Отзыв официального оппонента (авт. Анисимова Е. Е.) (Особенности немецкого радиоформата «Инфотейнмент» в рамках публицистического стиля (на материале общественно-правовых и частных радиостанций германии))
Описание файла
Файл "Отзыв официального оппонента (авт. Анисимова Е. Е.)" внутри архива находится в следующих папках: Особенности немецкого радиоформата «Инфотейнмент» в рамках публицистического стиля (на материале общественно-правовых и частных радиостанций германии), документы. PDF-файл из архива "Особенности немецкого радиоформата «Инфотейнмент» в рамках публицистического стиля (на материале общественно-правовых и частных радиостанций германии)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ОТЗЫВ официального оппонента о диссертации Ереминой Дарьи Аркадьевны на тему: «Особенности немецкого радиоформата «инфотейнтмент» в рамках публицистического стиля (на материале общественно-правовых и частных радиостанций Германии)», представленной на соискание ученой степени кандидата филологических наук (специальность 10. 02. 04 — Германские языки) Настоящая диссертация посвящена комплексному исследованию формата «инфотейнтмент» в современном радиодискурсе ФРГ. Новый медиаформат «инфотейнтмент», возникший в результате конвергенции информационных и развлекательных программ, приобретает в настоящее время все большее распространение и значимость в структуре западных масс медиа, чем объясняется возрастающий общественный и научный интерес к данному феномену.
Исследование формата «инфотейнтмент» в радиокоммуникации представляется нам обоснованным и своевременным, так как, несмотря на появление новых компьютерных технологий, «слово в эфире» благодаря своей вездесущности, доступности, камерности продолжает оставаться эффективнейшим средством воздействия на массовую аудиторию. Актуальность рецензируемой диссертации обусловлена тем, что радиоформат «инфотейнтмент», исследуемый до сих пор главным образом специалистами в области СМИ, не был предметом специального изучения с позиции лингвистики.
Новизна проведенного исследования заключается, по нашему мнению, в том, что в нем впервые выявляются и всесторонне изучаются экстралингвистические и лингвистические особенности радиоформата «инфотейнтмент», определяется его статус в рамках публицистического стиля. В работе изучаются два вида радиоформата «инфотейнтмент»: «эдутейнмент» (познавательные программы) и «политейнмент» (политические программы). Материалом исследования послужили передачи шести немецких радиостанций: трех общественно-правовых (1ЧЭК2, Х-ЮУ, гайое1пз) и трех коммерческих (Кайо 1йь Мес1егзасЬзеп, Вег1шег Кипс1йп1с 91,4, Бргеегайо).
Такой отбор анализируемого материала представляется вполне оправданным, так как позволяет исследовать радиоформат «инфотейнтмент» в контексте медиаэкономической ситуации в Германии, проследить общее и частное в построении и языковом оформлении данного медиаявления в зависимости от медиаполитики адресанта, региона радиовещания, целевой аудитории и т.д. Тема диссертационного исследования потребовала от автора изучения и всестороннего освещения в работе широкого круга проблем, таких как: специфика радиокоммуникации, сущность понятия «инфотейнтмент» и его интерпретация зарубежными и отечественными специалистами, роль развлекательного в СМИ, особенности медиаэкономического развития ФРГ, характеристика общественно-правовых и частных радиостанций, передачи которых использовались в анализе и другие.
Особо хотелось бы отметить тщательную разработку диссертантом проблем стилистики, типологии текстов, связанных с обоснованием в работе функционально-стилистического подхода к изучению радиоформата «инфотейнтмент». Так, в теоретической части диссертации достаточно подробно освещаются традиции отечественной (труды В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, М.Н. Кожиной, Г. Я. Солганик и др.) и традиции немецкой функциональной стилистики (труды Э.Г.
Ризельи Е.И. Шендельс, В. Фляйшера, Г. Михеля, М. Хоффмана и др.); рассматриваются и обобщаются теоретические положения исследований, посвященных публицистическому стилю, описанию особенностей медийных текстов и т.д. В концепции Ереминой Д.А. радиоформат «инфотейнтмент» представляет собой сложный языковой феномен в рамках публицистического стиля, выполняющий информационную и развлекательную функцию, и обладающий ярко выраженной разговорной окраской.
Развлекательность, игровое начало, создание эффекта доверительного личного общения в исследованном радиоформате, как показал проведенный анализ, приводят к широкому использованию в речи, как модераторов, так и героев радиопередач разговорных элементов разных языковых уровней.
На основе декодирования записей радиопередач, скрупулезного анализа языкового материала автору удалось установить и детально описать фонетические, лексические, морфологические и синтаксические средства разговорной спонтанной речи, характерные для радиоформата «инфотейнтмент». Так к наиболее часто встречающимся фонетическим особенностям относятся: редукция гласного в окончании у глаголов в форме первого лица ед. числа, отпадение дифтонга в неопределенном артикле и др.; к морфологическим особенностям — замена личного местоимения или существительного разговорным указательным местоимением Нег и др.; синтаксические особенности, частично обусловленные спецификой восприятия радиоречи, представлены инверсией порядка слов, парцелляцией и т.д.; лексические особенности проявляются в широком употреблении разговорнофамильярной, а также частично грубой лексики.
