueEule, 1986.14Cersowsky P. Phantastische Literatur im ersten Viertel des 20. Jahrhunderts. Untersuchungen zumStrukturwandel des Genres, seinen geistesgeschichtlichen Voraussetzungen und zur Tradition der'schwarzen Romantik' insbesondere bei Gustav Meyrink, Alfred Kubin und Franz Kafka, Fink, München1989.1516Smit F. Op. cit.Wünsch M. Die Fantastische Literatur der Frühen Moderne (1890-1930): Definition.Denkgeschichtlicher Kontext, Fink, München 1991.17Reiter R.
D s dämo isch Di ss its. Ph t stisch s zäh s i d Rom„W pu is cht“ u d„D w iß Domi ik“ vo Gust v M y i k / Sch iftih u d M t i i d Ph t stischBibliothek Wetzlar. Band 19. Wetzlar, 1997.18Harmsen T. Der magische Schriftsteller Gustav Meyrink, seine Freunde und seine Werke, Amsterdam,2009.19Brod M. Op.cit. S. 291.20См.: Metzler Autoren Lexikon: Deutschsprachige Dichter und Schriftsteller vom Mittelalter bis zurGegenwart / Hrsg.
Von Bernd Lutz u. Benedikt Jessing. 3., aktualisierte u. erw. Aufl. Stuttgart: Metzler,Weimar, 2004. S. 541.21Schödel S. Über Gustav Meyrink und die phantastische Literatur // Studien zur Trivialliteratur. VittorioKlostermann: Fr. am Main., 1968. S. 209-224; Jabs S. Die Rezeption von Gustav Meyrinks Roman DerGolem als Werk der Trivialliteratur. McGill University, Montreal, 1998.6(К. Кролик22, Е. Шмидт23, А. Бойд24, Э. Клаус25), так и общих трудов политературе и культуре модернизма, в которых фигурирует имя австрийскогоавтора – особенно в связи с кинематографом (Б.