Диссертация (Особенности немецкого радиоформата «Инфотейнмент» в рамках публицистического стиля (на материале общественно-правовых и частных радиостанций германии)), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Особенности немецкого радиоформата «Инфотейнмент» в рамках публицистического стиля (на материале общественно-правовых и частных радиостанций германии)". PDF-файл из архива "Особенности немецкого радиоформата «Инфотейнмент» в рамках публицистического стиля (на материале общественно-правовых и частных радиостанций германии)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Причем в данномслучае имеется в виду высказывание в динамическом плане 13 – как процессиндивидуального использования языка, то есть как процесс речи.Таким образом, коммуникативный акт на радио можно представить какпередачу устного высказывания путем радиосигнала от адресанта-модератора илиинициатора сообщения к адресату-«массовому слушателю» в контексте другихвысказываний и экстралингвистических факторов.Следует отметить, что именно технический канал связи («контакт» в моделиЯкобсона) во многом обсуловливает специфику радиокоммуникации и отличаетее от других видов массовой коммуникации.
В соответствии с этим, М.В. Зарва всвоей книге «Слово в эфире»14выделяет шесть основных особенностейрадиовещания:1) Акустичность. В качестве основного средства общения используетсязвучащая речь. Звуки на радио (речь, музыка, шумы) играют важную роль вкачестве основного средства выражения и передачи как информации, так иэмоций.В контексте данной работы следует подчеркнуть, что отсутствиезрительных образов осложняет процесс восприятия и возлагает особуюответственность на модератора, который должен формулировать свои тексты так,чтобы они были понятны и доступны слушателям. Кроме того, должно уделяться12Гак В.Г.
Языковые преобразования. М., 1998. С. 206Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке. М., 2009. С. 20214Зарва М.В. Слово в эфире. М., 2011. С. 53-621315внимание и «невербальной информации»15 (тембр голоса, интонационная окраскафраз, темпо-ритм, громкость).2) Однотипность речевого общения, обусловленная особенностями массовойкоммуникации.3) Дистантность речевого акта. Говорящий удален от слушающего, чтоусугубляется отсутствием зрительного контакта на радио. Следовательно,отсутствует возможность корректировать свою речь в зависимости от поведенияреципиента. Кроме того, в качестве средств иллюстративности используется то,что может предоставить радио как канал связи: документальные записи, шумы,музыка, а также образные свойства звучащей речи.4) Синхронность.
Речь говорящего воспринимается, как правило, в моментего появления в эфире. Возможности восприятия слушателем речи модератораограничены, поэтому в радиожурналистике присутствует стремление сжатьмаксимальное количество информации до минимально возможных временныхрамок. Если информации слишком много и речь модератора оказываетсязатянутой, внимание реципиента рассеивается.5) Вездесущность и, как следствие, массовость аудитории.
М.В. Зарва пишето том, что аудитория радиопрограмм является разнообразной по социальномусоставу, возрасту, полу, образованию и культуре.6) Камерность обстановки, в которой воспринимается передача. Журналист,учитывая массовость аудитории, обращается к каждому слушателю в отдельности,и его задача – найти общий язык с каждым. В связи с этим говорящий долженсделать свой язык понятным всем, пояснить специальные термины или избежатьих. Передавать информацию нейтральным, но не слишком сухим языком.1.2.Целевая аудитория в условиях массовой коммуникацииРоссийскийисследовательА.А.Леонтьевопределялмассовуюкоммуникацию как «один из видов социально ориентированного общения» 16 ,15Зарва М.В. Язык радио // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования.
Отв. ред. М.Н. Володина.Ч.2. М., 2004. С. 37216Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М., 1999. С. 25616субъектом которого является личность конкретного коммуникатора. Он отметилчетыре основные особенности массовой коммуникации 17 , которые позволяютвыделить ее в отдельный тип коммуникативной деятельности:1) наличиеспециализированныхформ,каналовисредствобщения(электронные и бумажные СМИ, пресса), которые обладают собственнойаудиторией;2) многофункциональность;3) массовость аудитории, а также ее рассредоточенность во времени ипространстве (при этом, по мнению А.А. Леонтьева, аудитория различных СМИявляется специализированной и объединяется определенными характеристиками:принадлежностью к одной социальной группе, интересом к одним общественнымпроблемам, едиными вкусовыми пристрастиями, например, в области музыки);4) особыйвидобратнойсвязи(отсутствиеилиминимизациянепосредственной реакции).Согласноклассификации,представленнойвкнигеВ.П.Конецкой«Социология коммуникации» 18 , разделение информации по значимости дляразной целевой аудитории является одним из трех условий существованиямассовой коммуникации.
