Отзыв официального оппонента (авт. Негрышев А. А.) (Особенности немецкого радиоформата «Инфотейнмент» в рамках публицистического стиля (на материале общественно-правовых и частных радиостанций германии))
Описание файла
Файл "Отзыв официального оппонента (авт. Негрышев А. А.)" внутри архива находится в следующих папках: Особенности немецкого радиоформата «Инфотейнмент» в рамках публицистического стиля (на материале общественно-правовых и частных радиостанций германии), документы. PDF-файл из архива "Особенности немецкого радиоформата «Инфотейнмент» в рамках публицистического стиля (на материале общественно-правовых и частных радиостанций германии)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
(Л'$ЫВ ОППОНЕНТА о диссертации Ереминой Дарьи Аркадьевны иОсобенности немецкого радноформата ннфотейнмен~" в рамках публицистического стиля (на материале общественно-правовых и частных радиостанций $'ерманин)», представленной на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10.02.04 — германские языки Диссертация Д.А. Ереминой посвящена одному нз совр «меппых жанрово-стилистических явлений, получивших широкое распространение в языке мировых СМИ, — формату «ннфотейнмент». Работа выполнена на материале общественно-правовых и частных радиостанций Германии и методологически выдержана в русле функциональной стилистики, Актуальность исследования как языка СМИ в целом, так н отдельных медиаформатов в частности обусловлена множеством фактором.
В широком социально-культурном контексте это связано с доминирующей ролью СМИ в формировании общественного и индивидуального сознания, а также в регуляции политико-экономических процессов и информационных потоков. В контексте филологических исследований медиаречь представляет собой источник современного языкового материала, позволяющего по-новому осмыслить некоторые «традиционные» проблемы лингвистической науки. Также и для германского языкознания актуально обращение к новым жанрово-стилистическим явлениям, формирующимся в функциональной сфере СМИ н остающимся пока недостаточно исследованными. Обращение к феномену инфотейнмента как к объекту систематического исследования само по себе является новым для отечественной лингвистики, где до этого подвергались описанию лищь и частными радиокомпаниями.
Для общественно-правовыми непосредственного исследования были отобраны 8 передач шести радиостанций, общий объем письменной расшифровки которых составил почти 13 с половиной тысяч лексических единиц. В целом отобранный материал, равно как и методы исследования, отвечают поставленным целям и задачам и обеспечивают достоверность и новизну полученных результатов. Композиционно работа состоит из введения, теоретической и исследовательской частей, заключения, библиографии и приложения. Первая часть, состоящая из четырех глав, посвящена в целом анализу исследовательского контекста явления инфотейнмента и раскрытию зкстралингвистических условий его возникновения и функционирования.
Так, в первой главе рассматривается специфика радиовещания с точки зрения коммуникативного взаимодействия адресанта и адресата в условиях особого канала связи. Автор анализирует известные в коммуникативистике модели коммуникации и перечисляет «родовые» свойства радиовещания, определяющие, в свою очередь, привилегированность позиции модератора отдельные его аспекгы. Научнав новизна работы заключается также в попытке компяексного подхода к данному явлению. интегрирующего лингвистический и зкстралингвистичсский «векторы» рассмотрения и опрелелякгп~его меся о инфотейнмента в рамках публицистического стиля. '$'еорез ическав значимость исследования состоит в выявлении клк1чевых лингвостилистических признаков радиоформата «инфотейнмент» в контексте медиазкономической ситуации Германии.
Тем самым своеи работой диссертант вносит определенный вклад в развитие теории публицистического стиля, не только дополняя ее характеристиками нового формата. но и предлагая обновленную «конфигурацию» функций СМИ, неизменно затрагивающих язык данной функциональной сферы. Что касается материала исследования, то он отражает современное состояние радиовещания Германии в двух своих сегментах, представленных по отношению к слушателю и ритуализацию диа;«о«««в «,«е;«у.;««а««'-.«и««..
«,о данное явление, удачно обои«ачепное дис« =р«ан н«м ха«« псе««дак«х«и«у««икация, характерно не т««лько для ради««««сн«««««ия, но и для ь. ех СМИ в целом. Во второй главе предметом рассм«п рация с«««««««иязся теоретические аспекты стилистики медиатекстов, при эз««м а«««««р «Ф~ра«««асзся как к отечественной, так и к немецкой зрадинии фу««««ни«л«алин««й стилистики. Диссертант особо отмечает, чзо в немецкой с«илистике выделяется большее число функций медиатекстов, нежели в отечссчве««««««й традиции, где основные функции текстов публицистическ«ио стиля сводятся к двум — информированию и воздействию.