Исследование номенклатуры и степени проявления разговорных элементов проводилось диссертантом с учетом таких факторов как разновидность радиоформата «инфотейнтмент» («эдутейнмент»/ «политейнмент»), интенция адресанта, степень подготовленности речи (речь записана заранее/ речь в эфире), вид речи (монолог, диалог, полилог), тип радиовещания (общественно-правовая/частная радиостанция) и др. Анализ радиоформата «эдутейнмент» показал, что в нем в доступной, увлекательной форме обсуждаются проблемы, представляющие научно- познавательный интерес для слушателей. При этом для радиоформата «эдутейнмент» на общественно-правовых радиостанциях, где шире задействованы коммуникативные круги (записанные заранее монологические сообщения сочетаются с диалогом модератора в прямом эфире), характерен более богатый набор используемых стилистических средств и приемов.
В свою очередь, в радиоформате «эдутейнмент» на частных радиостанциях, где коммуникативный круг ограничен записанной заранее речью ведущего, речь модераторов менее образна и характеризуется в целом снижением стилистического тона. Особый интерес, на наш взгляд, представляет проведенный в работе анализ радиоформата «политейнмент», где оригинально, в шутливом, ироничном ключе обсуждаются актуальные политические проблемы международного, федерального значения (на общественно-правовых радиостанциях) и локального значения (обычно на частных радиостанциях).
Для адекватного восприятия данного радиоформата от радиослушателя, как справедливо отмечает автор, требуется достаточно высокий уровень фоновых знаний, а также в известной мере наличие чувства юмора. В диссертации достаточно подробно рассматриваются механизмы создания комического в радиоформате «политейнмент»: театрализация сюжетов, где действующими лицами выступают видные политические деятели (достаточно упомянуть «говорящее» название передачи «Супермеркель»), аллюзии, игра слов, двойной смысл, нарочитое употребление разговорно-фамильярной лексики, диалектизмов, англицизмов и т.п. На основе проведенного исследования Еремина Д.А. приходит к выводу о том, что медиаформат «инфотейнтмент» может рассматриваться не только как своеобразный медиофеномен, в котором развлекательность достигается особыми приемами подачи и языковой репрезентации освещаемой тематики, но и как подстиль публицистического стиля.
В целом автор выполнил поставленную задачу — в диссертационном исследовании изучены экстралингвистические и лингвистические параметры радиоформата «инфотейнтмент» и его основных разновидностей «эдутейнмент» и «политейнмент». Диссертант проявил высокий уровень лингвистической компетенции. Диссертационное исследование построено логично, его основные положения аргументированы и не вызывают возражений. Особо хотелось бы отметить умение автора работать с эмпирическим материалом.
Так, само прослушивание, декодирование записей радиопередач и их анализ явилось трудоемкой задачей, потребовавшей от диссертанта терпения и особой тщательности в работе. Диссертационное исследование отличают богатство примеров, их умелая интерпретация. Работа написана хорошим русским языком, Диссертация Ереминой Д.А. представляет теоретическую значимость для медиалингвистики, дискурсологии, стилистики, типологии текстов, теории коммуникации, радиожурналистики, политологии.
Прикладное значение проведенного исследования состоит в том, что его положения и материалы могут быть использованы в курсах лекций и на семинарах по стилистике, лингвистике текста, лексикологии, основам профессиональной деятельности журналиста,на занятиях по изучению языка СМИ, разговорного немецкого языка, а также на практических занятиях немецкого языка, нацеленных на развитие у обучаемых навыков аудирования радиоречи.
Оценивая проведенное диссертационное исследование положительно, вместе с тем хотелось бы высказать ряд замечаний и пожеланий: — Соглашаясь в целом с гипотезой диссертанта о том, что радиоформат «инфотейнтмент» может быть рассмотрен с позиции функционально- стилистического подхода как особый подстиль публицистического стиля, мы вместе с тем считаем, что стилистический статус данного феномена нуждается в проведенном исследовании в более глубоком, основательном научном осмыслении. При рассмотрении изучаемого явления с позиции стилистики автор опирается на исследование Н.И. Клушиной (с. 167), которая выделяет в публицистическом стиле информационный и собственно публицистический подстили, при этом диссертант оставляет открытым вопрос о том, каким же подстилем является радиоформат «инфотейнтмент»? Возможно, следуя логике его рассуждений, информационно-развлекательным? В связи с этим возникает целый ряд вопросов об особенностях данного подстиля: Какими стилевыми чертами он обладает? Какие речевые формы доминируют в нем? Какие жанры характерны для этого подстиля? и т.п.
— Представляется, что для выявления языковых особенностей радиоформата «эдутейнмент» в общественно-правовых и частных радиостанциях, автору стоило бы привлекать тематически более широкий спектр радиопередач. Так, обилие фразеологизмов в данном радиоформате в частных радиостанциях, на которое указывает диссертант, в ряде случаев обусловлено прежде всего их тематикой. Я имею в виду программу "Рг. %ог1 егИаг~ йе %е11" на нижнесаксонской радиостанции "Кайо Йп МейегзасЬзеп", посвященную описанию фразеологизмов немецкого языка. — Рассмотрение особенностей разговорной речи, встречающихся в радиоформате «инфотейнтмент» в общественно-правовых и частных и частных радиостанциях, Автореферат и опубликованные с диссертации.