Как пишет Конецкая, информация, транслируемая СМИ,должна быть социально значимой и должна соответствовать социальныможиданиям определенных групп индивидов. Это позволит им использоватьсообщения средств массовой информации для межличностного общения наактуальные для них темы, то есть для социальной интеракции в обществе.Остальными двумя факторами, необходимыми для осуществления массовойкоммуникации, является наличие технических средств (каналов передачи,получения и хранения информации), а также многоканальность и возможностьвыбора тех или иных коммуникативных средств.17Леонтьев А.А.
Психология воздействия в массовой коммуникации // Язык СМИ как объект междисциплинарногоисследования. Отв. ред. М.Н. Володина. Ч.2. М., 2004. С. 99 - 10118Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997. С. 12617Помимо понятия «целевая аудитория», существуют также понятияпервичная и вторичная аудитории19.
Под первичной аудиторией в данном случаепонимаетсятагруппазрителей,слушателейиличитателей,которыенепосредственно воспринимают сообщения СМИ, а под вторичной – болееширокий круг реципиентов, которым пересказывается содержание материаловСМИ членами первичной аудитории в ходе межличностной коммуникации.Таким образом, полученная информация, комментарий или ощущение могут бытьпреобразованы и пережиты вторично, пока не оформятся в сознании всех группреципиентов окончательно.Чтобыпараллельныхпояснитьфеноменреципиентовиодновременногосовмещенияналичиямежличностнойнесколькихимассовойкоммуникации в масс медиа, немецкие исследователи используют термин «кругикоммуникации»20. Это явление имеет место в том случае, если в студии модераторобращается непосредственно к своему гостю или гостям, учитывая при этом, чтовесь диалог в студии рассчитан на публику, сидящую перед экранами телевизоровили у радиоприемников.
Таким образом, возникает «двойная адресация»: квнутреннему кругу относятся непосредственные участники межличностнойкоммуникации (на схеме 1 21 обозначены А и Б), а к внешнему – реципиенты,которые воспринимают происходящее на уровне массовой коммуникации (насхеме обозначены Р).Схема 1. Акт массовой коммуникации с «двойной адресацией»АРБДля описания некоторых программ приходится говорить уже о трех кругахкоммуникации и о «тройной адресации». Эта необходимость возникает, когда19Леонтьев А. А. Психология воздействия массовой коммуникации // Язык СМИ как объект междисциплинарногоисследования.
Часть 2. Отв. ред. М.Н. Володина. М., 2004. С. 10020Burger H. Mediensprache. Eine Einführung in Sprache und Kommunikationsformen der Massenmedien. Berlin, 2005. S.19-2121Ibid. S. 2018речь идет о программах, которые предусматривают присутствие публики в студии.Таким образом, к внутреннему кругу (на схеме 222) относятся непосредственныеучастники диалога в студии (на схеме обозначены А, Б, В), к первому внешнемукругу – реципиенты в студии (РС), ко второму внешнему кругу – реципиенты запределами студии (Р).
Ведущие диалог модератор программы и его гость/гостиориентируются в такой ситуации не только на зрителей или слушателей, но и нату публику, которая находится в одном с ними помещении и присутствует при ихразговоре. Эта публика, в свою очередь, также осуществляет коммуникативнуюдеятельность с аудиторией за пределами студии, зная, что та может ее увидеть нателеэкране и услышать по радиоприемнику.Схема 2. Акт массовой коммуникации с «тройной адресацией»АРСБРВ1.3. Обратная связь на радиоА.А.
Леонтьев в своей работе «Психология общения» отмечает наличиеособого типа обратной связи в СМИ23. Исследователь разделяет обратную связь вшироком смысле и в узком. В первом случае обратная связь понимается как нечто,2223Burger H. Op.cit. S. 21Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1999. С. 271-28019присущеелюбойкоммуникации.Леонтьевисходитиз«обязательнойдвусторонности всякой коммуникации»24.Этот тезис восходит к теории диалогичности М.М. Бахтина, который считалделение на говорящего и слушающего своего рода фикцией: «В самом деле,слушающий, воспринимая и понимая значение (языковое) речи, одновременнозанимает по отношению к ней активную ответную позицию……Всякоепонимание живой речи, живого высказывания носит активно ответный характер(хотя степень этой активности бывает весьма различной); всякое пониманиечревато ответом и в той или иной форме обязательно его порождает: слушающийстановится говорящим»25.В узком смысле обратную связь следует понимать как непосредственнуюреакцию реципиента на сообщение адресата.
В данном случае, констатируетЛеонтьев, можно говорить об обратной связи через специальные каналы (звонки встудию, письма в редакцию и т.д.) и о «скрытой обратной связи» (представлениеадресанта о типичной реакции целевой аудитории).Говоря о характеристиках массовой аудитории и специфике обратной связи,следует учитывать трудности, с которыми приходится сталкиваться адресантусообщения в процессе массовой коммуникации. Как писал советский лингвистА.М.