Можно толы«о приве«сзв««вать научную «смелость» автора, предлагаюгце««Х по сузи, расширить ззу бинарную структуру за счет развлекательной функции «сзр. 47), х«ля вопрос этот представляется достаточно дискуссионным. В тлаве 3 первой части диссертант переходит к собственно понятию «инфотеицмент», рассмазривая как историю самого термина и его трактовок, так и частныс случаи данно~о явления — эдутейнме««т и политей««мент. Здесь необходимо отметить, что в научный оборот вводится новый материал из зарубежных исзочников, представляющий интерес для исследователей-медиалингвистов. Четвертая глава теоретической части посвящена роли развлекательного компонента как составной части формата «инфотейнмент». Здесь представлен обзор психологических мотивов и эффектов развлекательности в массовой коммуникации, таких как игра, удаылетеарение са««малы«ь«х и психологических потребностей бенет«о от реаль««ости, самоиденти«рика««ия и др.
Столь подробное раскрыв ие социально- психологической подоплеки изучаемого явления представляется удачным дополнением к освещаемым далее медиазкономическим факторам, составляющим контекст формата «инфотейнмент». Вторая часть диссертационной работы Д.А. Грс«миной содержит результаты эмпирического исследования и также разбита на четыре главы. Глава первая посвя ен щ а истории становления и развития масс-медиа Германии, и в первую оче е ь р дь радиовещания в период после второй мировой войны. Здесь прослеживаются я медиаэкономические процессы, результатом которых стало фо ми вани ф р ро ие двухкомпонентной системы современного телерадиовещания ФРГ вкл включающей в себя общественно-правовые и частные теле адиоком рад компании. Диссертант приходит к заключению о конвергенции ме жду ними, выразившейся, среди прочего, в сближении содержания и фо мы по ф р дачи материала. Во второй главе исследовательской части приводится описание и ание контента, целевои аудитории и территориального охвата радиостан ий ц й, послуживших источником материала исследования.
Также здесь обосновь овываются критерии отбора передач для анализа, такие как принадлежность к формату «инфотейнмент», юридическая форма организации и территория вещания. В первых двух главах второй части автор демонстрирует владение обширной социологической и статистической информацией, вносящей в работу междисциплинарный компонент, без которого действительно сложно обойтись при анализе контекстуальных факторов.
Далее в третьей и четвертой главах представлен анализ программ формата «инфотейнмент» в двух его разновидностях «эдутейнмент» (третья глава) и «политейнмент» (четвертая глава). Изложение в данных главах структурировано по единой схеме, которая включает в себя обзор тематики и подачи материала, краткое изложение содержания программ и собственно лингвистический анализ по уровням языковой системы: фонетика, морфология, синтаксис„лексика. Здесь автор в полной мере демонстрирует сформированные навыки лингвостилистического анализа, умение скрупулезно работать с языковыми фактами, способность проникнуть в сложную «ткань» языка и сделать адекватные выводы. Безусловным достоинством этих глав является анализ образных средств языка, таких как метафора и языковая игра.
Сам по себе их анализ требует тонкого «чувства языка», но особенно сложно выявлять и интерпретировать тропы в иноязычном языковом материале. Диссертант с этой задачей успешно справился, показав тем самым высокий уровень лингвистической компетенции. В целом работа Д.А. Ереминой производит благоприятное впечатление. Диссертация четко и логично структурирована, выводы и заключение обоснованны и достоверны, научный стиль изложения и оформление — на высоком уровне. Цель исследования, сформулированную во введении, можно считать достигнутой; положения, выносимые на защиту, не вызывают принципиальных возражений.
Практическое использование фактического материала и результатов исследования возможно как при разработке теоретических курсов„ так и при проведении практических занятий по таким дисциплинам как стилистика, лексикология, фонетика„грамматика немецкого языка. Материалы диссертации могут быть также полезны для подготовки журналистов, особенно в курсах по истории зарубежной журналистики„основам экономики и менеджмента зарубежных средств массовой информации, практической стилисгики, Представленная диссертационная работа не лишена, однако, некоторых недостатков. 1.
Не совсем ясно определено содержание, вкладываемое в понятие «формат». Из формулировки в Заключении «...представляется возможным считать медиаформат «инфотейнмент» особым подстнлем внутри публицистического стиля...» 1стр. 1б7) следует, что формат и стиль употребляются автором как синонимы. Хотелось бы видеть более четкую дифференциацию понятий формат — жанр — сткяь. 2. Роль развлекательного компонента в главе 4 теоретической части проанализирована фактически только для реципиента информации.
Поскольку схема коммуникативного акта необходимо включает в себя еще и отправителя (на что указано автором в главе 1), то логично было бы проследить роль развлекательного компонента н для медиакомпаннй. Имплицитно это прослеживается в главе 1 исследовательской части, однако, представляется, что у'местнее эта глава выглядела бы в теоретической части сразу после главы 4.